Генрих Корнелии Агриппа (1456—1533)
Агриппа был лучшим учеником Тритемия и, скорее всего, имел беспрепятственный доступ к его библиотеке. В своих трудах он упоминает названия четырех из пяти книг «Лемегетона» — кроме «Гоэтии», но лишь потому, что ее он знал под другим названием, как «Liber Malorum Spirillum». По аналогичной причине у Агриппы не находится прямых упоминаний о «Теургии-гоэтии»: он знал эту книгу как первую часть «Стеганографии» Тритемия. В своих классических трех книгах «Оккультной философии» (написанных в 1509-м, но опубликованных лишь в 1533 году) Агриппа охватывает почти все области западной магии, но подробности о том, как выводить имена духов и какие процедуры необходимы для практической работы с книгами «Лемегетона», приводит лишь в краткой работе «О магических церемониях». Здесь он высказывает несколько очень интересных замечаний, которые необходимо будет принять во внимание, когда речь пойдет о методах инвокации и эвокации. Трактат «О магических церемониях» был опубликован в составе так называемой «Четвертой книги оккультной философии», в которую также вошел «Гептамерон».
Вир и «Псевдомонархия демонов»
Итак, ученик Тритемия продолжил его традицию и, в свою очередь, передал ее своему ученику, Иоганну Виру, или Вейеру (1515—1588). Трактат Вира «О демонических иллюзиях» («Praestigiis Daemonum»), впервые опубликованный в 1563 году, отчасти представлял собой протест против тех чудовищных жестокостей, которыми изобилует «Молот ведьм». Вир приводит много любопытных подробностей, касающихся биографии его учителя Агриппы и учителя его учителя, аббата Тритемия, а также архетипического мага доктора Фауста, позднее увековеченного в сочинениях Гёте и Марло.
Стоит отметить, что Зигмунд Фрейд относил «Демонические иллюзии» Вира к числу десяти важнейших книг за всю историю. Свидетельствует ли это о тайном интересе Фрейда к демонологии или же объясняется тем, что именно Вир впервые использовал психологический подход к проблеме истерии, окружавшей и охоту на ведьм и, собственно, практику колдовства. В первое издание оно не вошло и было опубликовано лишь в 1583 году. Это приложение представляет собой каталог демонических имен, которому Вир дал название «Псевдомонэрхия демонов» («Pseudomonarchia Daemonum»), Он содержит 69 демонов и почти тождествен перечню 72 демонов «Гоэтии». К сожалению, в единственном английском издании монументального трактата Вира (опубликованного под странным названием «Ведьмы, демоны и доктора в эпоху Возрождения» ) это приложение отсутствует — вероятно, потому, что выходит за рамки редакторских интересов., сводившихся, в основном, к медицине и психологии. Но., по счастью, это приложение публиковалось на английском по отдельности: в книге Реджинальда Скота и в приложении к «Малому Ключу Соломона» под редакцией Дж. Петерсона
Откуда заимствовал Вир свой каталог? Нам представляется, что его источником послужила, скорее всего. «Книга злых духов» («Liber Malorum Spiritum») Тритемия. Правда, Вир указывает другой источник — рукопись под названием «Книга чинов духов, или Книга изречений, полученных Соломоном от князей и царей демонов» («Liber Officiorum spirituum, seu Liber dietus Empto[rium] salomonis. de principibus & regibus dcemoniorum»). В перечне книг из библиотеки Тритемия, составленном в 1508 году, Соломонова «Книга чинов духов» указана сразу же после «Книги злых духов».
Бенуа Гревен предполагает, что название «Liber dietus Empto. Salomon» может представлять собой искаженное «Liber Emphoras salomonis». то есть название некоего гримуэра, посвященного Шем ха-Мефореш, имени Бога, из которого производятся 72 ангельских имени В этом случае связи 72 демонов «Гоэтии» с 72 ангелами Шем ха-Мефореш имеют давнюю историю, и попытка Радда восстановить или продолжить эту традицию имеет под собой прочное основание. Это очень важное соображение, хотя на данный момент оно остается гипотетическим [1].
Имена из «Псевдомонархии демонов» несколько отличаются в записи от имен из «Гоэтии», но фонетически зачастую очень схожи. Это. опять-таки, наводит на мысль, что автор «Гоэтии» и Вир пользовались общим источником, а не переписывали друг у друга В каталоге Вира отсутствуют Есе 72 печати демонов, которые приводятся в «Гоэтии». Еще одно отличие заключается в том, что Вир дает лишь одно простое заклинание, тогда как в «Гоэтии» приведена сложная система заклинаний, восходящая, как уже указывалось, к «Гептамерону» д'Абано
Но самое очевидное различие между каталогом Вира и «Гоэтией» заключается в самой последовательности духов. Тот факт, что последние три демона «Гоэтии» у Вира не упомянуты, наводит на мысль об ошибке переписчика:: едва ли это упущение было преднамеренным. Вир исключает из списка Вассаго, Сеере, Дэнталиона и Андромэпиуса, но вместо Вассаго приводит Пруфласа\Буфаса, так что в общей сложности у него получается 69 имен.
В этой «псевдомонэрхической» иерархии демоны получают различные титулы:: король (гех), герцог (dux), князь {princeps} страж, или председатель (praeses), маркиз (marchio) и граф (comes). Вдобавок одному духу (Фуркасу) придан титул «miles», что обычно переводят как «рыцарь» или «воин». Не исключено, что этот «miles» — на самом деле не титул, а часть описания.
Агриппа был лучшим учеником Тритемия и, скорее всего, имел беспрепятственный доступ к его библиотеке. В своих трудах он упоминает названия четырех из пяти книг «Лемегетона» — кроме «Гоэтии», но лишь потому, что ее он знал под другим названием, как «Liber Malorum Spirillum». По аналогичной причине у Агриппы не находится прямых упоминаний о «Теургии-гоэтии»: он знал эту книгу как первую часть «Стеганографии» Тритемия. В своих классических трех книгах «Оккультной философии» (написанных в 1509-м, но опубликованных лишь в 1533 году) Агриппа охватывает почти все области западной магии, но подробности о том, как выводить имена духов и какие процедуры необходимы для практической работы с книгами «Лемегетона», приводит лишь в краткой работе «О магических церемониях». Здесь он высказывает несколько очень интересных замечаний, которые необходимо будет принять во внимание, когда речь пойдет о методах инвокации и эвокации. Трактат «О магических церемониях» был опубликован в составе так называемой «Четвертой книги оккультной философии», в которую также вошел «Гептамерон».
Вир и «Псевдомонархия демонов»
Итак, ученик Тритемия продолжил его традицию и, в свою очередь, передал ее своему ученику, Иоганну Виру, или Вейеру (1515—1588). Трактат Вира «О демонических иллюзиях» («Praestigiis Daemonum»), впервые опубликованный в 1563 году, отчасти представлял собой протест против тех чудовищных жестокостей, которыми изобилует «Молот ведьм». Вир приводит много любопытных подробностей, касающихся биографии его учителя Агриппы и учителя его учителя, аббата Тритемия, а также архетипического мага доктора Фауста, позднее увековеченного в сочинениях Гёте и Марло.
Стоит отметить, что Зигмунд Фрейд относил «Демонические иллюзии» Вира к числу десяти важнейших книг за всю историю. Свидетельствует ли это о тайном интересе Фрейда к демонологии или же объясняется тем, что именно Вир впервые использовал психологический подход к проблеме истерии, окружавшей и охоту на ведьм и, собственно, практику колдовства. В первое издание оно не вошло и было опубликовано лишь в 1583 году. Это приложение представляет собой каталог демонических имен, которому Вир дал название «Псевдомонэрхия демонов» («Pseudomonarchia Daemonum»), Он содержит 69 демонов и почти тождествен перечню 72 демонов «Гоэтии». К сожалению, в единственном английском издании монументального трактата Вира (опубликованного под странным названием «Ведьмы, демоны и доктора в эпоху Возрождения» ) это приложение отсутствует — вероятно, потому, что выходит за рамки редакторских интересов., сводившихся, в основном, к медицине и психологии. Но., по счастью, это приложение публиковалось на английском по отдельности: в книге Реджинальда Скота и в приложении к «Малому Ключу Соломона» под редакцией Дж. Петерсона
Откуда заимствовал Вир свой каталог? Нам представляется, что его источником послужила, скорее всего. «Книга злых духов» («Liber Malorum Spiritum») Тритемия. Правда, Вир указывает другой источник — рукопись под названием «Книга чинов духов, или Книга изречений, полученных Соломоном от князей и царей демонов» («Liber Officiorum spirituum, seu Liber dietus Empto[rium] salomonis. de principibus & regibus dcemoniorum»). В перечне книг из библиотеки Тритемия, составленном в 1508 году, Соломонова «Книга чинов духов» указана сразу же после «Книги злых духов».
Бенуа Гревен предполагает, что название «Liber dietus Empto. Salomon» может представлять собой искаженное «Liber Emphoras salomonis». то есть название некоего гримуэра, посвященного Шем ха-Мефореш, имени Бога, из которого производятся 72 ангельских имени В этом случае связи 72 демонов «Гоэтии» с 72 ангелами Шем ха-Мефореш имеют давнюю историю, и попытка Радда восстановить или продолжить эту традицию имеет под собой прочное основание. Это очень важное соображение, хотя на данный момент оно остается гипотетическим [1].
Имена из «Псевдомонархии демонов» несколько отличаются в записи от имен из «Гоэтии», но фонетически зачастую очень схожи. Это. опять-таки, наводит на мысль, что автор «Гоэтии» и Вир пользовались общим источником, а не переписывали друг у друга В каталоге Вира отсутствуют Есе 72 печати демонов, которые приводятся в «Гоэтии». Еще одно отличие заключается в том, что Вир дает лишь одно простое заклинание, тогда как в «Гоэтии» приведена сложная система заклинаний, восходящая, как уже указывалось, к «Гептамерону» д'Абано
Но самое очевидное различие между каталогом Вира и «Гоэтией» заключается в самой последовательности духов. Тот факт, что последние три демона «Гоэтии» у Вира не упомянуты, наводит на мысль об ошибке переписчика:: едва ли это упущение было преднамеренным. Вир исключает из списка Вассаго, Сеере, Дэнталиона и Андромэпиуса, но вместо Вассаго приводит Пруфласа\Буфаса, так что в общей сложности у него получается 69 имен.
В этой «псевдомонэрхической» иерархии демоны получают различные титулы:: король (гех), герцог (dux), князь {princeps} страж, или председатель (praeses), маркиз (marchio) и граф (comes). Вдобавок одному духу (Фуркасу) придан титул «miles», что обычно переводят как «рыцарь» или «воин». Не исключено, что этот «miles» — на самом деле не титул, а часть описания.