Магия пасхальной заутрени. Ритуалы
Пение Христа. Магия пасхальной заутрени.ТРАДИЦИИ: ЯЗЫЧЕСКИЕ И ХРИСТИАНСКИЕ. Народные обычаи. Обряды, заговоры и приметы
Магические действия и приговоры прихожан во время пасхальной службы в церкви. Рыбаки просили об удачном улове, охотники - о везении на охоте, девушки - о хорошем женихе. Такое колдовство в церкви противоречило христианской морали, но широко практиковалось в народном быту.
Заговоры и обряды, производимые только на Пасху. Везде, где нет ОСОБОГО указания, используются неосвященные крашеные яйца!
Пение Христа
Исполнение в церкви песнопений в честь воскресенья Христа.
Происходили во время пасхальных молебнов, крестных ходов и гуляний.
Пение Христа - исполнение пасхального тропаря "Христос воскрес из мертвых, смертию смерть попрал и сущим во гробе живот даровал" священником или прихожанами в церкви (см. Пасха), во время пасхальных молебнов, крестных ходов, гуляний и т.п.
От народного наименования тропаря получил название и распространенный в севернорусских и среднерусских губерниях обрядовый обход деревни женщинами с пением указанного тропаря.
В некоторых местах Новгородской обл. "пели Христа" исключительно девушки и женщины, когда выходили "встречать Христа" в пасхальную ночь, прогуливаясь по деревне в праздники и воскресные дни в период от Пасхи до Вознесения, а также во время обхода скота пастухом в Егорьев день.
Обход деревни девушками и женщинами с пением "Христос воскрес...", с иконами и свечами в руках совершался или на пасхальной неделе, или в одно из воскресений от Пасхи до Вознесения.
Девушки и женщины (вместе или группами по возрасту) собирались где-нибудь за деревней и обходили ее вокруг или ходили по деревенской улице, иногда по домам односельчан; в последнем случае за пение им полагалось угощение от хозяев.
По народным представлениям, "пение Христа" уберегало деревню от различных несчастий:
"Чтобы все благополучно было, Христа поем" (новгородск.).
Магия пасхальной заутрени
Магия пасхальной заутрени - магические действия и словесные формулы, совершаемые и произносимые в церкви во время пасхальной службы или во время ее на "границе" с иным миром: на перекрестке, у воды и т.п.
Именно в эту ночь вся нечистая сила выползает на улицы городов и деревень:
домашние животные превращаются в оборотней, а колдуны и ведьмы выходят в люд.
По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить во двор и на улицу: в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня, черта, перекинувшегося в животное.
В церковь люди боятся ходить в одиночку, особенно мужчины.
Даже в свою приходскую церковь мужики избегают ходить в одиночку, так же как и выходить из нее.
Злятся же черти в пасхальную ночь потому, что уж очень им в это время солоно приходится: как только ударит первый колокол к заутрене, бесы, как груши с дерева, сыплются с колокольни на землю /начинают падать на землю, как ливень в летний день/, «а с такой высоты сверзиться, — объясняют крестьяне, — это тоже чего-ни будь стоит»…
В таком же затруднительном положении бывают в пасхальную ночь и ведьмы, колдуны, оборотни и проч. нечисть.
Люди старшего возраста умеют не только опознавать ведьм, но и могут даже с точностью определить весь их наличный состав в деревне:
для этого нужно только взять с собой заговоренный творог, с заговенным творогом встать у входа церкви /у церковных дверей/ и держаться за дверную скобу /дверную ручку /— ведьмы будут проходить, сверкая хвостами, и по хвостам их можно сосчитать всех до единой.
Что касается колдунов, то опознавать их еще легче — не надо даже за дверную скобу держаться, а достаточно во время пасхальной заутрени обернуться и поглядеть на народ: все колдуны будут стоять спиной к алтарю…
Основными атрибутами праздника Пасха являются огонь /костры и свечи/ и вода.
Огонь – символ Божьего Света, который просвещает все народы.
Православные ждут в этот день чудесного сошествия Божьего Огня в храме в Иерусалиме.
У католиков освящается большая свеча (Пасхал), которая зажигается потом весь пасхальный период, а также в моменты крещения и венчания.
Иногда перед храмом разжигают костер.
Как отмечает Наталья Шарапова, во многих местах с пасхальными кострами и в XIX-XX вв. связывались совершенно языческие представления.
Например, пасхальные огни, знаменующие победу жизни над тьмой и смертью, местами зажигали не только возле церкви, но и – 'как встарь' – по холмам вокруг села, на берегах рек или на деревенской площади; и разводили их обычно с помощью 'живого' огня, добываемого трением из очень сухого дерева ('бо в сухому деревi нечиста сила ховаеться' ).
Оставшиеся от священного огня головни бережно собирали и хранили в течение года, в уверенности, что пасхальные угольки, положенные под застрехи крыш, защищают двор от грозы.
В деревнях на Святую ночь перед Пасхальным воскресеньем жгут смоляные бочки, а уголья от них собирают и после кладут эти уголья под крышу: считается, что это ограждает дом от удара молнии.
Аналогичной и даже большей силой наделялись также свечи,
с которыми стояли пасхальную службу в церкви.
Священный огонь разносится по домам верующих как знак Света и Обновления.
ПАСХАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Надо отметить, что отсутствие девушки на пасхальной службе могло сослужить ей плохую службу.
Например, в Сибири считалось, если девушка проспит пасхальную заутреню, ей достанется плохой муж: бранчивый, ревнивый и пьяница.
Односельчане говорили о ней с укоризной:
"Христовску заутреню проспала"
(Неклепаев И.Я. 1903. С. 66).
Тоже относилось и к парням.
ДО ПАСХАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Заговор на людскую милость
Перед Пасхой подойдите к храму, поклонитесь ему и скажите:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
Как нынче к Светлому Празднику соберется народ,
Как много нынче православных К храму придет:
Креститься, смотреть на кресты золоченые,
Любоваться на яички и куличи печеные, —
Так бы чтобы глядели и любовались на меня
Старые бабы и старики,
Пожилые и молодые мужики,
Древние старухи, вдовы и молодухи,
Красные девицы, отроки и отроковицы,
Малые ребята, малые девчата.
Глядели, смотрели, любовались
На мою красоту удивлялись.
Казалась бы я им милей красного золота,
Светлей серебра белого,
Павой шла, в милость вошла.
Где я ступлю – там любовь
И милость найду.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.
Чтобы муж любил и не гулял,
на Пасху подойдите к храму, перекреститесь, глядя на купала, и прочитайте такой заговор:
Как этот святой апостольский собор
Стоит, не сдвинется, не шелохнется,
От людского дыхания не качнется,
Так бы и мой муж, раб Божий (имя), всегда возле меня был,
Всю жизнь со мной, своей женой, прожил.
Как я не могу без своей крови, поту жить,
Так чтобы и муж мой никогда не смог меня забыть.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
ПО ХОДУ ПАСХАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Более распространенными и менее предосудительными с точки зрения народной христианской морали считались приговоры, произносимые по ходу пасхальной службы.
Когда перед открытием царских врат священник отдергивал занавеску, от чего был слышен шорох ("шарканье"),
крестьяне произносили про себя:
"Шаркни, Боже,
по душе, по телу,
по жене, по деткам,
по моему здоровью",
а крестьянки твердили:
"Шаркни, Боже,
по батьке, по матке,
по братьям, по сестрам,
по моим животам,
по моем здоровьи"
(Терещенко А. 1848. Ч. VI. С. 69).
***
ВНИМАНИЕ!!!
В церкви во время службы кто-то ткнул пальцем в спину – жди беды.
Церковь – это святое место, куда люди идут с открытым сердцем.
Но, к сожалению, далеко не все.
Есть люди, которые приходят в церковь далеко не с чистыми помыслами.
И, к сожалению, это происходит даже в такой светлый день, как Пасха.
Многие ведьмы, то есть те, кто знает специальные слова и ритуалы, специально идут в церковь тогда, когда там очень много народу.
Чаще всего они становятся за спиной жертвы, читают специальный заговор, а потом, вроде как случайно, тыкают человека пальцем в спину или в бок.
Таким образом, они передают свою болезнь, или болезнь своего клиента, другому человеку.
На Пасху в церкви обычно столько народу, что люди набиваются в храме, как кильки в банке.
Кто в такой толпе обратит внимание на какой-то там тык?
Особенно, если человек даже не подозревает, что кто-то может тут находиться со злыми помыслами.
Для того чтобы защититься от таких воздействий, перед тем, как идти в храм, нужно зачитать специальный защитный заговор.
Если же вы этого заговора не знаете, то вам лучше встать таким образом, чтобы вы были, как говорится, приперты спиной к стене.
Лучше видеть меньше, чем получить на свою голову чьи-то болезни.
МОЛЧАЛЬНАЯ ВОДА
Во многих местах считалось, что если в пасхальную ночь или во время заутрени пойти к роднику, набрать там водицы и молча принести ее домой, не произнеся по дороге ни единого слова, то вода приобретет особую силу, почти равную силе святой воды.
Такой "молчальной" водой кропили дома и амбары для счастья и благополучия, умывались ею для здоровья и т.д.
***
Существовала такая примета:
если собака во время пасхальной утрени будет лаять
на восток — к пожару, на запад — к несчастью.
***
Во время пасхальной утрени хозяйки наблюдали:
какая скотина в это время лежит смирно — та ко двору.
В это же время крестьянки гнали с насеста кур для того, чтобы куры не ленились, а пораньше вставали да больше яиц несли.
***
В пасхальную ночь с душами усопших родственников можно повидаться в церкви.
В ночь перед Пасхою люди имеют возможность увидать своих умерших близких и родственников, этот момент наступает, когда богомольцы уходят из храма на время крестной ходы, именно тогда нужно не заметно затаится в церкви, в руках держа свечку /спрятаться в храме со страстною свечкою/, только так чтобы никто не видел.
Когда все прихожане выходят их храма на крестный ход, души умерших материализуются, чтобы приложиться к святым иконам.
Когда души умерших соберутся в церковь молиться и христосоваться между собою, и тут-то и открывается возможность повидать своих усопших родственников /разговаривать в это время с ними нельзя/.
Но происходит это только при условии, что в церкви никого нет или остался только один человек, стоящий на коленях с закрытыми глазами.
Чуть приоткрыв глаза, он сможет увидеть умерших, но шевелиться или задавать им вопросы нельзя.
Для разговоров есть другое место — кладбище
Вот на кладбище в пасхальную ночь с умершими можно общаться, но пришедшему они не покажутся, а только ответят на несколько вопросов.
***
Пасхальный крестный ход
также считалось благоприятным моментом для колдовства.
Крестный ход православных и католиков
У православных Крестный ход начинается вечером, в полночь входят в храм, и начинается торжественная служба.
У католиков Крестный ход утром, после службы, на рассвете.
***
Рыбаки Вятской губ. во время обхода вокруг храма - "встречи Христа", отщипывали от своей свечи небольшой кусочек воска и клали его за пазуху, а саму свечу прилепляли, входя в церковь, к двери или к косяку, приговаривая про себя:
"Как сюда валит теперь народ, так бы шла летом и рыба в сети".
Кусочек свечного воска приносили домой и хранили до начала рыбной ловли.
В течение всего сезона его по чуть-чуть прилепляли к каждой сети с приговором:
"Как Пасхой в церковь шел народ, так теперь рыба идет в сети"
(Русские, вотяки...1879. С. 38).
***
Для воров в тот же момент церковной службы предоставлялась возможность обеспечить себе успех на весь год.
Считалось, если вор украдет хотя бы мелочь, и никто этого не заметит, то его весь год не поймают
***
Литургия заканчивается звоном колоколов и троекратным «Христос воскресе!».
На пасхальной всенощной при церковном пении верующие, просвещенные торжеством праздника, обнимают и целуют друг друга три раза, а затем приветствуют друг друга словами:
"Христос воскрес!" и ответным "Воистину воскрес!", обмениваясь при этом пасхальными яйцами.
О колокольном звоне
Как только зазвонят колокола в Пасху
Как только в Пасхальное воскресенье начинали звонить колокола,
люди крестились и трижды приговаривали:
Христос воскрес, а моей семье здоровья,
моему дому богатства,
моему полю урожай.
Аминь.
***
Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать:
«Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье», — выздоравливает даже тяжело больной человек.
***
Девицы на выданье и вдовицы говорят:
«Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь».
***
Под пасхальный звон колоколов люди умывались
у источников для здоровья, а девушки – чтобы быть красивыми и избавиться от веснушек...
***
Если в роду мальчики не выживают
Снимают это заклятие в Пасху.
Господь в этот день многим помогает, а дьявол многим мешает.
Делают это так: трое кровных из проклятого рода поднимаются на колокольню и ждут звона.
Когда звонарь начнет звонить в колокол, ему суют в карман три крашенки, три одинаково покрашенных яйца.
Затем спускаются и говорят про себя:
Христос воскрес, и род наш воскресни.
Христос воскрес, и все в рожденьи живы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
Христос воскрес, воистину воскрес.
Доколе веку церквям стоять,
до тех пор мужскому роду не умирать.
Аминь.
Пение Христа. Магия пасхальной заутрени.ТРАДИЦИИ: ЯЗЫЧЕСКИЕ И ХРИСТИАНСКИЕ. Народные обычаи. Обряды, заговоры и приметы
Магические действия и приговоры прихожан во время пасхальной службы в церкви. Рыбаки просили об удачном улове, охотники - о везении на охоте, девушки - о хорошем женихе. Такое колдовство в церкви противоречило христианской морали, но широко практиковалось в народном быту.
Заговоры и обряды, производимые только на Пасху. Везде, где нет ОСОБОГО указания, используются неосвященные крашеные яйца!
Пение Христа
Исполнение в церкви песнопений в честь воскресенья Христа.
Происходили во время пасхальных молебнов, крестных ходов и гуляний.
Пение Христа - исполнение пасхального тропаря "Христос воскрес из мертвых, смертию смерть попрал и сущим во гробе живот даровал" священником или прихожанами в церкви (см. Пасха), во время пасхальных молебнов, крестных ходов, гуляний и т.п.
От народного наименования тропаря получил название и распространенный в севернорусских и среднерусских губерниях обрядовый обход деревни женщинами с пением указанного тропаря.
В некоторых местах Новгородской обл. "пели Христа" исключительно девушки и женщины, когда выходили "встречать Христа" в пасхальную ночь, прогуливаясь по деревне в праздники и воскресные дни в период от Пасхи до Вознесения, а также во время обхода скота пастухом в Егорьев день.
Обход деревни девушками и женщинами с пением "Христос воскрес...", с иконами и свечами в руках совершался или на пасхальной неделе, или в одно из воскресений от Пасхи до Вознесения.
Девушки и женщины (вместе или группами по возрасту) собирались где-нибудь за деревней и обходили ее вокруг или ходили по деревенской улице, иногда по домам односельчан; в последнем случае за пение им полагалось угощение от хозяев.
По народным представлениям, "пение Христа" уберегало деревню от различных несчастий:
"Чтобы все благополучно было, Христа поем" (новгородск.).
Магия пасхальной заутрени
Магия пасхальной заутрени - магические действия и словесные формулы, совершаемые и произносимые в церкви во время пасхальной службы или во время ее на "границе" с иным миром: на перекрестке, у воды и т.п.
Именно в эту ночь вся нечистая сила выползает на улицы городов и деревень:
домашние животные превращаются в оборотней, а колдуны и ведьмы выходят в люд.
По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить во двор и на улицу: в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня, черта, перекинувшегося в животное.
В церковь люди боятся ходить в одиночку, особенно мужчины.
Даже в свою приходскую церковь мужики избегают ходить в одиночку, так же как и выходить из нее.
Злятся же черти в пасхальную ночь потому, что уж очень им в это время солоно приходится: как только ударит первый колокол к заутрене, бесы, как груши с дерева, сыплются с колокольни на землю /начинают падать на землю, как ливень в летний день/, «а с такой высоты сверзиться, — объясняют крестьяне, — это тоже чего-ни будь стоит»…
В таком же затруднительном положении бывают в пасхальную ночь и ведьмы, колдуны, оборотни и проч. нечисть.
Люди старшего возраста умеют не только опознавать ведьм, но и могут даже с точностью определить весь их наличный состав в деревне:
для этого нужно только взять с собой заговоренный творог, с заговенным творогом встать у входа церкви /у церковных дверей/ и держаться за дверную скобу /дверную ручку /— ведьмы будут проходить, сверкая хвостами, и по хвостам их можно сосчитать всех до единой.
Что касается колдунов, то опознавать их еще легче — не надо даже за дверную скобу держаться, а достаточно во время пасхальной заутрени обернуться и поглядеть на народ: все колдуны будут стоять спиной к алтарю…
Основными атрибутами праздника Пасха являются огонь /костры и свечи/ и вода.
Огонь – символ Божьего Света, который просвещает все народы.
Православные ждут в этот день чудесного сошествия Божьего Огня в храме в Иерусалиме.
У католиков освящается большая свеча (Пасхал), которая зажигается потом весь пасхальный период, а также в моменты крещения и венчания.
Иногда перед храмом разжигают костер.
Как отмечает Наталья Шарапова, во многих местах с пасхальными кострами и в XIX-XX вв. связывались совершенно языческие представления.
Например, пасхальные огни, знаменующие победу жизни над тьмой и смертью, местами зажигали не только возле церкви, но и – 'как встарь' – по холмам вокруг села, на берегах рек или на деревенской площади; и разводили их обычно с помощью 'живого' огня, добываемого трением из очень сухого дерева ('бо в сухому деревi нечиста сила ховаеться' ).
Оставшиеся от священного огня головни бережно собирали и хранили в течение года, в уверенности, что пасхальные угольки, положенные под застрехи крыш, защищают двор от грозы.
В деревнях на Святую ночь перед Пасхальным воскресеньем жгут смоляные бочки, а уголья от них собирают и после кладут эти уголья под крышу: считается, что это ограждает дом от удара молнии.
Аналогичной и даже большей силой наделялись также свечи,
с которыми стояли пасхальную службу в церкви.
Священный огонь разносится по домам верующих как знак Света и Обновления.
ПАСХАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Надо отметить, что отсутствие девушки на пасхальной службе могло сослужить ей плохую службу.
Например, в Сибири считалось, если девушка проспит пасхальную заутреню, ей достанется плохой муж: бранчивый, ревнивый и пьяница.
Односельчане говорили о ней с укоризной:
"Христовску заутреню проспала"
(Неклепаев И.Я. 1903. С. 66).
Тоже относилось и к парням.
ДО ПАСХАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Заговор на людскую милость
Перед Пасхой подойдите к храму, поклонитесь ему и скажите:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
Как нынче к Светлому Празднику соберется народ,
Как много нынче православных К храму придет:
Креститься, смотреть на кресты золоченые,
Любоваться на яички и куличи печеные, —
Так бы чтобы глядели и любовались на меня
Старые бабы и старики,
Пожилые и молодые мужики,
Древние старухи, вдовы и молодухи,
Красные девицы, отроки и отроковицы,
Малые ребята, малые девчата.
Глядели, смотрели, любовались
На мою красоту удивлялись.
Казалась бы я им милей красного золота,
Светлей серебра белого,
Павой шла, в милость вошла.
Где я ступлю – там любовь
И милость найду.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.
Чтобы муж любил и не гулял,
на Пасху подойдите к храму, перекреститесь, глядя на купала, и прочитайте такой заговор:
Как этот святой апостольский собор
Стоит, не сдвинется, не шелохнется,
От людского дыхания не качнется,
Так бы и мой муж, раб Божий (имя), всегда возле меня был,
Всю жизнь со мной, своей женой, прожил.
Как я не могу без своей крови, поту жить,
Так чтобы и муж мой никогда не смог меня забыть.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
ПО ХОДУ ПАСХАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Более распространенными и менее предосудительными с точки зрения народной христианской морали считались приговоры, произносимые по ходу пасхальной службы.
Когда перед открытием царских врат священник отдергивал занавеску, от чего был слышен шорох ("шарканье"),
крестьяне произносили про себя:
"Шаркни, Боже,
по душе, по телу,
по жене, по деткам,
по моему здоровью",
а крестьянки твердили:
"Шаркни, Боже,
по батьке, по матке,
по братьям, по сестрам,
по моим животам,
по моем здоровьи"
(Терещенко А. 1848. Ч. VI. С. 69).
***
ВНИМАНИЕ!!!
В церкви во время службы кто-то ткнул пальцем в спину – жди беды.
Церковь – это святое место, куда люди идут с открытым сердцем.
Но, к сожалению, далеко не все.
Есть люди, которые приходят в церковь далеко не с чистыми помыслами.
И, к сожалению, это происходит даже в такой светлый день, как Пасха.
Многие ведьмы, то есть те, кто знает специальные слова и ритуалы, специально идут в церковь тогда, когда там очень много народу.
Чаще всего они становятся за спиной жертвы, читают специальный заговор, а потом, вроде как случайно, тыкают человека пальцем в спину или в бок.
Таким образом, они передают свою болезнь, или болезнь своего клиента, другому человеку.
На Пасху в церкви обычно столько народу, что люди набиваются в храме, как кильки в банке.
Кто в такой толпе обратит внимание на какой-то там тык?
Особенно, если человек даже не подозревает, что кто-то может тут находиться со злыми помыслами.
Для того чтобы защититься от таких воздействий, перед тем, как идти в храм, нужно зачитать специальный защитный заговор.
Если же вы этого заговора не знаете, то вам лучше встать таким образом, чтобы вы были, как говорится, приперты спиной к стене.
Лучше видеть меньше, чем получить на свою голову чьи-то болезни.
МОЛЧАЛЬНАЯ ВОДА
Во многих местах считалось, что если в пасхальную ночь или во время заутрени пойти к роднику, набрать там водицы и молча принести ее домой, не произнеся по дороге ни единого слова, то вода приобретет особую силу, почти равную силе святой воды.
Такой "молчальной" водой кропили дома и амбары для счастья и благополучия, умывались ею для здоровья и т.д.
***
Существовала такая примета:
если собака во время пасхальной утрени будет лаять
на восток — к пожару, на запад — к несчастью.
***
Во время пасхальной утрени хозяйки наблюдали:
какая скотина в это время лежит смирно — та ко двору.
В это же время крестьянки гнали с насеста кур для того, чтобы куры не ленились, а пораньше вставали да больше яиц несли.
***
В пасхальную ночь с душами усопших родственников можно повидаться в церкви.
В ночь перед Пасхою люди имеют возможность увидать своих умерших близких и родственников, этот момент наступает, когда богомольцы уходят из храма на время крестной ходы, именно тогда нужно не заметно затаится в церкви, в руках держа свечку /спрятаться в храме со страстною свечкою/, только так чтобы никто не видел.
Когда все прихожане выходят их храма на крестный ход, души умерших материализуются, чтобы приложиться к святым иконам.
Когда души умерших соберутся в церковь молиться и христосоваться между собою, и тут-то и открывается возможность повидать своих усопших родственников /разговаривать в это время с ними нельзя/.
Но происходит это только при условии, что в церкви никого нет или остался только один человек, стоящий на коленях с закрытыми глазами.
Чуть приоткрыв глаза, он сможет увидеть умерших, но шевелиться или задавать им вопросы нельзя.
Для разговоров есть другое место — кладбище
Вот на кладбище в пасхальную ночь с умершими можно общаться, но пришедшему они не покажутся, а только ответят на несколько вопросов.
***
Пасхальный крестный ход
также считалось благоприятным моментом для колдовства.
Крестный ход православных и католиков
У православных Крестный ход начинается вечером, в полночь входят в храм, и начинается торжественная служба.
У католиков Крестный ход утром, после службы, на рассвете.
***
Рыбаки Вятской губ. во время обхода вокруг храма - "встречи Христа", отщипывали от своей свечи небольшой кусочек воска и клали его за пазуху, а саму свечу прилепляли, входя в церковь, к двери или к косяку, приговаривая про себя:
"Как сюда валит теперь народ, так бы шла летом и рыба в сети".
Кусочек свечного воска приносили домой и хранили до начала рыбной ловли.
В течение всего сезона его по чуть-чуть прилепляли к каждой сети с приговором:
"Как Пасхой в церковь шел народ, так теперь рыба идет в сети"
(Русские, вотяки...1879. С. 38).
***
Для воров в тот же момент церковной службы предоставлялась возможность обеспечить себе успех на весь год.
Считалось, если вор украдет хотя бы мелочь, и никто этого не заметит, то его весь год не поймают
***
Литургия заканчивается звоном колоколов и троекратным «Христос воскресе!».
На пасхальной всенощной при церковном пении верующие, просвещенные торжеством праздника, обнимают и целуют друг друга три раза, а затем приветствуют друг друга словами:
"Христос воскрес!" и ответным "Воистину воскрес!", обмениваясь при этом пасхальными яйцами.
О колокольном звоне
Как только зазвонят колокола в Пасху
Как только в Пасхальное воскресенье начинали звонить колокола,
люди крестились и трижды приговаривали:
Христос воскрес, а моей семье здоровья,
моему дому богатства,
моему полю урожай.
Аминь.
***
Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать:
«Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье», — выздоравливает даже тяжело больной человек.
***
Девицы на выданье и вдовицы говорят:
«Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь».
***
Под пасхальный звон колоколов люди умывались
у источников для здоровья, а девушки – чтобы быть красивыми и избавиться от веснушек...
***
Если в роду мальчики не выживают
Снимают это заклятие в Пасху.
Господь в этот день многим помогает, а дьявол многим мешает.
Делают это так: трое кровных из проклятого рода поднимаются на колокольню и ждут звона.
Когда звонарь начнет звонить в колокол, ему суют в карман три крашенки, три одинаково покрашенных яйца.
Затем спускаются и говорят про себя:
Христос воскрес, и род наш воскресни.
Христос воскрес, и все в рожденьи живы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
Христос воскрес, воистину воскрес.
Доколе веку церквям стоять,
до тех пор мужскому роду не умирать.
Аминь.