ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ЛЕСА
Лес – в значительной мере враждебное пространство для человека, плотно заселенное богами, духами. Оно граничит с территориями деятельности человека, чаще всего с полем, и между ними поддерживается связь. Переступить границу между полем и лесом – значит войти в чужое пространство. В лесу обитают боги, божки, духи, священные животные и растут священные растения. В большинстве своем они подчинены темным силам, которые в свою очередь служат Чернобогу.
Лес занимает в жизни белоруса значительное место: позволяет строить и обогревать жилье, дает дополнительные продукты питания. И человек преодолевает свой страх и идет в лес, надеясь поладить с духами, которые и им владеют. Главное – не провоцировать их. Часть духов можно задобрить, принеся им жертву: кусок хлеба, сала или другого съестного. Но есть духи, что на все времена сохранили обиду на человека и всегда готовы мстить ему.
В лесу живут священные животные, растут говорящие растения и травы. Есть люди, которые слышат и понимают их язык, могут узнать, какая в них таится сила: лечебная или отравная, и при каких болезнях какое растение помогает.
За лесом начинается чужая земля, другой мир. Там садится солнце. Оттуда, из-за леса темного, приходят волшебники и неведомые духи и чудовища.
Главным в лесу является Лесун (Лесовик, Леший, Лесной дед) -хозяин леса и всего, что в нем водится. Среди деревьев он ростом с деревья. На лесной поляне или опушке леса – ростом с траву. Сфера деятельности Лесуна – весь лес холмами и низинами, оврагами и полянами, за исключением водоемов: озер, рек, болот. В глубине леса находится дом Лесуна, где живут его жена и дети. Сам же он дома не сидит – больше обходит свои владения. Отдыхает и ночует на вершинах высоких деревьев, в дуплах, густых зарослях, буреломах.
Лес – в значительной мере враждебное пространство для человека, плотно заселенное богами, духами. Оно граничит с территориями деятельности человека, чаще всего с полем, и между ними поддерживается связь. Переступить границу между полем и лесом – значит войти в чужое пространство. В лесу обитают боги, божки, духи, священные животные и растут священные растения. В большинстве своем они подчинены темным силам, которые в свою очередь служат Чернобогу.
Лес занимает в жизни белоруса значительное место: позволяет строить и обогревать жилье, дает дополнительные продукты питания. И человек преодолевает свой страх и идет в лес, надеясь поладить с духами, которые и им владеют. Главное – не провоцировать их. Часть духов можно задобрить, принеся им жертву: кусок хлеба, сала или другого съестного. Но есть духи, что на все времена сохранили обиду на человека и всегда готовы мстить ему.
В лесу живут священные животные, растут говорящие растения и травы. Есть люди, которые слышат и понимают их язык, могут узнать, какая в них таится сила: лечебная или отравная, и при каких болезнях какое растение помогает.
За лесом начинается чужая земля, другой мир. Там садится солнце. Оттуда, из-за леса темного, приходят волшебники и неведомые духи и чудовища.
Главным в лесу является Лесун (Лесовик, Леший, Лесной дед) -хозяин леса и всего, что в нем водится. Среди деревьев он ростом с деревья. На лесной поляне или опушке леса – ростом с траву. Сфера деятельности Лесуна – весь лес холмами и низинами, оврагами и полянами, за исключением водоемов: озер, рек, болот. В глубине леса находится дом Лесуна, где живут его жена и дети. Сам же он дома не сидит – больше обходит свои владения. Отдыхает и ночует на вершинах высоких деревьев, в дуплах, густых зарослях, буреломах.