БЕРЁЗА - ВЕЧНЫЙ СИМВОЛ АЛТАЯ
Береза относится к наиболее почитаемым деревьям на Алтае. Местные жители наделили его сакральным смыслом и почитали как одну из святынь. По древним преданиям, березу сотворили небесные силы, и дерево, будучи божественным творением, всегда должно быть рядом с человеком, проходя через наиболее важные события его жизненного пути. Может быть, именно поэтому в традициях древних алтайских родов особое уважительное отношение к этому растению, с которым связаны многие местные легенды, обычаи и обряды.
Например, в одном из героических сказаний Алтая о богатыре Маадай-Кара береза выступает в качестве оберега и хранительницы. Как гласит легенда, пленённые врагами родители Маадай – Кара, перед тем как их угнали в рабство, положили люльку с младенцем под сень березы. Кормилица-береза вскормила мальчика своими соками. Богатырь вырос и освободил из рабства своих родителей. Интересно, что в давние времена люди действительно вынуждены были оставлять детей под березой, считая, что дерево защитит их от рабства и гибели.
Березу традиционно использовали для изготовления священного инструмента алтайских жрецов - шаманского бубна. Как правило, такой «чести» удостаивались лишь два дерева на Алтае – кедр и береза. Из березовой древесины мастера вытачивали орбу – колотушку для бубна. При этом, в знак особого почтения изображение белоствольного дерева вырезали и на самом инструменте. Приступая к обрядам, новый шаман камлал без бубна. В более древние времена для этого использовали ветки березы.
Еще одним обычаем, связанным с культом березы, является поклонение Алтаю. Этот обряд жители горного края проводят по весне. На улице прямо возле входа в юрту ставят молоденькую березку, а рядом с нею жертвенный алтарь и веревку для коня. В юрте устанавливают три дерева: одно – в изголовье кровати, второе - у очага и третье - у двери. На ветки берез повязывают жертвенные ленточки. Молоком утренней дойки женщины омывают ветки берез, связанных воедино нитью. В очагах жертвенников сжигают можжевеловые ветви, их пеплом обсыпают березу, стоящую на улице, произнося при этом пожелания благополучия и процветания. После этого на березу вешают жертвенные ленты. Окропляют священным можжевельником и животных, приносимых в качестве даров великому Алтаю.
И в наши дни береза остается для алтайцев символом чистоты и непорочности. Вырубка березовых деревьев здесь крайняя редкость. Делать это разрешено лишь в двух случаях – после рождении ребенка и перед свадьбой. Перед этим люди молятся, просят божества о прощении и окропляют ветки срубаемого дерева молоком, повязывая на них белые ленточки.
Алтайцы с огромным благоговением относятся к посуде из бересты. Они используют ее почти во всех священных обрядах, проводимых с участием шамана. Например, мясо жертвенных животных укладывают на изготовленные из бересты подносы и сжигают на кострищах, а ложки из бересты с длинной ручкой используют для опрыскивания. После кончины кого-то из близких алтайцы не могут рубить березу на протяжении года.
Береза относится к наиболее почитаемым деревьям на Алтае. Местные жители наделили его сакральным смыслом и почитали как одну из святынь. По древним преданиям, березу сотворили небесные силы, и дерево, будучи божественным творением, всегда должно быть рядом с человеком, проходя через наиболее важные события его жизненного пути. Может быть, именно поэтому в традициях древних алтайских родов особое уважительное отношение к этому растению, с которым связаны многие местные легенды, обычаи и обряды.
Например, в одном из героических сказаний Алтая о богатыре Маадай-Кара береза выступает в качестве оберега и хранительницы. Как гласит легенда, пленённые врагами родители Маадай – Кара, перед тем как их угнали в рабство, положили люльку с младенцем под сень березы. Кормилица-береза вскормила мальчика своими соками. Богатырь вырос и освободил из рабства своих родителей. Интересно, что в давние времена люди действительно вынуждены были оставлять детей под березой, считая, что дерево защитит их от рабства и гибели.
Березу традиционно использовали для изготовления священного инструмента алтайских жрецов - шаманского бубна. Как правило, такой «чести» удостаивались лишь два дерева на Алтае – кедр и береза. Из березовой древесины мастера вытачивали орбу – колотушку для бубна. При этом, в знак особого почтения изображение белоствольного дерева вырезали и на самом инструменте. Приступая к обрядам, новый шаман камлал без бубна. В более древние времена для этого использовали ветки березы.
Еще одним обычаем, связанным с культом березы, является поклонение Алтаю. Этот обряд жители горного края проводят по весне. На улице прямо возле входа в юрту ставят молоденькую березку, а рядом с нею жертвенный алтарь и веревку для коня. В юрте устанавливают три дерева: одно – в изголовье кровати, второе - у очага и третье - у двери. На ветки берез повязывают жертвенные ленточки. Молоком утренней дойки женщины омывают ветки берез, связанных воедино нитью. В очагах жертвенников сжигают можжевеловые ветви, их пеплом обсыпают березу, стоящую на улице, произнося при этом пожелания благополучия и процветания. После этого на березу вешают жертвенные ленты. Окропляют священным можжевельником и животных, приносимых в качестве даров великому Алтаю.
И в наши дни береза остается для алтайцев символом чистоты и непорочности. Вырубка березовых деревьев здесь крайняя редкость. Делать это разрешено лишь в двух случаях – после рождении ребенка и перед свадьбой. Перед этим люди молятся, просят божества о прощении и окропляют ветки срубаемого дерева молоком, повязывая на них белые ленточки.
Алтайцы с огромным благоговением относятся к посуде из бересты. Они используют ее почти во всех священных обрядах, проводимых с участием шамана. Например, мясо жертвенных животных укладывают на изготовленные из бересты подносы и сжигают на кострищах, а ложки из бересты с длинной ручкой используют для опрыскивания. После кончины кого-то из близких алтайцы не могут рубить березу на протяжении года.