КУТИСЬ И ВОЖО. ЗЛЫЕ ДУХИ УДМУРТОВ

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 623
#1
КУТИСЬ И ВОЖО. ЗЛЫЕ ДУХИ УДМУРТОВ

В удмуртской мифологии кутись — «бог людских болезней, преимущественно коросты; он находится при ключах и речках»; «живет чаще всего на ключах и при истоках рек и ручейков, но и просто в оврагах в которых летом воды не бывает. Людей и скот, на которых он прогневался, он наказывает, во 1-ых, сильным ужасом, причина которого необъяснима, а во 2-х, разными наружными болезнями, преимущественно коростой, рожей». «Кутись» переводится как «Хвататель», «Хватающий», т.е. если он схватит человека за какую-нибудь часть тела, там появляются кожные болезни, нарывы. По сведениям А.И. Емельянова, такие духи назывались «ву кутӥсь» — «водный хватающий». По представлениям северных удмуртов и бесермян, духи кутӥсь — это души заложных покойников (утопленников, убитых, младенцев, умерших не получив имени, и т.д.), которых некому поминать. Как считали бесермяне, души детей, ставшие кутӥсь, продолжали жить около места своего погребения. Так как их не поминали, они испытывали голод, поэтому наступившего на место погребения, они «хватали», последствием чего являлись различные нарывы, сыпь, язвы на коже. Закамские удмурты считали, что если у человека на теле появляются различные накожные болезни, то его «ву кутэм», т.е. «схватила вода»: «если у кого в семье появится на теле короста или чесотка, вотяки говорят, что его поймала какая нибудь речка или ключ за то, что он либо сморкался, либо плюнул, либо похулил ее или его».

Подобные представления бытуют до настоящего времени: «Ӟара ке потӥз, ву кутэм шуо» — «Если появится язва на коже, то говорят, что “схватила вода”». В таких случаях, если ворожцы-туночи определяют, что это результат «ву кутэм», то приносят воде жертву:

«Желающие излечиться по указанию ворожеи в ключ или в речку бросают крупу с солью в холщевой тряпочке и при этом умоляют, чтобы она отпустила и другой раз не держала. Это делается вечером в сумерках, и когда идут бросать означенные вещи, то зорко следят, чтобы их никто не видел, в противном случае оставляют до другого вечера»; «Кеньыр пазьго вал шуре, “ву ке кутэм, мед лэзёз, тае мед кутоз” шуыса» — «Крупу рассыпали в реку со словами “Если вода поймала, пусть отпустит, пусть это ловит”».

Подобные жертвоприношения назывались куяськон (от удм. куяськыны ‘бросать, кидать’). Куяськон проводили также в случае, если проезжали на телеге по мосту через речку: бросали немного сена, сложенного в телегу или какой-нибудь другой незначительный предмет, например, ниточку, выдернутую с одежды. Иначе «ву кутоз» — «вода схватит».

Другую категорию злых духов в удмуртской мифологии составляли вожо: «в пустых, заброшенных за смертью хозяев, домах, живут Вожойос. Вожойос могут принимать различные виды; они являются перед идущими поздно ночью людьми, то углом избы, то столбом; когда нужно Вожо, принимает на себя вид людей». По Г.Е. Верещагину, вожо — грозные духи, проявляющие свои действия лишь в течение двух периодов в году: летом во время цветения ржи (инвожо дыр) и зимой во время святок (вожо дыр). В период летнего вожо дыр ‘время вожо’ запрещались многие действия, например, стирка белья в полдень на реке, копка земли, контакты с чугунными изделиями, испачканными сажей и т.д., иначе может случиться град.

У закамских удмуртов этот период называется музъем вордӥськон ‘рождение земли’. Считается, что земля зачала и ей необходим покой, поэтому в эти дни не позволялось шуметь, разводить костры, копать землю, вбивать колья, полоскать в реке грязное белье, в более ранний период запрещалось надевать пеструю одежду и т.д. Представлений о духах вожо, активизировавшихся к этому времени, у закамских удмуртов не сохранилось.

«Если появится чирей, то говорят, что вышел вараш вожо. У реки режут курицу, кровь выливают в воду, перья и кости также отправляют по воде. Кажется, из Вараша сюда также пришли». Видимо здесь описывается жертвоприношение в честь духов болезней прежнего места жительства. Как отмечает информатор, жители деревни Мамады Бураевского района, где был записан текст, скорее всего, пришли из д. Вараш (д. Старый Варяш Янаульского района). Вероятно, в честь духов болезней из д. Вараш (варашвожо) и проводился вышеописанный обряд. В д. Алтаево Бураевского района были два места вожо, один для мужчин, другой для женщин. В случае появления гнойных опухолей и чирей, шли туда и раскидывали там, в качестве подношения духам болезни, крупу. Интересно отметить, что по сообщению А.И. Емельянова, удмурты верили в существование болезнетворных духов ву-вожо ‘водяной вожо’, которым в случае болезни бросали жертвы в воду.

Собирательным названием для мелких вредоносных и болезнетворных духов является сиись-зуись (лит.: сиись-юись) — «поедающий-выпивающий», т.е. поедающий тело и выпивающий кровь человека. Чтобы не допустить их в дом, над дверью втыкали рябиновые, еловые или можжевеловые ветки, которых они боялись. На свадьбе, чтобы отпугнуть сиись-ӟуись, стреляли холостым зарядом:

«Ныл доры лыктэмзы бере, капкаетӥ пырыкы шартлатыса убовал, сьӧразы сиись-ӟуись медаз пыры, ӟинъёс медаз пыре шуыса» — «Когда въезжали в ворота дома невесты, громко стреляли, чтобы сиись-ӟуись и джинны не вошли следом». По А.И. Емельянову, сиись-юись — это исключительно злые духи, блуждающие без определенного места обитания, носители разного рода болезней. По сообщению М. Елабужского, «сиись-юись питается ночью кровью человека, не причиняя ему видимой раны, и этим он может до смерти иссушить человека» , т.е. он является вампиром.

В источниках имеется упоминание о злых духах эрышись (от тат. ‘увязаться’), которые, увязавшись за отъезжающими, могут им навредить в пути, например, сильно утомить лошадь. С целью избавления от них, при выезде через полевые ворота ударяли по столбам кнутом, чтобы их отпугнуть и разбрасывали кусочки хлеба, приговаривая: «Сиэлэ, сиэлэ эрышисьд’ос, мон сьорам эрышыса эн вэтлэлэ, валэлы но, аслым но капчилык карелэ» — «Ешьте нечистые, за мной не ходите и не увязывайтесь, как меня самого, так и лошади моей не тяготите».
 

Вверх Снизу