МАРЬЯННИК ДУБРАВНЫЙ ИЛИ ИВАН-ДА-МАРЬЯ
Другие назания: желтяница, желтушка, золотушная трава, Иванова трава, липняк, луговой звонец, меткая трава.
"Жили были в одном селе Иван да Марья — жених и невеста. Души они друг в друге не чаяли, никогда не разлучались. Как-то пошли они в лес по ягоды. Иван впереди идет — он все лесные тропы-дороги знал, а Марья за ним. Зашли они в глубь лесную и только принялись ягоды собирать, как загремел гром и началась страшная гроза. Негде было спрятаться от непогоды. Встала Марья возле кустика одного, а храбрый Иван загородил ее от дождя и ветра. Стихла непогода. Стали Иван да Марья ягоды собирать, быстро управились и домой пошли. Иван впереди идет, лукошки несет, а Марьюшка за ним. Иван да Марья вернулись домой, а на том месте, где храбрый Иван спасал красавицу Марью, поднялась лесная трава с яркими желтыми цветами и красивыми синими листочками. Эти листочки, как Иван Марью, прикрывали желтые цветы. Подивилась Матушка-природа любви человеческой, вот и решила отметить ее новым земным растением — иван-да-марьей, которое у людей с тех пор символом любви считается."
(М. Скребцова.)
Говорят, на Руси иван-да-марья считались цветком любви еще и потому, что сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) - с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подожженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.
Не все, правда, легенды о марьяннике столь безобидны. Много преданий, связанных с этим цветком, посвящено символике запретной любви.
По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены богом в цветок. По другой - превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.
Применение
ВНИМАНИЕ, РАСТЕНИЕ ЯДОВИТО!
Внутреннее применение марьянников, как ядовитых растений, требует большой осторожности. Известно, что растение содержит следы алкалоидов, глюкозид меломпикрит (дульцит), а в семенах - весьма ядовитый глюкозид ринантин (аукубин), обладающий наркотическим и местным раздражающим действием. При отравлении семенами наблюдается слабость, сонливость, ослабляется сердечная деятельность.
Появление этих симптомов после употребления препаратов марьянника дубравного - это повод для немедленного обращения к доктору.
В настоящее время применяется только в народной медицине.
Обладает инсектицидным, противовоспалительным и хорошим ранозаживляющим действием. Настой травы применяют внутрь при золотухе, наружно - в виде ванн и обмываний при золотухе, различных сыпях и чесотке. Свежая измельченная трава и ее порошок ускоряют заживление ран. Отвар плодов используют для уничтожения вредных насекомых.
Сбор и заготовка
В лекарственных целях собирают надземную часть растения, когда иван-да-марья зацветет.
Сушить ее нужно на воздухе в тени или в хорошо проветриваемых помещениях.
Рецепты (растение ядовито, прием внутрь требует осторожности)
2 столовые ложки травы марьянника настаивать 2 часа в 1 л кипятка, процедить. Употреблять как наружное средство для местных ванн и обмываний при кожных заболеваниях.
1 чайную ложку травы залить 1 стаканом кипятка. Настоять в течение 30 минут, процедить, принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.
Автор: О.Э. Спирина.
Другие назания: желтяница, желтушка, золотушная трава, Иванова трава, липняк, луговой звонец, меткая трава.
"Жили были в одном селе Иван да Марья — жених и невеста. Души они друг в друге не чаяли, никогда не разлучались. Как-то пошли они в лес по ягоды. Иван впереди идет — он все лесные тропы-дороги знал, а Марья за ним. Зашли они в глубь лесную и только принялись ягоды собирать, как загремел гром и началась страшная гроза. Негде было спрятаться от непогоды. Встала Марья возле кустика одного, а храбрый Иван загородил ее от дождя и ветра. Стихла непогода. Стали Иван да Марья ягоды собирать, быстро управились и домой пошли. Иван впереди идет, лукошки несет, а Марьюшка за ним. Иван да Марья вернулись домой, а на том месте, где храбрый Иван спасал красавицу Марью, поднялась лесная трава с яркими желтыми цветами и красивыми синими листочками. Эти листочки, как Иван Марью, прикрывали желтые цветы. Подивилась Матушка-природа любви человеческой, вот и решила отметить ее новым земным растением — иван-да-марьей, которое у людей с тех пор символом любви считается."
(М. Скребцова.)
Говорят, на Руси иван-да-марья считались цветком любви еще и потому, что сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) - с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подожженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.
Не все, правда, легенды о марьяннике столь безобидны. Много преданий, связанных с этим цветком, посвящено символике запретной любви.
По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены богом в цветок. По другой - превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.
Применение
ВНИМАНИЕ, РАСТЕНИЕ ЯДОВИТО!
Внутреннее применение марьянников, как ядовитых растений, требует большой осторожности. Известно, что растение содержит следы алкалоидов, глюкозид меломпикрит (дульцит), а в семенах - весьма ядовитый глюкозид ринантин (аукубин), обладающий наркотическим и местным раздражающим действием. При отравлении семенами наблюдается слабость, сонливость, ослабляется сердечная деятельность.
Появление этих симптомов после употребления препаратов марьянника дубравного - это повод для немедленного обращения к доктору.
В настоящее время применяется только в народной медицине.
Обладает инсектицидным, противовоспалительным и хорошим ранозаживляющим действием. Настой травы применяют внутрь при золотухе, наружно - в виде ванн и обмываний при золотухе, различных сыпях и чесотке. Свежая измельченная трава и ее порошок ускоряют заживление ран. Отвар плодов используют для уничтожения вредных насекомых.
Сбор и заготовка
В лекарственных целях собирают надземную часть растения, когда иван-да-марья зацветет.
Сушить ее нужно на воздухе в тени или в хорошо проветриваемых помещениях.
Рецепты (растение ядовито, прием внутрь требует осторожности)
2 столовые ложки травы марьянника настаивать 2 часа в 1 л кипятка, процедить. Употреблять как наружное средство для местных ванн и обмываний при кожных заболеваниях.
1 чайную ложку травы залить 1 стаканом кипятка. Настоять в течение 30 минут, процедить, принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.
Автор: О.Э. Спирина.