ДРЕВО МИРОВ

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 663
#1
ДРЕВО МИРОВ

Большинство исконных сибирских народов, как и во многих других местах Земли, верят в существование в нашей Вселенной трех миров, расположенных один на другом. Вообще, концепции Верхнего и Нижнего миров ближе по духу к теории параллельных измерений, чем к образу миров, буквальным образом лежащих друг на друге подобно слоям торта. Несмотря на то что глубина неба считается в верованиях сибирских племен бесконечной, шаманы настаивают на существовании пути, позволяющего проникнуть за небеса. Точно так же, хотя земля и считается глубокой и твердой, существует много путей, пройдя через которые духи и шаманы могут попасть в Нижний мир. Еще одним аспектом образа Верхнего и Нижнего миров является то, что, согласно традиционным верованиям, они очень похожи на Землю, также имея солнце, лулу, леса и населяющих их похожих па людей жителей. Обитатели Верхнего и Нижнего миров невидимы, когда оказываются в нашем, Среднем мире, и точно таким же образом шаманы, путешествующие в эти миры, являются в них невидимыми. Присутствие пришельцев может быть выдано неожиданным треском костра и лаем лис. Их также могут обнаружить находящиеся в экстатическом трансе шаманы.

Нижний мир полностью подобен нашему, с тем лишь отличием, что его обитатели имеют лишь одну душу, в то время как люди обладают тремя. Душа ами, которая отвечает за дыхание и тепло тела, у них отсутствует, из-за чего обитатели Нижнего мира холодны, а в их жилах течет черная кровь. Некоторые из жителей этого мира также являются человеческими душами сане, ожидающими очередной реинкарнации в нашем мире. Солнце и луна в Нижнем,мире менее яркие, чем в нашем. Согласно верованиям самоедов, причина этого в том, что их форма — полусфера, а не сфера, как у нас. Нижний мир имеет леса, горы, поселения и даже своих собственных шаманов.

Правит этим миром Ирлег — хан, сын Отца — Неба. Он имеет власть над душами, над тем, где и когда они перевоплотятся в нашем мире. Шаманы обычно обращаются к нему, когда возвращают души, преждевременно отправившиеся в Нижний мир — до смерти физического тела. Кроме этих случаев, люди попадают в царство Ирлег — хана только после смерти.

В Нижний мир и обратно ведет множество путей. Одним из них является путешествие по Реке Мира, текущей туда. Этот вход охраняет Монголдай Нагтс, который не позволяет душам, тело которых еще не умерло, пройти сквозь него. Иногда душе живого человека все же удается проскользнуть через этот вход, и тогда ее необходимо вернуть назад до того, как ее отсутствие причинит человеку большой вред. Река Мира имеет множество стремнин, и путешествовать по пей в одиночку шаману очень рискованно. Когда во время возвращения чьей-либо души из Нижнего мира шаман умирает, говорят, что путешествие оказалось слишком опасным и его душа потерялась в этом мире. Во время путешествия в Нижний мир шаман иногда должен встретиться с Ирлег-ханом и Монголдай Нагтсом, умиротворить их и убедить позволить душе вернуться. Кроме Реки Мира, проникнуть вниз можно через пещеры, водовороты, источники, а также через один из многочисленных туннелей, по которым обитатели Нижнего мира попадают в наш.

Верхний мир, подобно Нижнему, выглядит очень похожим на мир, в которым мы живем. Однако обычно в нем не встречается человеческих душ, кроме шаманов, которые там путешествуют. Этот мир ярче нашего: некоторые легенды говорят, что он имеет семь солнц. Описание Верхнего мира говорит, что он похож на наш, но остался не испорченным людьми, а его обитатели до сих пор живут по традиционным законам предков. Правителем этого мира является Улген, также являющийся сыном Отца-Неба. Иногда, когда ворота из нашего мира в Верхний открываются, люди могут видеть его сияние, которое выглядит как лучи солнечного света, пробивающиеся через тучи. Молитвы, которые произносятся в такой миг, обладают особенно большой силой.

Чтобы отправиться в Верхний мир, надо уметь летать, и шаманы, решив совершить путешествие туда, часто превращают себя в птиц. Другими образами, которые шаман может принять для этого, являются летающий олень или лошадь. Направление путешествия может быть прямо вверх или к югу, откуда проистекает Река Мира.

Другим путем попасть туда является путешествие вверх по Дереву Вселенной, образ которого в шаманских церемониях представляет обычное дерево. Находясь в состоянии экстатического транса, шаман лезет по этому дереву вверх, а его душа в это время, как считается, поднимается но настоящему дереву тору на небеса.

В некоторых сибирских и монгольских традициях Древо Мира находится не в центре Вселенной, а на юге, где соприкасаются Средний и Верхний миры. По дереву тору, которое, как говорят иногда, «стоит на границе дня и ночи», Река Мира, вытекающая из Верхнего мира, течет в наш. Согласно верованиям народов Алтая, во время путешествия по Древу Мира шаман может встретить Баян Ами, властителя лесных животных, который подарит ему гусей, помогающих под — пяться в Верхний мир. Вершина дерева тору соприкасается с небом там, где находится Полярная звезда — гвоздь, удерживающий небеса на месте. Еще одним образом центра мира является Самбер — Гора Мира. Вершина этой горы близка к Полярной звезде, а ее основание покоится на черепахе в Нижнем мире.

Еще один путь, ведущий в Верхний мир, — это сулонг, магическое сновидение. В обычном монгольском языке слово солонго означает «радуга», и шаман может в своем сновидении отправиться по радуге в путешествие в Верхний мир, после чего, проснувшись, рассказать, что он там видел.



Источник: Лойко В.Н. "Шаманизм. По ту сторону."
 

Вверх Снизу