Чувашские руноподобные знаки
К наиболее значительным памятникам древнечувашской рунической письменности относятся:
1) деталь женского нагрудного украшения ш лкеме, отлитая из меди.Датируется XVII веком, обнаружена при раскопках Мартыновского могильника(Козловский район, Чувашская Республика) археологической экспедицией.
2)Антропоморфный каменный памятник основателю населенного пункта Клемтэль(Клементейкино, Альметьевский район, Татарстан), датируется 1740-ми годами.
3)Антропоморфный женский памятник из камня (конец XVII века) на старом кладбище деревни Клемтэль.
4) Антропоморфный каменный памятник (XVIII век) на старом кладбище деревни Клемтэль.
5) Камень с письменами (XVIII век) на старом кладбище деревни Ухинкэль (Афонькино, Шепталинский район, Самарская обл.).
6) Женские рубахи с вышитыми «узорами письма», датируемые XVIII веком
7) Женские рубахи с «узорами письма» (XVIII—XIX вв.) в
В число названных произведений не включены предметы с отдельными
тамгообразными знаками, а их набирается несколько десятков. В Чувашском
республиканском краеведческом музее имеется также несколько пастушьих палок —
налоговых бирок с многочисленными тамгообразными фигурами, из которых многие
повторяют буквы рунического письма. Чувашское название их — карт туйи («палка
письма»). Как известно, на аналогпчных деревянных палках древнеиранские писцы
вели, хозяйствеиные запнси, а слово «карт» на нх языке означало «запись, письмо», в
нем же содержалось и понятие «книга». К примеру, зороастрийская священная книга
Авеста почиталась как Денкард, т. е. книга религии, религиозного установления или
закона.
В использовании письменности письмо на палках представляло собой как бы особую
форму, которая получила в Средней Азии широкое распространение. 06 этом
свидетельствуют, например, находки археологов в древнем Пенджикенте. На одной из
фресок пенджикентского храма среди многих фигур изображен человек, делающий
какие-то записи. Как отмечают исследователи Б. Маршак и В. Распопова, писец на
фреске «в голубом шелковом кафтане с желтыми отворотами сидит в изысканной
позе...» В руке у него короткая палка, и две такие же палки лежат рядом. К поясу
«подвешена маленькая сумочка, в которой могла находиться чернильница. ...На
ивовых палках делали записи тушью».
Эти факты позволяют заключить, что чувашские «карт туйи» известны с далеких
времен. Их название и назначение совпадают с древнеиранскими памятниками
письменности. На чувашских налоговых бирках мне не удалось расшифровать каких-
либо слов, не говоря уже о сочетаниях их.
С буквами алфавитов рунических письменностей имеют поразительное сходство
знаки çыру тĕрри в чувашской вышивке. Мелкие фигуры, называемые в народе çыру
тĕрри — «узорами письма», в основном подчиняются закону построения орнамента,
но отдельные знаки приближаются по своему строю к надписям. Вторая форма
встречается редко, между тем первая распространена очень широко.
Ряд знаков, имеющихся в вышивке, не находит аналогий в орхоно-енисейской
письменности, но подобные им есть в надписи на палочке из Таласа — самого
западного в Средней Азии пункта распространения рунического письма. Вероятно,
знаки надписи на палочке и знаки чувашской вышивки в определенный период
развития письма имели какую-то общую основу. Знаки узоров сходны также с
древнеболгарскими и древневенгерскими знаками руны, обнаруживают параллели в
аршакидской пехлеви. В «узорах письма» немало знаков, характерных для
памятников Причерноморья. Имеются в них буквы и древнегреческого письма. По
своим формам знаки вышивки повторяют буквы надписей на произведениях из
твердого материала, что свидетельствует об их общности и о возможности включения
знаков как первой формы творчества, так и второй в один структурный ряд — в один
алфавитный порядок.
Чувашский язык относится к древнейшим языкам и прошел огромный исторический
путь как во временном, так и в пространственном отношениях. В нем прослеживаются
следы соприкосновений с языками древних племен и народов разных регионов Азии
и Европы. Вместе с тем ему присущи и новые фонетические явления. По своей
структуре, фонетике, по отсутствию звонких звуков он отличается среди тюркских
языков, представляется совершенно особенным. Как ни странно и парадоксально,
многие исследователи, несмотря на признание ими упомянутых особых черт, все
еще продолжают заявлять, что в прошлом этот язык будто бы существовал и
развивался вне письма, без графического запечатления, т. е. не имел письменной речи,а народ причислялся к бесписьменным.
(по материалам Каховский В. Ф. "Была ли письменность у чувашей в древности?", Каховский Е. Ф. "О рунической письменности древних чувашей",Хабичев М. А. "О древнетюркских рунических надписях в катакомбах." и др.)
К наиболее значительным памятникам древнечувашской рунической письменности относятся:
1) деталь женского нагрудного украшения ш лкеме, отлитая из меди.Датируется XVII веком, обнаружена при раскопках Мартыновского могильника(Козловский район, Чувашская Республика) археологической экспедицией.
2)Антропоморфный каменный памятник основателю населенного пункта Клемтэль(Клементейкино, Альметьевский район, Татарстан), датируется 1740-ми годами.
3)Антропоморфный женский памятник из камня (конец XVII века) на старом кладбище деревни Клемтэль.
4) Антропоморфный каменный памятник (XVIII век) на старом кладбище деревни Клемтэль.
5) Камень с письменами (XVIII век) на старом кладбище деревни Ухинкэль (Афонькино, Шепталинский район, Самарская обл.).
6) Женские рубахи с вышитыми «узорами письма», датируемые XVIII веком
7) Женские рубахи с «узорами письма» (XVIII—XIX вв.) в
В число названных произведений не включены предметы с отдельными
тамгообразными знаками, а их набирается несколько десятков. В Чувашском
республиканском краеведческом музее имеется также несколько пастушьих палок —
налоговых бирок с многочисленными тамгообразными фигурами, из которых многие
повторяют буквы рунического письма. Чувашское название их — карт туйи («палка
письма»). Как известно, на аналогпчных деревянных палках древнеиранские писцы
вели, хозяйствеиные запнси, а слово «карт» на нх языке означало «запись, письмо», в
нем же содержалось и понятие «книга». К примеру, зороастрийская священная книга
Авеста почиталась как Денкард, т. е. книга религии, религиозного установления или
закона.
В использовании письменности письмо на палках представляло собой как бы особую
форму, которая получила в Средней Азии широкое распространение. 06 этом
свидетельствуют, например, находки археологов в древнем Пенджикенте. На одной из
фресок пенджикентского храма среди многих фигур изображен человек, делающий
какие-то записи. Как отмечают исследователи Б. Маршак и В. Распопова, писец на
фреске «в голубом шелковом кафтане с желтыми отворотами сидит в изысканной
позе...» В руке у него короткая палка, и две такие же палки лежат рядом. К поясу
«подвешена маленькая сумочка, в которой могла находиться чернильница. ...На
ивовых палках делали записи тушью».
Эти факты позволяют заключить, что чувашские «карт туйи» известны с далеких
времен. Их название и назначение совпадают с древнеиранскими памятниками
письменности. На чувашских налоговых бирках мне не удалось расшифровать каких-
либо слов, не говоря уже о сочетаниях их.
С буквами алфавитов рунических письменностей имеют поразительное сходство
знаки çыру тĕрри в чувашской вышивке. Мелкие фигуры, называемые в народе çыру
тĕрри — «узорами письма», в основном подчиняются закону построения орнамента,
но отдельные знаки приближаются по своему строю к надписям. Вторая форма
встречается редко, между тем первая распространена очень широко.
Ряд знаков, имеющихся в вышивке, не находит аналогий в орхоно-енисейской
письменности, но подобные им есть в надписи на палочке из Таласа — самого
западного в Средней Азии пункта распространения рунического письма. Вероятно,
знаки надписи на палочке и знаки чувашской вышивки в определенный период
развития письма имели какую-то общую основу. Знаки узоров сходны также с
древнеболгарскими и древневенгерскими знаками руны, обнаруживают параллели в
аршакидской пехлеви. В «узорах письма» немало знаков, характерных для
памятников Причерноморья. Имеются в них буквы и древнегреческого письма. По
своим формам знаки вышивки повторяют буквы надписей на произведениях из
твердого материала, что свидетельствует об их общности и о возможности включения
знаков как первой формы творчества, так и второй в один структурный ряд — в один
алфавитный порядок.
Чувашский язык относится к древнейшим языкам и прошел огромный исторический
путь как во временном, так и в пространственном отношениях. В нем прослеживаются
следы соприкосновений с языками древних племен и народов разных регионов Азии
и Европы. Вместе с тем ему присущи и новые фонетические явления. По своей
структуре, фонетике, по отсутствию звонких звуков он отличается среди тюркских
языков, представляется совершенно особенным. Как ни странно и парадоксально,
многие исследователи, несмотря на признание ими упомянутых особых черт, все
еще продолжают заявлять, что в прошлом этот язык будто бы существовал и
развивался вне письма, без графического запечатления, т. е. не имел письменной речи,а народ причислялся к бесписьменным.
(по материалам Каховский В. Ф. "Была ли письменность у чувашей в древности?", Каховский Е. Ф. "О рунической письменности древних чувашей",Хабичев М. А. "О древнетюркских рунических надписях в катакомбах." и др.)