КАК ОТМЕЧАЛИ НА РУСИ ВАЛЬПУРГИЕВУ НОЧЬ
Россияне так привыкли праздновать 1 мая Праздник весны и труды, что редко задумываются о том, что происходило в этот день до 1917 года, когда этот праздник получил название «День Интернационала».
Позже 1 мая назвали Днём международной солидарности всех трудящихся, а в 1992 году ещё раз переименовали, на этот раз в «Праздник весны и труда». С этим праздником было связано проведение «маёвок» — загородных собраний, которые до революции имели пропагандистский характер, а при «развитом социализме» превратились в пикники на природе.
Вальпургиева ночь
Богословы не раз обращали внимание на то, что дата проведения маёвок была выбрана большевиками не случайно: именно с 30 апреля на 1 мая приходится Вальпургиева ночь. Считалось, что в эту ночь ведьмы устраивают шабаш, посвящённый весне.
Особенно такое поверье было распространено у славяно-германских племён, например, у лужчан, и даже тысяча лет христианства не смогла заставить малограмотных людей полностью отказаться от него: в Европе этот праздник отмечают и сейчас. Правда, под воздействием христианства он видоизменился — в этот день люди отгоняют от домов ведьм, сжигают их чучело и звонят в колокола, отгоняя нечисть.
Хороводы на Лысой горе
Собиратель русского фольклора, историк XIX века, Александр Николаевич Афанасьев в труде о представлениях славян о природе указывал, что и у русские крестьяне верили, будто в ночь на 1 мая ведьмы и оборотни слетаются на Лысую гору, где шабашом заправляет сам Сатана, который в виде козла с человеческим лицом восседает на троне, а между его рогов горит адское пламя.
Ведьмы, черти и упыри докладывают ему о злых делах, совершённых за год, а потом садятся за столы, едят сырую конину с кровью, пьют брагу из конских черепов. После трапезы начинаются бешеные пляски и хороводы, которые заканчиваются к утру, и если вы на рассвете 1 мая увидели в траве вытоптанные копытами круги — значит, тут и гуляли бесы.
Для защиты от ведьм и чертей крестьяне прибегали к ухищрениям: рисовали на дверях кресты, окуривали хлева, стучали в листы железа и даже пытались откупиться, оставляя на крыльце метлу или березовый веник.
Праздник языческих богинь
С 1-м мая у язычников Древней Руси был связан праздник богини Живы — дочери Лады и Даждьбога: якобы она давала жизнь природе и здоровье людям. В ночь на 1 мая женщины разжигали костры и водили вокруг них хороводы с метлами, то ли символически подметая поляну после долгой зимы, то ли, напрямую ассоциируя себя со служительницами нечистой силы.
Празднование продолжалось весь день, а вечером снова разжигали костры и купались в водоёмах.
В других местах в этот день отмечали праздник Рожениц — разжигали на полянах 12 костров и устраивали игрища, заканчивающиеся пьянкой и совокуплением.
1 мая ждали и воины — они чествовали Перуна и приносили ему жертву, часто человеческую, окропляя идолов кровью невинно убиенных людей.
Россияне так привыкли праздновать 1 мая Праздник весны и труды, что редко задумываются о том, что происходило в этот день до 1917 года, когда этот праздник получил название «День Интернационала».
Позже 1 мая назвали Днём международной солидарности всех трудящихся, а в 1992 году ещё раз переименовали, на этот раз в «Праздник весны и труда». С этим праздником было связано проведение «маёвок» — загородных собраний, которые до революции имели пропагандистский характер, а при «развитом социализме» превратились в пикники на природе.
Вальпургиева ночь
Богословы не раз обращали внимание на то, что дата проведения маёвок была выбрана большевиками не случайно: именно с 30 апреля на 1 мая приходится Вальпургиева ночь. Считалось, что в эту ночь ведьмы устраивают шабаш, посвящённый весне.
Особенно такое поверье было распространено у славяно-германских племён, например, у лужчан, и даже тысяча лет христианства не смогла заставить малограмотных людей полностью отказаться от него: в Европе этот праздник отмечают и сейчас. Правда, под воздействием христианства он видоизменился — в этот день люди отгоняют от домов ведьм, сжигают их чучело и звонят в колокола, отгоняя нечисть.
Хороводы на Лысой горе
Собиратель русского фольклора, историк XIX века, Александр Николаевич Афанасьев в труде о представлениях славян о природе указывал, что и у русские крестьяне верили, будто в ночь на 1 мая ведьмы и оборотни слетаются на Лысую гору, где шабашом заправляет сам Сатана, который в виде козла с человеческим лицом восседает на троне, а между его рогов горит адское пламя.
Ведьмы, черти и упыри докладывают ему о злых делах, совершённых за год, а потом садятся за столы, едят сырую конину с кровью, пьют брагу из конских черепов. После трапезы начинаются бешеные пляски и хороводы, которые заканчиваются к утру, и если вы на рассвете 1 мая увидели в траве вытоптанные копытами круги — значит, тут и гуляли бесы.
Для защиты от ведьм и чертей крестьяне прибегали к ухищрениям: рисовали на дверях кресты, окуривали хлева, стучали в листы железа и даже пытались откупиться, оставляя на крыльце метлу или березовый веник.
Праздник языческих богинь
С 1-м мая у язычников Древней Руси был связан праздник богини Живы — дочери Лады и Даждьбога: якобы она давала жизнь природе и здоровье людям. В ночь на 1 мая женщины разжигали костры и водили вокруг них хороводы с метлами, то ли символически подметая поляну после долгой зимы, то ли, напрямую ассоциируя себя со служительницами нечистой силы.
Празднование продолжалось весь день, а вечером снова разжигали костры и купались в водоёмах.
В других местах в этот день отмечали праздник Рожениц — разжигали на полянах 12 костров и устраивали игрища, заканчивающиеся пьянкой и совокуплением.
1 мая ждали и воины — они чествовали Перуна и приносили ему жертву, часто человеческую, окропляя идолов кровью невинно убиенных людей.