МАРЬЯННИК ДУБРАВНЫЙ ИЛИ ИВАН-ДА-МАРЬЯ

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 785
#1
МАРЬЯННИК ДУБРАВНЫЙ ИЛИ ИВАН-ДА-МАРЬЯ

Другие назания: желтяница, желтушка, золотушная трава, Иванова трава, липняк, луговой звонец, меткая трава.

"Жили были в одном селе Иван да Марья — жених и невеста. Души они друг в друге не чаяли, никогда не разлучались. Как-то пошли они в лес по ягоды. Иван впереди идет — он все лесные тропы-дороги знал, а Марья за ним. Зашли они в глубь лесную и только принялись ягоды собирать, как загремел гром и началась страшная гроза. Негде было спрятаться от непогоды. Встала Марья возле кустика одного, а храбрый Иван загородил ее от дождя и ветра. Стихла непогода. Стали Иван да Марья ягоды собирать, быстро управились и домой пошли. Иван впереди идет, лукошки несет, а Марьюшка за ним. Иван да Марья вернулись домой, а на том месте, где храбрый Иван спасал красавицу Марью, поднялась лесная трава с яркими желтыми цветами и красивыми синими листочками. Эти листочки, как Иван Марью, прикрывали желтые цветы. Подивилась Матушка-природа любви человеческой, вот и решила отметить ее новым земным растением — иван-да-марьей, которое у людей с тех пор символом любви считается."
(М. Скребцова.)

Говорят, на Руси иван-да-марья считались цветком любви еще и потому, что сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) - с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подожженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

Не все, правда, легенды о марьяннике столь безобидны. Много преданий, связанных с этим цветком, посвящено символике запретной любви.

По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены богом в цветок. По другой - превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.


Применение


ВНИМАНИЕ, РАСТЕНИЕ ЯДОВИТО!

Внутреннее применение марьянников, как ядовитых растений, требует большой осторожности. Известно, что растение содержит следы алкалоидов, глюкозид меломпикрит (дульцит), а в семенах - весьма ядовитый глюкозид ринантин (аукубин), обладающий наркотическим и местным раздражающим действием. При отравлении семенами наблюдается слабость, сонливость, ослабляется сердечная деятельность.
Появление этих симптомов после употребления препаратов марьянника дубравного - это повод для немедленного обращения к доктору.

В настоящее время применяется только в народной медицине.


Обладает инсектицидным, противовоспалительным и хорошим ранозаживляющим действием. Настой травы применяют внутрь при золотухе, наружно - в виде ванн и обмываний при золотухе, различных сыпях и чесотке. Свежая измельченная трава и ее порошок ускоряют заживление ран. Отвар плодов используют для уничтожения вредных насекомых.


Сбор и заготовка

В лекарственных целях собирают надземную часть растения, когда иван-да-марья зацветет.

Сушить ее нужно на воздухе в тени или в хорошо проветриваемых помещениях.


Рецепты (растение ядовито, прием внутрь требует осторожности)

2 столовые ложки травы марьянника настаивать 2 часа в 1 л кипятка, процедить. Употреблять как наружное средство для местных ванн и обмываний при кожных заболеваниях.

1 чайную ложку травы залить 1 стаканом кипятка. Настоять в течение 30 минут, процедить, принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.


Автор: О.Э. Спирина.
 

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 785
#2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИВАН-ДА-МАРЬИ В МАГИИ

Есть растения просто полезные, а есть такие, в которых целебные свойства тесно связаны с магией. Цветок Иван-да-Марья — из последних. Именно его на Руси собирали в канун купальских праздников, чтобы затем проводить специальные обряды на счастье, здоровье, защиту от черных сил. Именно этому растение обязано своим дополнительным прозванием — «купавка», «купалица».

Наступают теплые деньки, и землю вдоль водоемов обильно покрывают яркие цветы Иван да Марья — магия заложена в них уже «с рождения».

Древние славяне были уверены, что выращивают эти нарядные стебельки речные русалки — мавки.

Делают они это не по доброте душевной, а исключительно с «дальним прицелом», чтобы затем использовать растение в своей ворожбе — привлекать, заманивать и губить случайных путников.


Легенды о происхождении цветка

Брат и сестра

Первое, что встречается в фольклорных источниках — легенда про запретную страсть брата и сестры, которые были разлучены в детстве. Участь действительно незавидная: в последний момент выяснить, какой страшный грех эта влюбленная парочка практически совершила. От стыда и раскаяния превратились дети одного отца-матери в цветок, состоящий из двух частей — таких разных, но живущих все-таки на одном стебельке. Словно вечное напоминание о том, каким осторожным надо быть при выборе своей второй половинки.

В ночь на Ивана Купала

В купальскую ночь незамужние девушки в гадальные венки обязательно вплетали веточки растения «иван да марья» — магические свойства цветка должны были помочь в решении вопросов с грядущим замужеством. Веночки пускали по течению и наблюдали за тем, как они себя поведут. Самым грустным предзнаменованием считалось «утопление» ритуального головного убора — оно могло говорить о том, что девушка умрет до свадьбы и, возможно, пополнит ряды вечных невест-мавок.

Жизнь и смерть

Есть и другая трактовка особенностей этого цветка. Огненно-желтая часть лепестков олицетворяет солнечный свет и жизнь, а синяя — смерть. Как бутон одного растения невозможно разделить, так и жизнь со смертью всегда идут рядом. Вечный союз, вечное противостояние. Вероятно, именно это стало причиной того, что трава Иван-да-Марья в магии превратилась в особый сакральный символ.



Иван-да-Марья в славянских ритуалах


Интересно, что при такой романтической «предыстории» магические свойства травы «иван да марья» практически не используются в любовных обрядах. Растение очень ядовито, поэтому никакие настойки их него внутрь принимать нельзя. Только единожды в год, именно накануне Ивана Купала, добавляли нарядные веточки к березовым и дубовым веточкам для бани. Считалось, что после парилки к мужчинам возвращаются силы, а к женщинам — красота и молодость.

Засушенные стебельки использовали для совершенно иных нужд. Их прятали в углах избы, чтобы в дом не проникли злые люди и темные силы. Холщовые мешочки с цветами Иван-да-Марья носили на груди для защиты от колдовства. Предки полагали, что подобные амулеты дарили человеку ловкость и находчивость, привлекали удачу.
 

Вверх Снизу