Концепция Инь-Ян

Risiya

Модератор
Команда форума
Регистрация
23.08.2018
Сообщения
4 477
#1
Концепция Инь-Ян





Основу древней китайской философии составило учение о двух противоположных и нераздельных началах инь и ян, которые поначалу обозначали вполне материальные, чувственно воспринимаемые противоположные явления, качества или свойства, присущие одному событию, предмету, объекту. Позднее такое понимание инь и ян расширилось и углубилось и стало обнимать силы и функциональные начала, которые порождают все вещества и объекты во вселенной, приобрело широкий символический характер.


Таким образом, инь и ян стали проявлениями единой всеобщей "энергии" ци, которая была причиной и началом всякого движения и изменения во вселенной. Физиологические и психологические процессы человеческого организма считались результатом действия особенной "энергии" - жизненной ци, проявления которой также имели характер или инь или ян. В китайской медицине модель инь и ян была применена как к структурам, так и функциям организма человека и стала основой физиологии, диагностики и лечения.


Философская категория инь и ян означает, что любое единое целое, как предмет, так и явление, в этом мире состоит из двух противоположных начал, соперничающих и дополняющих друг друга. Каждая из них имеет свои характеристики и свойства. Изначально китайские мыслители всё, что сохраняет неподвижность, опускается вниз, является смутным, скрытым, пассивным, темным, холодным, слабым и тому подобное, относили к инь. А все, что движется, устремляется вверх, что ясно, активно, светло, горячо, сильно и тому подобное - к ян. Небо соответствует ян, а земля - инь, вода есть инь, а огонь - ян.


Инь-характер имеют луна, земля, женский, слабый, холодный, мягкий, темный, тяжелый, низкий, малый, короткий, печальный, внутренний, худой и т.д. Ян-характер имеют солнце, небо, мужской, сильный, горячий, твердый, светлый, легкий, высокий, большой, длинный, радостный, внешний, полный и т.д.


Действие начал инь-ян заключается в следующем:
- каждое из них стремится подавить другое;
- оба начала находятся в тесной взаимной связи и могут превращаться (переходить) одно в другое, причем каждое содержит в себе оба начала - в инь есть ян, в ян есть инь;
- борьба и взаимное превращение инь и ян являются источником любого движения, развития, изменения и преобразования;
- нарушение гармонии и равновесия между инь и ян ведет к нарушению всякого движения и развития;
- ян превращается в ци (функцию), инь образует форму (структуру).
Рассмотрим эти положения подробнее.


Инь и ян находятся в состоянии противоборства и ограничивают друг друга. Если одно начало преобладает, то возникает недостаток другого, и наоборот. Инь борется внутри, а ян вызывает тревогу снаружи, поэтому возникают явления пустоты и наполнения; при этом инь и ян сменяют друг друга. Оба начала никогда не остаются без взаимодействия, и их стремление к вытеснению друг друга является движущей силой развития вещей и явлений.


Как противоположности, инь и ян зависят друг от друга и не мыслятся один без другого. Ян является верхом, а инь - низом (без верха не может быть низа, и наоборот). Левая сторона тела - это ян, правая - инь (без правой стороны нет левой, и наоборот). Жара соответствует ян, а холод - инь (без жары не может быть холода, и наоборот). Переполнение (избыток) соответствует ян, опорожнение (недостаток) - инь (без переполнения нет опорожнения, и наоборот). Оба служат друг для друга производным началом, то есть взаимно вызывают друг друга: инь не может произвести себя без ян, и наоборот.


При этом каждое начало содержит в себе обе противоположности - дополнения, то есть каждое ян может быть разложено на ян-ян и инь- ян, а каждое инь - на инь-инь и ян-инь. Все субстанции и проявления нашего мира могут быть отнесены к тому или другому началу, которое, в свою очередь, несет в себе и ян, и инь, и каждый из них составлен из инь и ян. Дробление этих распределений можно производить бесконечно. Например, вся верхняя часть тела оты носится к ян, при этом спина соответствует ян, а живот и передняя часть грудной клетки - инь; все внутренние части тела относятся К инь, но желудок - к ян, а печень - к инь. В каждом из этих начал, в свою очередь, можно выявить и инь и ян, и так далее.


В отношении структур и функций организма человека инь характеризует материальные составляющие тела, а ян - его функции. Таким образом, инь охраняет ян. Если что-либо имеет свойства функции, "энергии", то оно относится к ян, если это имеет структуру и форму, то оно относится к инь. Ци имеет характер ян, кровь - характер инь. Часть внутренних органов (см. ниже главу "Учение о внутренних органах - чжан- фу") относится к инь, другая часть -к ян. Всю сложную структуру человеческого организма и его функции китайская медицина классифицирует и объясняет на основе принципа инь-ян. Физиологические процессы, постоянно протекающие в организме на клеточном, тканевом и органном уровне, взаимодействие его разных частей, вся жизненная активность является результатом борющихся в неразрывном взаимодействий сил инь-ян. Разъединение этих сил ведет к прекращению активности организма и жизни.


Оба начала никогда не находятся в состоянии покоя, они дополняют и изменяют друг друга. Когда ян отступает, то увеличивается инь. Если же отступает инь, то увеличивается ян. Например, зима является вершиной холода (инь), а после зимнего солнцеворота постепенно устанавливается тепло и приходит лето - ян; весна, лето - это ян, зима, осень - инь. Состояние повышенной активности следует регулировать покоем. В этом выражается взаимный контроль покоя и движения, то есть инь и ян.


Функции органов (ян) возникают за счет потребления продуктов питания (инь), при этом происходит увеличение ян и ослабление инь. В то же время обмен веществ, полученных с продуктами питания (инь), требует расхода определенного количества энергии (ян). Тогда происходит усиление инь и ослабление ян. При нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии. Если же ослабление или усиление выходит за рамки, то возникает избыток инь или ян, что ведет к возникновению патологии, болезни. Необходимо также учитывать, что оба начала могут быть как причиной, так и следствием.


Модель инь-ян служит базой не только теоретических представлений восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. Основополагающим в жизнедеятельности человеческого организма лежит уравновешенное состояние инь и ян, полная их гармония. Нарушение этого равновесия ведет к патологическому состоянию, болезни и выражается либо в преобладании, либо в ослаблении инь или ян.


Согласно учению инь-ян можно сформулировать следующие условия, при которых возникают болезни:
- нарушение равновесия и гармонии взаимодействия инь-ян;
- преобладание инь, которое приводит к появлению синдрома холода;
- преобладание ян, которое приводит к появлению синдрома жара;
- упадок (пустота) инь, который приводит к появлению синдрома жара;
- упадок (пустота) ян, который приводит к появлению синдром холода;
- сильный упадок инь или ян, при котором говорят, что ян (инь) причиняет ущерб инь (ян) и оба начала находятся в состоянии пустоты, есть недостаток энергии ци (обычно наблюдается в результате длительного или хронического заболевания).


Любое состояние, при котором наблюдается избыточность по сравнению с нормой, относят к ян-состояниям, а недостаточность - к инь-состояниям. Жар - это ян-состояние, озноб - инь-состоя-,ние; полнота - ян-состояние, пустота - инь-состояние. Таким об-(.разом, все симптомы различных заболеваний можно разделить на две группы - ян-синдромы и инь-синдромы. Розовая и чистая кожа, блестящие глаза, звучный голос, наполненный, сильный, ускоренный, поверхностный, скользящий пульс - это ян-состояние. Темная и вялая кожа, тусклые глаза, тихий и прерывающийся голос, слабый, медленный, неровный, слабо наполненный пульс - это инь-синдромы. Для постановки диагноза в китайской медицине необходимо, прежде всего, правильно оценить состояние инь и ян, лишь после этого можно определить причину болезни.


Исходя из принципа равновесия инь и ян, главным в лечении является восстановление нарушенного баланса инь-ян, то есть гармонии. В европейских понятиях это можно выразить как задачу по восстановлению гомеостаза организма, стимуляцию его защитных сил и реактивной способности. В книге "Хуан-ди нэй цзин" сказано: "Соответствие принципу инь-ян есть жизнь, противоречие есть смерть. Следовать ему - значит обеспечивать покой, противоречить -значит возбуждать нарушения. Поэтому лечение нужно проводить раньше, чем проявилось заболевание, и обеспечивать покой раньше, чем нарушения обнаружили себя".


В терапии китайская медицина руководствуется принципом взаимодополнения: к инь надо добавлять ян, к ян надо добавлять инь, значит при ян-болезни следует использовать инь, и наоборот. Всякое терапевтическое действие должно быть направлено на регуляцию соотношений инь и ян как в функциях отдельных систем, так и всего организма, на восстановление равновесия между ними. Цельность характера китайской медицины отражается и в том, что учение об инь и ян распространяется и на совокупность всех терапевтических средств, на свойства и действие растительных препаратов и других медикаментозных средств, на пишу (лечебным свойствам которой придается определяющее значение), на акупунктуру, массаж, дыхательную и лечебную гимнастику и так далее. После диагностики и классификации характера патологии выбирается соответствующее средство воздействия, которое должно восстановить гармонию ИНЬ и ЯН и излечить больного.
 

Вверх Снизу