ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ПОЛЕЙ И ОГОРОДОВ

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 682
#1
ДРЕВНЯЯ МИФОЛОГИЯ БЕЛОРУСОВ. БОГИ И ДУХИ ПОЛЕЙ И ОГОРОДОВ

Поле и огород – территория человека, на которой живет и действует большое количество духов и даже боги. Поле обычно прилегает непосредственно к природным пространствам – лесу, воде, болоту. И многие злые духи природы проникают на поле, чтобы нанести вред человеку. Даже звери лесные забегают сюда, чтобы взять жертву со стада домашних животных, а в часы жатвы, когда женщины оставляют своих малых детей в поле, нередки случаи кражи их волками и медведями.

Если гроза заставала белоруса в поле, он старался держаться подальше от меж, потому что по ним обычно разбегаются злые духи, спасаясь от стрел Перуна.

В полях и огородах живут и действуют такие боги и духи, как Житень, Тётя, Полевик, Спорышка, Железная баба.
 

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 682
#2
Опасным для людей является Полевик, который живет в поле или на лугу одной или нескольких деревень, если они не разделены лесом, водой. Живет он в канаве, около камня или дерева, куста, которые растут в поле, возле межевого столба, и покидает свое жилище только в половодье или затяжные дожди, потому что терпеть не может сырости и убегает от нее на высокие места.

Хуже всего Полевикам приходится весной и осенью, когда много воды, везде слякоть. Тогда Полевики отсиживаются в сухих местах.

Полевики любят гостить друг у друга, сообща вредить, мучить животных и людей.

Человек может сам попасть в их руки, когда придет отдохнуть на сухое место. Тогда Полевики убаюкивают его, нежат на солнце, пока у человека не начнется лихорадка.

Зимой Полевикам нечего делать, потому что в полях и огородах ничего не растет, и там редко появляются люди. Они забавляются тем, что заметают дороги снегом, чтобы человек сбился с пути и блуждал, пока не замерзнет.
 

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 682
#3
Полевик не устает изобретать свои пакости. Разбирает изгороди, вешки, заманивает скотину в поле или огород. Пригибает хлеба и траву, скручивает растения, отгоняет дождь. Делает так, чтобы дети заблудились, на скотину и людей за работой насылает оводов, слепней, комаров. Тех, кто приходят на поле и в огород, Полевик пугает диким эхом, свистом, ревом, передразнивает их, может тенью, погнаться за человеком или заманить его. Говорят, что стоит только поддаться заманиванию Полевика, и человек много настрадается из-за своей доверчивости. Может случиться и так, что Полевик неожиданно поразит человека страшным солнцепеком и убьет на месте.

А иногда Полевик вдруг начинает беспокоиться за урожай, выгоняет вредителей, выпрямляет стебли и листья растений…
 

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 682
#4
Железная баба – человекоподобный дух, который живет в огородах и полях. Низкорослая старуха с железными грудями и железными крюками. Ими она хватает детей, которые одни ходят в поле или в огород за бобами, горохом, овощами, бросает в свою ступку, толчет и съедает. Может найти себе пристанище и в колодце, куда затаскивает тех, кто заглядывает в колодец, особенно детей.

Подвей – дух вихря, который крутится по полям, пустошам и дорогам и насылает на людей особую болезнь – подвей: налетит вихрь на человека – и закрутит ему руку или ногу, а то и голову, отнимет речь. Поэтому, завидев вихрь, надо показать ему кукиш: этого Подвей не любит и пролетит мимо человека, не тронув его.

Толока – покровительница жатвы и плодородия. Очень уважаема у всех белорусов. Праздники в ее честь устраивают во время сбора урожая, торжественные, радостные. На дожинки, дожав последний загон, связывают общий сноп, делают толоконный венок, и женщины бросают жребий, кому быть Толокою. Выбрав Толоку, украшают ее цветами, дают в руки дожинковый сноп, а на голову надевают толоконный венок с длинным белым покрывалом наподобие шали. После этого хоровод окружает Толоку и танцует, поет. Потом парами все идут в дом хозяина. Хозяин подносит хлеб-соль Толоке, кланяется ей в пояс. Толока отдает взамен дожинковый сноп. Хозяин и хозяйка берут Толоку под руки и сажают в красный угол. После окончания ужина хоровод с Толокою подходит к хозяевам и благодарит за угощение поцелуями. Толока снимает с головы венок и оставляет его хозяину, покрывало же остается у нее на память. Хоровод обязан довести Толоку до самого ее дома.
 

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 682
#5
Спорышка – дух жнива. Говорят, что если попросить ее б помощи, то работа будет спориться и быстро пройдет день. Как выглядит Спорышка, никто не знает, потому что люди ее никогда на видели. Считают, что живет она в двойном житневом колосе.

Обитает в поле и маленькая неприметная птица, вестник богини весны Ляли – жаворонок. Исполняя свой долг перед богами и людьми, он никогда не улетает в Вырай. Зимует жаворонок в поле под камнем, чтобы первым сообщить людям о приходе весны.
 

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 682
#6
Природа

Природа белорусов не была чем-то единым и однообразным. Выделялись пространства, которые имели специфические свойства и были населены богами и духами, непосредственно ими владевшими. Эти пространства наполняют священные объекты – горы, рощи, камни, криницы, а также животные и растения. Божеством диких зверей был Тур. На земле белорусов существовали три основных вида природного пространства: лес, болото, вода.

О происхождении животных

Однажды, когда Бог ходил по земле, один человек, не веривший в его могущество, решил его попугать. Взял кожух, вывернул вверх шерстью, надел, стал на четвереньки и давай рычать и пугать бога. Бог сразу понял, что это человек, и наказал его, превратив в медведя. Искупая свою вину перед богом, медведь заходит в деревни: он знает, у кого из хозяев может произойти несчастье, и забирает это несчастье с собой.

В одном селе остались маленькие сироты без отца и матери. Некому было кормить их, приглядывать за ними. Узнал про это Бог, сжалился над ними и превратил в волков. А скот до этого пасся без пастухов – сам по себе ходил. Начали волки скот резать, и пришлось людям нанимать пастухов.

На земле развелось видимо-невидимо гадов, и приносили они много вреда людям. Бог смилостивился над людьми, собрал всех гадов в мешок, завязал и отдал одному человеку, чтобы он бросил мешок в огонь. При этом запретил глядеть, что в мешке. Человек не вытерпел, развязал мешок, и гады все расползлись по земле. За это Бог превратил того человека в журавля и приказал ему собирать гадов.

Авторы: Алесь Шамак, Юлия Шамак.
 

Вверх Снизу