КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА

Malfrida

Администратор
Регистрация
21.08.2018
Сообщения
9 051
#1
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА.jpg


В середине 17 века на патриарший
престол взошел патриарх Никон. Он в то время дружил еще с протопопом
Авакумом. Они поставили себе задачу провести работу по очищению и
сохранению истовоправославной церкви от различных ересей , кторовые со
временем вкрадывались в православную церковь. И тогда Никон пригласил из
Греции Священноиерархов в гости. Греки побыв на службах, осмотрев
книги, иконы.... Задали ему вопрос (Никону): - мы вроде как одной веры с
вами и вера ваша пришла от нас. и зовемся Православными. но есть
разница некая в в цервях наших. Почему имя Христа вы произносите и
пишете не ИИсус, а Исус, почему крещаетесь двумя перстами аки армяне. Ну
т.д. То есть на общий взгляд отклонения были незначительные.
И тут
пошла работа в правке этих недочетов. (1653-54гг) Стали переписываться
книги, писаться уже иным образом Святые иконы, менятся службы. И все бы
было хорошо если бы не одно "но".
Много людей не согласилось с
данной реформой. Многие говорили: - Как так, значит вера наша была
неправильной. А как же наши предки...? А как же наши святые....? И все
те кто исповедовал веру Православную и с этой верой почил. Это что?
Святые наши не святые уже и все предки наши жившие в этой вере - не
унаследовали Царствия Небесного?
Эти вопросы и многие другие
поселили в душах людей сомнения о правильности проведения данной
реформы. А реформа набирала обороты.... Стали большие гонения на людей
отказавшихся принять новшества... людей ссылали на каторги, сажали в
темници и предовали смерти. Уничтожались насельники монастырей
отказавшиеся принять "щепоть". Преследывались гонению и силные мира
сего. В их числе знаменитая боярыня Морозова - принявшая мученическую
смерть, но не отрекшаяся от старой веры (за что она канонизирована
старообрядческой церковью). Даже некоторые Святые были подвержены
"гонению", например Святая Анна Кашинская Была развенчана из лика святых
и лиш спустя 150 лет святость ее была восстановлена.
Дружба
Протопопа Авакума и Никона разорвалась и из друзей они стали рьяными
врагами. Протопоп Авакум был заточен в темницу. но и от туда он призывал
людей не отрекаться от истовой веры и непринимать никоновскую ересь.
Писал чтобы православные берегли истинную веру любым путем: бежали в
леса, при безысходности принимали самосожжение. шли в подполье. Ибо
грядет конец света и антихрист появился на земле. Среди старообрядцев
пошла молва что Никон и царь Алексей два рога сатаны, тем больше
порождая страхи свои.
Так появилось из крови и слез новое течение которое стало называть себя - старообрядчество.
Нужно
сказать что гордыня Никона росла... И ему стало мало власти равной
царю, хотелось чтоб власть эта была выше царкой. Это было одной самых
главных ошибок никна. Он был развенчан из патриархов и сослан в
монастырь. Но пришлые на его место Новые патриархи не стали поворачивать
рефрму вспять. Хотя было признано что реформа проведена была слишком
жестео и некоторые вещи можно было и не менять.
Так или иначе
гонения на старообрядцев продолжались до конца 19 века. И только при
царе Николае II было дано послабление старообрядческой церкви. Хотя как
говорят староверы... Что это слишком громко сказано.
Данный материал я излогаю своесловно, несколько утрируя некоторые вещи.
Далее я буду илогать материал о старообрядчестве и его толках


О НЕБЕСНОМ АНГЕЛЬСКОМ ВОИНСТВЕ

О существовании Небесного ангельского мира мы знаем из Священного
Писания. О том, что он создан Богом еще до создания видимого мира и человека.
Знаем, что число Ангелов неисчислимо велико и что Премудрость Божия
учредила удивительный порядок в этом Небесном воинстве, создав ангельскую
иерархию, разделив всех Ангелов на девять чинов по три чина в иерархии,
подчинив низшие чины высшим.
Ангелы отличаются друг от друга как просвещенностью, так и различностью
степени благодати.
Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют
Ангелы, носящие имена: Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы
соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовию к Богу, и
возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим — значит
«пламенный».
Херувимы имеют полноту ведения и обилие премудрости. Они озарены
обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут
познавать созданные существа. Престолы — эти Ангелы столь возвышены и
столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Свое
правосудие.
Вторая, средняя, иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства,
Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей,
быть выше всякого искушения, а также повелевают теми злыми духами, которые
поклялись погубить человека. Силы — это Ангелы, исполненные Божественной
крепости. Это те духи, через которых Господь совершает Свои чудеса. Им
дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам
Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти — Ангелы, имеющие
власть укрощать власть бесовскую, отражать вражий искушения. Кроме того, они
укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.
Третья, низшая, иерархия включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы
и Ангелы. Начала — чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной,
охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы
Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных
людей. Из книги пророка Даниила мы узнаем, что попечение о
иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см.: Дан. 10, 21).
Архангелы — великие благовестники Тайн Божиих, всего великого и
преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию
и разумению воли Божией.
Ангелы (последний, девятый, чин иерархии) — светлые духовные существа,
ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение.
Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших
Ангелов, начальствующих над всеми остальными, — семь.
В книге Товита мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: «Я —
Рафаил, один из семи святых Ангелов» (Тов. 12, 15). И в Откровении Иоанна
Богослова говорится о семи духах, иже пред престолом Божиим (см.: Откр. 1, 4). К
ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила,
Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.
1. Архангел Михаил — первый из верховных Ангелов, Поборник славы Божией.
Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами.
Или изображается один в одежде воина с мечом или копнем в руке, попирающий
ногами дракона или древнего змия — диавола. Так он изображается в память о
том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами — служителями
Божиими и злыми духами — ангелами, отпавшими от Бога и ставшими
служителями сатаны.
Иногда он изображается с копнем, верх которого украшает белая хоругвь с
крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее
нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.
2. Архангел Гавриил — провозвестник судеб Божиих и служитель Его
всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью в руке. Или с фонарем,
внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая
в фонаре, означает, что часто судьбы Божий бывают сокрыты до времени их
исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно
смотрит в зерцало своей совести и слова Божия.
3. Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным
маслом. Имя Рафаил означает «милосердие», «помощь всем страждущим».
4. Уриил — Архангел света и огня Божия — изображается с опущенной вниз
молнией. Он озаряется огнем
пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О
нем можно сказать, что он является особенным покровителем людей,
посвятивших себя наукам.
5. Селафиил — Архангел молитвы. Изображается или с четками в руках, или в
молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.
6. Иегудиил — «хвала Божия». Изображается с золотым венцом в одной руке и
с бичом из трех шнуров в другой. Венец — для поощрения людей, подвизающихся
во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.
7. Варахиил — Архангел Божиих благословений, во время земной жизни
посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений.
Таковы Архангелы.
А теперь об Ангелах.
Среди сонма Ангелов находится и Ангел Хранитель каждого из нас.
Поэтому все мы должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать
своего Ангела Хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие
близ себя.
А для этого необходимо знать нам о нем как можно больше.
Церковь наша учит, что Ангелов Бог создал по Своему образу. Это
безплотные, разумные, чистейшие существа, подобные духу. Они щедро наделены
Богом естественными дарованиями: умом, способностью познавать и любить как
своего Творца, так и людей и быть живым образцом Божиих совершенств. Они —
верные служители Божий, исполнители Его воли. Они не только способны
понимать и беседовать друг с другом, но они также понимают и язык наших душ,
и поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. И в этом залог
доступного для каждого из нас тесного непосредственного общения со своим
Ангелом Хранителем.
Мы грешные люди, и своими телесными очами мы не видим Ангелов, хотя
они и присутствуют всегда в храмах за нашими богослужениями. Не видим мы и
своего Ангела Хранителя, хотя он постоянно находится около нас. Но нам
необходимо научиться ощущать душой и зреть своими духовными очами
присутствие нашего небесного покровителя.
Верование нашей Церкви в то, что каждый христианин имеет своего Ангела
Хранителя, основано на свидетельствах Священного Писания и учении Святых
Отцов. Сам Господь в Святом Евангелии указывает нам на это: «Смотрите, не
презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах
всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10).
И жития святых говорят нам о том же. Они повествуют нам, как великие
угодники Божий и преподобные отцы и видели, и беседовали со своими Ангелами.
Многие свидетельства этому мы можем найти у пустынножителей (особенно
египетских), а также из жития подвижников более поздних веков и очень близких
к нам.
По учению Церкви, каждому из нас в святые минуты Крещения дается Богом
Ангел Хранитель, и он сопутствует нам, охраняя нас на всем нашем жизненном
пути, и всегда находится в непосредственной близости с нами.
Святой Василий Великий учит, что с каждым из верных (то есть верующих)
есть Ангел, который как детоводитель и пастырь управляет его жизнью.
Подобно Василию Великому и святой Анастасий Синаит, выражая учение
Церкви, говорит: «Тем, которые сподобились Крещения, даны от Бога Ангелы,
заботящиеся о них и содействующие им».
Но, хотя мы по греховности своей и по душевной нечистоте и не видим
Ангелов, как видят их святые, мы веруем, что они окружают нас, просвещают
наш разум в познании Бога, наставляют в любви к Богу и к людям, побуждают к
молитве и ко всему святому, чистому и возвышенному. Они наполняют нашу
душу внутренним миром.
Святые Отцы — Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Василий Великий,
Григорий Богослов и ряд других, — оставившие нам учение о Небесной
ангельской иерархии, указали на то, что наши Ангелы Хранители, служители и
устроители нашего спасения, занимают девятый, то есть самый последний, чин в
иерархии.
Но это не должно смущать никого из нас. Хотя они и стоят в самом конце
иерархии и, следовательно, больше других удалены от Бога; но если бы мы
оказались способными увидеть их — мы изумились бы их красоте, их
благородству и не смогли бы перенести восторга и удивления.
Мы должны быть счастливы от сознания того, что Ангелы Хранители — это
служители нашего спасения, что мы не одиноки в нашей земной жизни, в своих
трудах ради спасения своей бессмертной души. Мы должны быть твердо уверены,
что с нами наши помощники, охраняющие нас от всевозможных бед,
встречающихся на жизненном пути, и от заслуженного каждым из нас гнева
Божия.
Наш Ангел Хранитель — это бесконечно любящее нас существо. Он любит нас
всей полнотой своей любви. А любовь его велика, и действие ее сильно, так как,
созерцая Бога, он видит вечную Любовь, которая желает нашего спасения.
Не надо смущаться тем, что наш Ангел Хранитель в Небесной ангельской
иерархии занимает девятое — последнее место. Его служение велико в очах
Божиих. Он предназначен охранять и спасать нас, людей, а человек, как всем нам
хорошо известно, венец творения Божия.
Наш Ангел Хранитель — это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое
же попечение, и даже большее. Мать проявляет о нас особую заботу, пока мы в
младенческом и детском возрасте. Ангел же наш Хранитель с момента нашего
крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим детоводителем.
И, если мы сами не оттолкнем его от себя во время нашей земной жизни, он
поведет нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе
с телом.
Если Бог послал Ангела оберегать и защищать человека, Он в то же время дал
ему и силу для одоления врагов.
Наши Ангелы Хранители могущественны и своими личными доблестями,
могущественны и молитвами, которые они воссылают за нас к Всевышнему Богу.
Все, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое
доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела — все это в нас
рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела Хранителя.
Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он (наш Ангел) удерживает нас от
греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он внушает
нам страх пред тяжким грехопадением.
Когда Ангел Хранитель видит нас идущими спасительным путем, он всячески
старается нас ободрить, утвердить на этом пути.
Если мы впадаем в грех и уклоняемся от пути спасения, какую трогательную
заботу проявляет он, чтобы вернуть в стадо Христово заблудшую овцу!
В то время, когда, увлеченные мирской суетой, мы перестаем слушать его и
впадаем в грех, Ангел на время нашей нераскаянности отходит от нас, плачет о
нас, со стороны наблюдая за нами, просит за нас Бога, чтобы Он потерпел и
помедлил с наказанием. Но в то же время он не перестает стучать в нашу совесть с
целью пробудить покаяние в нас.
Данный нам Ангел Хранитель — это как бы расширенная и раскрытая наша
совесть. Он всеми силами стремится спасти нас, и мы не имеем права мешать ему
в этом, мы должны помогать ему в его усилиях спасти нас. Мы должны просить
его, чтобы он обогатил наш ум обилием святых мыслей, укрепил в нас навык к
благочестивым размышлениям. Мы обязаны любить его, как старшего и
сильного нашего брата. А на самом деле мы так часто забываем о нем, не молимся
ему, грехами своими оскорбляем его святыню, а он вновь и вновь проявляет свою
заботу о нас. Он ходатайствует за нас пред милосердием Божиим, он умоляет Бога
о наших нуждах, и Отец Небесный никогда не откажет ему в его просьбах.
Святые Отцы учат, что нам надо постоянно стремиться к тому, чтобы
приблизиться и познать своего Ангела Хранителя так, чтобы однажды вырвалось
из нашей груди: «Ангел Божий, Ангел небесный, Ангел утешитель мой, явись мне,
откройся моему сердцу! К несчастью моему, я до сих пор не знал тебя. Говори
моему сердцу, оно послушает тебя, послушает твои внушения и исполнит их».
Поэтому и надо постараться всем нам приобрести такое настроение нашей
души.
По учению Церкви, Ангел Хранитель предстанет пред каждым из нас и в
таинственную, страшную, священную и неизбежную минуту нашей смерти. Вот
тогда-то мы будем просить и умолять его, чтобы он не отходил от нас. Не оставлял
нас при прохождении мытарств; потому что нам очень страшно будет без него.
И как глубоко мы будем сожалеть тогда, что при жизни своей сами удалялись
от него, забывали молиться ему, особенно в минуты опасности.
И как будут блаженны те из нас, кто приучил себя при жизни молитвенно
обращаться к нему: «Ангел Хранитель мой! Когда же настанет час кончины
моей, поспеши ко мне на помощь при разлучении души от тела; 'будь моим
утешителем в борьбе со смертию; приими под свою защиту, когда перейду в
область вечности, когда изыду из мира сего и вступлю в неизвестный мне мир;
ободри меня своим присутствием... Да увижу тебя одесную мене стояща, светла,
тиха, заступника моего...»
Если душа человека окажется достойной, то Ангел Хранитель будет
сопровождать ее в поклонении Богу в 3й, 9й и 40й день по кончине и не оставит и
в загробном бытии.




КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА - ИСТОЧНИК
 

Malfrida

Администратор
Регистрация
21.08.2018
Сообщения
9 051
#2
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ВЗЯТ ИЗ СВЯТЫХ КНИГ СТАРОВЕРОВ



Двуперстное крестное знамение



Двуперстие
— истинное перстосложение, переданное Самим Господом нашим Исусом
Христом Своим апостолам. Они передали его епископам и священникам, и с
тех пор оно перешло нам по преемству. О древности и истинности
двуперстия имеется немало свидетельств.
Двуперстным крестным
знамением осеняли себя все христиане от времен Исуса Христа: в Риме со
времени принятия христианства, примерно в 350 г., до возникновения
католицизма (примерно в 1054 г.), в Греции, на Руси (до раскола 1666 г.)
и в других странах. Так молились апостолы, святитель Никола Чудотворец,
Василий Великий, святой Иоанн Златоуст и другие святые.
О двуперстном крестном знамении известно писание святых отец Мелетия
Антиохийского, Славостинского епископа, и Феодорита (4 век). Во время
спора с арианами люди просили представить доказательства истинности
двуперстного сложения, что святой Мелетий и сделал. В начале он сложил
три перста и не было никакого знамения. Потом он сотворил полное
двуперстное крестное знамение и благословил людей, и от его крестного
знамения, как молния вышел огонь. «... Два совокупив, три согнув и
благослови люди, и изыде от него яко огонь молния, достохвальный убо он
испусти глас... и тако посрами еретики». (Стоглав, гл. 31). Св. Мелетий
был в большом почете в Константине граде и так учил священников
благословлять людей, а мирян креститься. Истинность двуперстия
подтвердил Стоглавый собор на Руси (1551 г.), осудивший неистинность
проникшего в страну троеперстия: «Аще кто не знаменуется двема персты,
яко же и Христос, да будет проклят» (Стоглав, гл.31). В Успенском Соборе
Московского Кремля хранится Крест. На Кресте у Спаса благословляющая
рука сложена в двуперстие. В катакомбах Рима, сохранившихся до
настоящего времени от первых христиан (4 век), имеются фрески с
изображением святых с двуперстием на правой руке. Об истинности
двуперстного перстосложения свидетельствуют также мощи святых. В
Киево-Печерской Лавре до сего времени находятся нетленные мощи Илии
Муромца, персты правой руки которой сложены в двуперстие. Преп. Максим
Грек, известный своими многочисленными богословскими трудами, в своей
книге также пишет о двуперстии. Согласно учению святых отец, нужно
сложить вместе три перста правой руки: большой, безымянный и мизинец в
знак того, что мы веруем во Святую Троицу (Отца и Сына и Святаго Духа).
Два других перста (средний и указательный) складываем вместе, при этом
средний перст немного преклоняем, а указательный перст сильно
протягиваем (держим прямо). Эти два перста изображают два естества в
Богочеловеке Исусе Христе: Божеское и человеческое. Любое изменение
искажает смысл крестного знамения, и оно теряет свою силу.
Многие христиане осеняют себя крестным знамением слишком быстро, настолько
быстро, что не успевают доносить двуперстия до положенного места на
правое и левое плечо, и на живот. От этого крестное знамение утрачивает
четкое изображение креста, становится похожим на простое махание.
Молящийся не успевает проговорить молитву, договаривается она уже после
совершения поклона. «Мнозии неразумнии человецы, махающе рукою по лицу
своему творят крестящися, всуе труждающеся (напрасно трудятся), тому бо
маханию бесы радуются». (Стоглав, г. С. Петербург, 1997, гл. 32)
При крестном знамении надо нажимать пальцами на тело. «Помни себе и не
забывай о кресте, чтобы не платие на себе крестите, но тело свое. Сего
ради Крестом осеняешися, прилагай внятно руку свою, чтобы сие на теле
внятно было (ощущаемо)» (Журнал «Старообрядец», М. 1907 г.)



СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ СОГЛАСИЯ (ТОЛКИ)

После церковного раскола в обществе староверов произошли внутренние расколы
на толки или по другому согласия. После того как умерли последние
старообрядческие священники, ряд староверов заявили. Что истинное
священисттво вымерло и нет его более, потому стали сами справлять
церковные обряды. это течение стало называться - безпоповци. Но были и
другие. Они утверждали что хоть никонианская церковь и ушла в ересь, но
наследие благодати Святого Духа сохранилась. Главная задача их теперь
найти и переманить на свою сторону никонеанского священника, который
согласится справлять старые обряды. Такое течение стали называть -
беглопоповцы. Так старообрядческая церковь разделилась на две большие
ветви.. В то же время течение беспоповского толка стало делится на
множистово своих толков, это и "Хлысты", "Прыгуны", "Бабушкино
согласие", "Молокане", "Дырошники" и многие другие. Многие течения
беспоповского толка отошли от обрядности православия на столько, что
практически потеряли с православный облик. Вот к примеру "Хлысты"
(искаженое слово Христы), отказались от икон, ибо истинная икона есть
сам человек, обосновывая это словами святого писания. Они крестились
двумя руками, ибо птица не летит одним крылом. Собираясь в Сионской
горнице они кружили прыгали крестясь друг на друга. Многие впадали в
транс. Считалось что на них снизашел Дух Святой.
Бабушкино согласе
передало бразды священства старухам, которые справляли церковные обряды,
Дырошники считали истинной иконой само небо и потому молились в дыру в
стене через которое было видно небо.
Течение беглопоповского толка
долгое время искало выход из сложившейся ситуации. Им нужно было
переманить на свою сторону не рядового священника, а епископа, тогда
можно было бы его поставить в патриаршество и он мог бы рукоположить уже
как положеным правилам других священников и епископов. Посылались
экспидиции во все уголки Православного мира. И вот однажды им удалось
уговорить одного греческого епископа стать на их сторону. Патриаршим
ценром пребывания стала Австрия, Белая криница. От сюда и это течение
стало называться "Белокриницким согласием". Царь узнав о Белой кринице,
договорился с австрийским императором чтобы Белую криницу разогнали а
епископа посадили. Так и было. Ток хоть и был арестован Епископ. Но уже
он упел рукоположить других епископов и священников, которые рассыпались
по миру и всех их найти уже небыло возможности. Теперь главная епархия
старообрядцев белокриницкого согласия находится в Москве, на рогожском
кладбище.



Аввакум
Претрович (1620,1621-1682) - протопоп, видный идиолог русского
старообрядчества. Один из руководителей раскола. За отказ признать
церковную реформу патриарха Никона был сослан с семьей в 1653 г. в
Сибирь. В 1666 по постановлению церковного собора Аввакум был расстрижен
и предан анафеме и вновь сослан в Пустозерскийострог, где в 1682 г по
царскому указу вместе с ближашими сподвижниками был сожжен в срубе. В
своих произведениях "Книга бесед", "Книга толкований", знаменитое "Житие
и др", Аввакум ярко истрастно обличал пороки официальной церкви,
царские"неправды" и порядки в стране. Был канонизирован старообрядческой
церковью.



БЕГУНСКИЙ ТОЛК,
страннический толк - течение в беспоповском старообрядчестве, возникшее
в кон. 18 в. В разных районах России его последователей именовали
пустынниками, скрытниками, голбешниками (голбец - подполье). Сами
верующие называют себя истинно-православными христианами странствующими
(ИПХС). Основал Бегунский толк беглый солдат Евфимий, который облек свой
протест против крепостничества и социальных реформ Петра I в требование
разрыва с „обществом антихриста". Проповедуя близкий конец света,
наставники Бегунский толк призывали не платить налогов, отказываться от
военной службы, не получать документов как „явных знаков антихриста" и
др. „Спасение души" для бегунов — это „вечное странство". Однако с нач.
19 в. эти требования перестали быть обязательными для всех
последователей Бегунского толка. Среди них появились люди, которые,
давая обет странничества, проживают легально, содержат тайные молельни,
кельи, их называют „жиловыми", „пристанодержателями", „христолюбцами".
Лишь незадолго до смерти они обязаны прятаться в тайник.



ЕДИНОВЕРЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ
- одно из течений в старообрядчестве, возникшее в результате соглашения
наиболее умеренных старообрядческих кругов, с официальной РПЦ и
оформленное в 1800г. Единоверцы были подчинены Синоду, хотя службу в
церквах продолжали совершать по своим правилам. В 19 в. многие
религиозные общины и скиты старообрядцев, в т. ч. при Преображенском я
Рогожском кладбищах и на р. Иргизе, обращались в единоверчество
насильственно.



НИКОН
(Никита Минов, 1605-1681) - патриарх Московский и всея Руси. Был
священником и Москве, затем монахом, архимандритом москов. Новоспасского
монастыря (1646), а с 1648 - митрополитом Новгородским, сблизился с
царем Алексеем Михайловичем, при содействии которого в 1652 стал
патриархом. Для укрепления позиций русского православия и поднятия его
престижа провел богослужебную реформу (исправление богослужебных книг и
икон по византийским образцам, коррективы в обрядности, введение
регулярной церковной проповеди и т.п.), вызвавшую к жизни движение за
сохранение старых обрядов (старообрядчество), которое привело к
церковному расколу. Попытка поставить патриаршество выше самодержавия
породила конфликт между Никоном и царем. Рассчитывая, что царь не сможет
обойтись без него, Никон в 1658 демонстративно отрекся от
патриаршества, однако шантаж успеха не имел. Собор 1666 низложил Никона.
Он был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.



ПОМОРСКИЙ ТОЛК,
даниловцы - умеренное течение в беспоповщине (старообрядчестве), начало
которому было положено Данилой Викулиным и братьями Денисовыми,
основавшими на р. Выге (Поморье) в 1695г общину. В 1706г недалеко от нее
на р. Лсксс возникает женская лексинская община. Социальную базу
поморского толка составили зажиточные слои населения, что предопределило
умеренный характер их требований и сближение с официальной светской и
церковной властью. Так, в 1738г поморцы признали допустимость молитвы за
царя (что вызвало раскол и образование Филип, толка). Важное место в
поморском толке занимала проблема брака. Вначале он отвергался, но в
кон. 18 в. в Москве возникла община новопоморцев, последователи которой
выступали в защиту брака. С нач. 20 в. поморский толк. превратился в
наиболее влиятельное направление беспоповщины.



СПАСОВСКИЙ ТОЛК,
нетовщина — течение в беспоповщине (старообрядчество) , возникшее в
кон. 17 в. в керженских лесах. Спасовский толк был распространен в
Нижегор., Яросл. и Костром, губ. Социальную базу его составляло
крестьянство. Исходя из общей установки беспоповских соборов о
наступлении на земле „царства антихриста", который якобы истребил все
таинства, спасовцы утверждали, что добиться спасения души какими-то
действиями, лишенными „благодати божьей", невозможно. Путь спасения
известен только Спасу (Христу), поэтому необходимо уповать на его
милость и молиться. За отрицание православного духовенства, таинств,
благодати, храмов, вечерни и пр. приверженцев этого толка поповцы
называли нетовцами. В процессе эволюции спасовский толк распался на ряд
согласий, среди которых были умеренные, почти смыкавшиеся с поповщиной, и
крайние, отрицавшие всякую обрядность. К первым относились глухая
нетовщина, в которой считалось возможным совершать обряд крещения и
бракосочетания в православной церкви, новоспасовшина (поющая нетовщина),
разрешавшая своим наставникам совершать богослужения, крещение,
венчание. Крайним ответвлением спасовского толка являлись некрещеная
(или строгая) нетовщина, отрицавшая какие либо обряды, и дырники,
молившиеся, обращаясь к небольшому отверстию в вост. стене избы.
Самакрещенцы, крестившие себя сами, и бабушкино согласие занимали
промежуточное положение.



ФЕДОСЕЕВСКИИ ТОЛК -
течение в беспоповщине (старообрядчество), основанное в кон. 17 в.
Феодосием Васильевым. Социальную базу федосеевского толка составили
народные низы, главным образом беглые крестьяне, отсюда непримиримое
отношение к самодержавию и православной церкви, строгий аскетизм. Однако
в 20-30-е гг. 19 в. в связи с социальным расслоением внутри общин
федосеевского толка распадается на ряд согласий, часть верующих
переходит в поморский толк и в единоверие. Духовным центром федоровского
толка длительное время была община, основанная федосеевцами в 1771г. в
Москве на Преображенском кладбище, с мужским и женским монастырями.



Таинство крещения старообрядцев-беспоповцев.

Реформы Никона затронули различные сферы религиозно-обрядовой жизни
православной церкви, в том числе и такое важное таинство, как таинство
крещения (1). Как отмечают исследователи, правке подверглись и
литургические тексты (2), и сами обрядовые действия: наряду с полным
погружением, в официальной церкви бытовала также практика крещения
обливанием (3).

Исследования дореволюционных историков
(П.С.Смирнов, Н.П.Ивановский) (4) показывают, что в различных
старообрядческих толках и согласиях также произошли определённые
изменения в обряде крещения. Среди старообрядцев-поповцев продолжала
соблюдаться традиция дониконовской церкви – крещение новорождённых в
купели, с полным погружением. Крещение производилось священником, и лишь
в исключительных случаях (если ребёнок болел и существовала угроза его
смерти некрешённым. а в данной местности старообрядческий священник
отсутствовал) совершалось мирянами. На восьмой день (как и в
дониконовской церкви) над окрещённым производилось миропомазание.

У старообрядцев-беспоповцев, в силу исторически сложившихся обстоятельств
(прекращение института священства) реализовывались в практической жизни
только те разделы служебников (требников), которые были предназначены
мирянам на случай отсутствия священника. Таинство крещения совершалось в
естественных водоёмах, а также на дому (в купели). Относительно
возраста крещаемых у разных групп беспоповцев также существовали разные
традиции.

Так, у русских старообрядцев Латгалии и Польши
предписывалось крестить ребёнка только после того, как мать перестанет
кормить его грудью, то есть приблизительно через 1.5 – 2 года (5). В
Архангельской губернии, в Пинежском уезде, у старообрядцев-беспоповцев в
середине XIX в. бытовала практика перехода в старообрядчество мужчин в
преклонном возрасте, так как мужчины, связанные с отходничеством,
находясь на заработках, общались с "никонианами", и тем самым возникала
опасность "омиршления, осквернения святого Крещения" (6).

Аналогичная практика крещения в преклонном возрасте была распространена в
странническом (бегунском) согласии. По этому учению, принявший крещение
должен порвать всякие связи с миром антихриста, поэтому данное таинство
совершалось в преклонном возрасте или перед смертью (7).

У старообрядцев-беспоповцев было принято совершать перекрещивание над
желающими перейти из официального православия в старообрядчество: у
поповцев присоединение к общине происходило посредством таинства
миропомазания (8). Необходимость перекрещивания объяснялась тем, что
"крещение в никонианской церкви не есть крещение, но паче осквернения,
так как совершается еретическими священниками" (9). притом не по старым
требникам, а как у "латынян" – обливанием" (10). В отдельных
беспоповских толках (федосеевцы, бегуны) существовала также практика
повторного перекрещивания при переходе к ним старообрядцев из других
толков и согласий.

Как показывают современные этнографические
исследования (работы Т.А.Листовой, О.М.Фишман, Э.Иванец и др.) (11),
изменение церковных таинств, в частности, крещения, в разных
старообрядческих группах имело свои особенности, которые определялись
рядом причин: уставы согласий, контакты с нестарообрядческим населением,
уровень грамотности руководителей общин – наставников. Этнографическое
изучение современных коми старообрядческих групп (Верхняя и Средняя
Печора, Верхняя Вычегда) (12) во многом подтверждает эти наблюдения и
позволяет выявить некоторые общие закономерности в формировании
старообрядческого таинства крещения.

Верхняя и Средняя Печора (Троицко-Печорский, Вуктыльский, Печорский районы).

Значительная часть населения этого региона в прошлом придерживалась старообрядчества
(даниловский, федосеевский толки и странническое согласие). В настоящее
время доля старообрядцев среди местного населения незначительна.
Старообрядцы Печорского района и ряда деревень Вуктыльского района
(п.Дутово, Лемты, Лемты-бож, Подчерье, Усть-Щугор) относят себя к
"поморцам". Литературу и необходимые для богослужения предметы получают
из Москвы, от московской федосеевской общины (Преображенское кладбище).
Крещение и различные требы (погребение, отпевание) "по нужде"
совершаются грамотными старухами, так как в настоящее время в этом
районе нет ни одного наставника, рукоположенного на исполнение
религиозных обрядов. Учение бегунов распространено в верхнепечорских
деревнях, начиная от Возино Вуктыльского района до с.Покчи
Троицко-Пе-чорского района.

Различия между поморцами и
странниками (бегунами) по интересующему нас вопросу заключаются как в
некоторых обрядовых действиях, так и в строгостях, налагаемых на
окрещённых после совершения крещения: у поморцев окрещённый живёт среди
своих близких, только должен питаться за отдельным столом (если домашние
не старообрядцы) и из своей посуды, в то время как у странников он
должен порвать всякие отношения с миром и "жить как монахи". В
современном понятии это означает: не получать пенсию, под этим "ложным
годом" (летоисчислением) не подписываться (не оформлять различных
юридических документов), жить только под "верным именем" (полученным
после крещения) и без фамилии. Пропитание себе странники должны или
добывать личным трудом (от своего огорода) или получать как помощь от
"благодетелей", то есть своих единоверцев, сторонников учения "истинно
православных христиан", которые ещё не приняли крещения и живут в
"миру".

По сведениям миссионеров, для совершения крещения на
Среднюю и Верхнюю Печору приезжали старообрядческие наставники из
Усть-Цильмы и Пижмы (13). После революции и гражданской войны контакты
между усть-цилемскими и печорскими коми старообрядцами во многом стали
носить эпизодический характер. Возможно, именно это явилось одной из
причин того, что в ряде населённых пунктов (с.Соколово, Кожва, Щугор,
Подчерье) крестить стали только взрослых. Сами информанты объясняют это
тем, что "крещённые в младенчестве всё равно уходят в мир – растаптывают
веру под ногами" (14). Встречаются другие объяснения: "Креститься надо
только в 30 лет, потому что и сам Господь в 30 лет принял эту веру..."
(15). Следует отметить, что аналогичные процессы в обряде крещения
(перемена возраста окрешаемых) происходили также в ряде соседних
регионов, в частности, на Верхней Печоре, в районах проживания русского
старообрядческого населения. По мнению Т.А.Листовой, такая эволюция
обряда крещения была обусловлена "невозможностью изолировать крещёного
ребенка и соблюдать все предписания религиозной жизни, а также влиянием
странников" (16).

Как говорят информанты, крещение совершали как
над некрещённым, так и над желающими перейти из официального православия
в старообрядчество. В ряде населённых пунктов (п.Дутово, д.Медвежская)
продолжала сохраняться традиция крещения младенцев – если оба родителя
являлись строгими, крепкими в вере старообрядцами. В настоящее время у
старообрядцев Верхней и Средней Печоры крещение проводится наставником
либо вдовыми пожилыми людьми, хорошо знающими традицию. Лиц совершающих
крещение, здесь называют пыршысь (буквально – "тот. кто вводит в веру").

Выбор крёстного в настоящее время определяется полом окрещаемого, и в
дальнейшем крёстная – пернянь, вежанъ либо крёстный – парнаай, вежап
считаются духовными наставниками окрещённого. Как правило,
непосредственный выбор крёстного осуществляет пыртысь. Некоторые
информанты отмечают, что допу
 

Вверх Снизу