МОЛИТВЫ ОТ НЕДУГОВ
Молитвы Святым в болезнях
В ГОЛОВНОЙ. Св. Иоанну Предтече с пением тропаря и Евангельским чтением усекновению главы его. Один взгляд на страдальческую главу Крестителя располагает нас искать у него помощи против этой боли:
В ГЛАЗНОЙ. Божией Матери в честь ее иконы Казанской (Четьи-Минеи, 8 июля). Основание молиться находим в обстоятельствах явления этой иконы. Первыми чудесами от Казанской иконы были исцеления болящих глазами. Отсюда и возникла народная вера молиться пред этой иконою в глазных болезнях. Мученику Лонгину Сотнику (16 октября). Это тот самый сотник, который находился на страже у креста Спасителя. Есть предание, что он был и во время прободения воином ребр Христовых, что капля крови из прободенного ребра попала на его больные глаза, и он исцелел. Кроме того, первым чудом от его главы, усеченной мечом, было прозрение ослепшей женщины. К этой женщине он сам явился, внушая ей вырыть из земли его главу и обещая ей прозрение. Никите, епископу Новгородскому (31 января). Замечательная особенность в чудесах Никиты, что от него получают помощь преимущественно слепые или люди с поврежденным зрением. Симеону Праведному, чудотворцу Верхотурскому (в Пермской губернии). Самое открытие мощей Симеона сопровождалось исцелением глазной болезни - и над кем же? Над самим открывателем, митрополитом Игнатием. Митрополит не пошел на могилу неизвестного человека, погребенного у церкви, чтобы лично освидетельствовать поднимающийся из земли гроб, но послал для этого игумена с другими священниками, и за такое невнимание подвергся болезни левого глаза (Лет. СПб.). Затем от Симеона и многие получали исцеление от глазной болезни, иногда самой упорной и продолжительной. При этом не забудем, что угодник Божий большей частью сам является во сне больным и внушает им искать у него помощи. (Житие его, издание 1866 г.). Гурию и Варсонофию, Казанским святителям и чудотворцам: большее число чудесных исцелений от этих святых также относится к глазной болезни.
В ГЛУХОТЕ или только В БОЛИ УШЕЙ. Может быть отслужен молебен вообще "о недужном" по книге "молебных пений", с переменою Евангельского чтения. Чтением же Евангелия в таком случае будут от Марка седьмой главы стихи 32-37.
В БОЛИ ЗУБНОЙ. Антипе священномученику. Это тот Антипа, о котором упоминается в Апокалипсисе 2, 13. Когда он был брошен мучителями в раскаленного медного быка, то просил Бога о благодати ему лечить людей в "неутешимой зубной боли".
В БОЛЕЗНЯХ ЖЕЛУДКА, равно как и В ГРЫЖЕ. Артемию великомученику (20 октября). Артемий был придавлен от мучителей огромным камнем, так что у него вытеснились внутренности. Затем большая часть его чудесных исцелений была страдающим болями а желудке.
В УВЕЧЬИ или в иной БОЛИ РУК. Божией Матери, в честь иконы "Троеручицы" и прп. Иоанну Дамаскину, пресвитеру (4 декабря). Дамаскин слезно молился пред иконою Божией Матери, чтоб рука его, которая писала духовные сочинения во славу Божию и которую велел отсечь князь Дамасский по клевете на него, снова приросла к суставу. И что же? Отсеченная рука в короткие минуты сна, во время которого Дамаскин удостоился видения Божией Матери, как есть срослась. Боли совершенно прекратились. Тогда Дамаскин в чувстве благодарности к Небесной Целительнице привесил к той же иконе ее изображение (серебряной руки) и снова стал писать духовные сочинения, из которых первым был ирмос: "Твоя победительная десница!"
В БОЛИ НОГ. И опять Симеону Верхотурскому (12 сентября). Симеон помотает в этой болезни столько же, как и в глазной. И сам он не мог не чувствовать изнеможения в своих ногах, потому что пеший с огромною околицею совершил свой путь из России в Сибирь (по случаю смутных дел в великороссийских городах).
В ЛИХОРАДКЕ. Преп. Мирону и Василию Новому. Оба эти святые еще в жизни своей сделались известными целителями от лихорадки, например, возле последнего только сел больной, когда сильно затрясла его лихорадка, и выздоровел.
В ГОРЯЧКАХ. Апостолу Петру, у которого Спаситель исцелил тещу, лежащую в горячке. Евангельским чтением при этом может быть 26 зачало от Мф. до ст. 18.
В ГРУДНОЙ. Св. Димитрию Ростовскому (21 сентября). Димитрий сам изнемогал от этой болезни и, наконец, умер от нее.
В БОЛЕЗНЯХ МЛАДЕНЦЕВ. Святителю Иулиану. (13 июля). Он исцелял и даже воскрешал детей. Отсюда идет древнее предание молиться ему о детях.
В ЖЕНСКОМ КРОВОТЕЧЕНИИ. Прп. Ипатию. В жизни своей помогал многим своею благодатною силою в этой болезни.
В РАССЛАБЛЕНИИ ТЕЛА С БЕССОННИЦЕЙ, ПОТЕРЕЙ АППЕТИТА и ЛИШЕНИЕМ КАКИХ-ЛИБО ЧЛЕНОВ. Прп. Александру Свирскому. Александр Свирский столько был свят и чист душою, что удостоился видения пресвятой Троицы, явившейся ему, как и Аврааму, в виде трех мужей. Из 23 чудес его почти половина относится к исцелению расслабленных.
ВООБЩЕ В БОЛЕЗНЕННОМ СОСТОЯНИИ И В БОЛЕЗНЯХ. Спиридону, епископу Тримифунтскому (12 декабря) (был пастух и женатый), прославился при жизни даром исцелять больных. Прп. Пимену Многоболезненному (27 августа), сам почти всю жизнь болел и только умер здоровым. Великомученику Пантелеимону, еще живой в высшей степени обладал даром исцелять от недугов (27 июля). Ермолаю, его наставнику и священнику (26 июля). Прп. Сампсону (27 июня), священнику же и целителю. Мученикам Диомиду (16 августа), Косме и Дамиану (1 ноября), Киру и Иоанну (31 января) - все эти мученики и называются "бессребрениками" преимущественно в смысле безмездных врачей. Мученикам Мокию и Аниките, Фалалею и Трифону, которые также упоминаются в молебне водоосвятительном; последний еще в отрочестве обладал даром исцелять больных (1 февраля).
В ОСПЕ. Мученику Конону.
О прозрении слепых очей(помогают, когда зрение стремительно падает): Святому великомученику Димитрии Солунскому-26октября/8ноября.
Святому Василию блаженному-2/15 августа;
Преподобной княгине Ефросинии (Евдокии)Московской-7/20 июля;
Святой мученице Людмиле, княгине Чешской-16/29 сентября;
Святому благоверному царевичу Димирию- 15/28 мая;
Святителю Алексию Московскому- 12/25 февраля;
Об исцелении болезни очныя(глаз): великомученику Мине Египетскому- 11/24 ноября;
Святому мученику архидиакону Лаврентию-10/ 23 августа;
Святителю Алексею Московскому - 12/25 февраля;
Архиепископу Казанскому Гурию и Варсонофию епископу Тверскому - 4/17 октября;
Великомученику и целителю Пантелеймону - 27 июля/9 августа.
От болезни главы(головы): Великомученику и целителю Пантелеймону-27 июля/9 августа;
Ангелу Хранителю. От недуга расслабления: Преподобному Никите столпнику- 24 мая/6 июня.
От зубной болезни: Святому священномученику Антипе - 11/24 апреля; Святителю Ионе Московскому- 15/28июня.
От болезней чревных (желудка и внутренностей): Великомученику и целителю Пантелеймону - 27 июля/9 августа;
Преподобному Серафиму Саровскому - 2/15 января; 19июля/ 1 августа;
Святым мученикам бессребреникам Киру и Иоанну - 31 января/13 февраля.
От струпов и нарывов: Святым мученикам бессребреникам Киру и Иоанну -31 января/13 февраля;
От лихорадки и горячки: Преподобному Мирону пустыннику - 14/27 февраля.
Об исцелении от грыжи: Святому великомученику Артемию - 20 октября/ 2 ноября.
От болей в пояснице: Преподобному Серафиму Саровскому -2/15 января; 19 июля/1 августа.
Об избавлении от блудной страсти: Преподобному Моисею Угрину, Печерскому - 26 июля/8 августа;
Преподобному Виталию -22 апреля/5 мая;
Преподобному Иоанну многострадальному, Печерскому - 18/31 июля;
Преподобному Мартиниану - 13/26 февраля;
Преподобной Таисии - 8/21 октября;
Преподобной Марии Египетской - 1/14 апреля;
Святой мученице Фомаиде - 13/26 апреля;
Преподобной Мастридии - 24 ноября/7 декадря;
Святым мученикам Хрисанфу и Дарии - 19 марта/1 апреля;
Святым мученикам Галактиону и Епистимии - 5/18 ноября;
Об исцелении : младенческое у детей(родимец): Святому великомученику Никите - 15/28 сентября;
Великомученику и целителю Пантелеймону - 27 июля/9 августа.
От разных детских болезней: Святителю Иулианну Кеноманийскому - 13/26 июля.
О младенце неспящем: Святым семи отрокам:Максимилиану, Иамвлиху, Мартиниану, Иоанну, Дионисию, Ексакустодиану Константину и Антонину - 4/17 августа;
Ангелу Хранителю младенца.
Молитвы Святым в болезнях
В ГОЛОВНОЙ. Св. Иоанну Предтече с пением тропаря и Евангельским чтением усекновению главы его. Один взгляд на страдальческую главу Крестителя располагает нас искать у него помощи против этой боли:
В ГЛАЗНОЙ. Божией Матери в честь ее иконы Казанской (Четьи-Минеи, 8 июля). Основание молиться находим в обстоятельствах явления этой иконы. Первыми чудесами от Казанской иконы были исцеления болящих глазами. Отсюда и возникла народная вера молиться пред этой иконою в глазных болезнях. Мученику Лонгину Сотнику (16 октября). Это тот самый сотник, который находился на страже у креста Спасителя. Есть предание, что он был и во время прободения воином ребр Христовых, что капля крови из прободенного ребра попала на его больные глаза, и он исцелел. Кроме того, первым чудом от его главы, усеченной мечом, было прозрение ослепшей женщины. К этой женщине он сам явился, внушая ей вырыть из земли его главу и обещая ей прозрение. Никите, епископу Новгородскому (31 января). Замечательная особенность в чудесах Никиты, что от него получают помощь преимущественно слепые или люди с поврежденным зрением. Симеону Праведному, чудотворцу Верхотурскому (в Пермской губернии). Самое открытие мощей Симеона сопровождалось исцелением глазной болезни - и над кем же? Над самим открывателем, митрополитом Игнатием. Митрополит не пошел на могилу неизвестного человека, погребенного у церкви, чтобы лично освидетельствовать поднимающийся из земли гроб, но послал для этого игумена с другими священниками, и за такое невнимание подвергся болезни левого глаза (Лет. СПб.). Затем от Симеона и многие получали исцеление от глазной болезни, иногда самой упорной и продолжительной. При этом не забудем, что угодник Божий большей частью сам является во сне больным и внушает им искать у него помощи. (Житие его, издание 1866 г.). Гурию и Варсонофию, Казанским святителям и чудотворцам: большее число чудесных исцелений от этих святых также относится к глазной болезни.
В ГЛУХОТЕ или только В БОЛИ УШЕЙ. Может быть отслужен молебен вообще "о недужном" по книге "молебных пений", с переменою Евангельского чтения. Чтением же Евангелия в таком случае будут от Марка седьмой главы стихи 32-37.
В БОЛИ ЗУБНОЙ. Антипе священномученику. Это тот Антипа, о котором упоминается в Апокалипсисе 2, 13. Когда он был брошен мучителями в раскаленного медного быка, то просил Бога о благодати ему лечить людей в "неутешимой зубной боли".
В БОЛЕЗНЯХ ЖЕЛУДКА, равно как и В ГРЫЖЕ. Артемию великомученику (20 октября). Артемий был придавлен от мучителей огромным камнем, так что у него вытеснились внутренности. Затем большая часть его чудесных исцелений была страдающим болями а желудке.
В УВЕЧЬИ или в иной БОЛИ РУК. Божией Матери, в честь иконы "Троеручицы" и прп. Иоанну Дамаскину, пресвитеру (4 декабря). Дамаскин слезно молился пред иконою Божией Матери, чтоб рука его, которая писала духовные сочинения во славу Божию и которую велел отсечь князь Дамасский по клевете на него, снова приросла к суставу. И что же? Отсеченная рука в короткие минуты сна, во время которого Дамаскин удостоился видения Божией Матери, как есть срослась. Боли совершенно прекратились. Тогда Дамаскин в чувстве благодарности к Небесной Целительнице привесил к той же иконе ее изображение (серебряной руки) и снова стал писать духовные сочинения, из которых первым был ирмос: "Твоя победительная десница!"
В БОЛИ НОГ. И опять Симеону Верхотурскому (12 сентября). Симеон помотает в этой болезни столько же, как и в глазной. И сам он не мог не чувствовать изнеможения в своих ногах, потому что пеший с огромною околицею совершил свой путь из России в Сибирь (по случаю смутных дел в великороссийских городах).
В ЛИХОРАДКЕ. Преп. Мирону и Василию Новому. Оба эти святые еще в жизни своей сделались известными целителями от лихорадки, например, возле последнего только сел больной, когда сильно затрясла его лихорадка, и выздоровел.
В ГОРЯЧКАХ. Апостолу Петру, у которого Спаситель исцелил тещу, лежащую в горячке. Евангельским чтением при этом может быть 26 зачало от Мф. до ст. 18.
В ГРУДНОЙ. Св. Димитрию Ростовскому (21 сентября). Димитрий сам изнемогал от этой болезни и, наконец, умер от нее.
В БОЛЕЗНЯХ МЛАДЕНЦЕВ. Святителю Иулиану. (13 июля). Он исцелял и даже воскрешал детей. Отсюда идет древнее предание молиться ему о детях.
В ЖЕНСКОМ КРОВОТЕЧЕНИИ. Прп. Ипатию. В жизни своей помогал многим своею благодатною силою в этой болезни.
В РАССЛАБЛЕНИИ ТЕЛА С БЕССОННИЦЕЙ, ПОТЕРЕЙ АППЕТИТА и ЛИШЕНИЕМ КАКИХ-ЛИБО ЧЛЕНОВ. Прп. Александру Свирскому. Александр Свирский столько был свят и чист душою, что удостоился видения пресвятой Троицы, явившейся ему, как и Аврааму, в виде трех мужей. Из 23 чудес его почти половина относится к исцелению расслабленных.
ВООБЩЕ В БОЛЕЗНЕННОМ СОСТОЯНИИ И В БОЛЕЗНЯХ. Спиридону, епископу Тримифунтскому (12 декабря) (был пастух и женатый), прославился при жизни даром исцелять больных. Прп. Пимену Многоболезненному (27 августа), сам почти всю жизнь болел и только умер здоровым. Великомученику Пантелеимону, еще живой в высшей степени обладал даром исцелять от недугов (27 июля). Ермолаю, его наставнику и священнику (26 июля). Прп. Сампсону (27 июня), священнику же и целителю. Мученикам Диомиду (16 августа), Косме и Дамиану (1 ноября), Киру и Иоанну (31 января) - все эти мученики и называются "бессребрениками" преимущественно в смысле безмездных врачей. Мученикам Мокию и Аниките, Фалалею и Трифону, которые также упоминаются в молебне водоосвятительном; последний еще в отрочестве обладал даром исцелять больных (1 февраля).
В ОСПЕ. Мученику Конону.
О прозрении слепых очей(помогают, когда зрение стремительно падает): Святому великомученику Димитрии Солунскому-26октября/8ноября.
Святому Василию блаженному-2/15 августа;
Преподобной княгине Ефросинии (Евдокии)Московской-7/20 июля;
Святой мученице Людмиле, княгине Чешской-16/29 сентября;
Святому благоверному царевичу Димирию- 15/28 мая;
Святителю Алексию Московскому- 12/25 февраля;
Об исцелении болезни очныя(глаз): великомученику Мине Египетскому- 11/24 ноября;
Святому мученику архидиакону Лаврентию-10/ 23 августа;
Святителю Алексею Московскому - 12/25 февраля;
Архиепископу Казанскому Гурию и Варсонофию епископу Тверскому - 4/17 октября;
Великомученику и целителю Пантелеймону - 27 июля/9 августа.
От болезни главы(головы): Великомученику и целителю Пантелеймону-27 июля/9 августа;
Ангелу Хранителю. От недуга расслабления: Преподобному Никите столпнику- 24 мая/6 июня.
От зубной болезни: Святому священномученику Антипе - 11/24 апреля; Святителю Ионе Московскому- 15/28июня.
От болезней чревных (желудка и внутренностей): Великомученику и целителю Пантелеймону - 27 июля/9 августа;
Преподобному Серафиму Саровскому - 2/15 января; 19июля/ 1 августа;
Святым мученикам бессребреникам Киру и Иоанну - 31 января/13 февраля.
От струпов и нарывов: Святым мученикам бессребреникам Киру и Иоанну -31 января/13 февраля;
От лихорадки и горячки: Преподобному Мирону пустыннику - 14/27 февраля.
Об исцелении от грыжи: Святому великомученику Артемию - 20 октября/ 2 ноября.
От болей в пояснице: Преподобному Серафиму Саровскому -2/15 января; 19 июля/1 августа.
Об избавлении от блудной страсти: Преподобному Моисею Угрину, Печерскому - 26 июля/8 августа;
Преподобному Виталию -22 апреля/5 мая;
Преподобному Иоанну многострадальному, Печерскому - 18/31 июля;
Преподобному Мартиниану - 13/26 февраля;
Преподобной Таисии - 8/21 октября;
Преподобной Марии Египетской - 1/14 апреля;
Святой мученице Фомаиде - 13/26 апреля;
Преподобной Мастридии - 24 ноября/7 декадря;
Святым мученикам Хрисанфу и Дарии - 19 марта/1 апреля;
Святым мученикам Галактиону и Епистимии - 5/18 ноября;
Об исцелении : младенческое у детей(родимец): Святому великомученику Никите - 15/28 сентября;
Великомученику и целителю Пантелеймону - 27 июля/9 августа.
От разных детских болезней: Святителю Иулианну Кеноманийскому - 13/26 июля.
О младенце неспящем: Святым семи отрокам:Максимилиану, Иамвлиху, Мартиниану, Иоанну, Дионисию, Ексакустодиану Константину и Антонину - 4/17 августа;
Ангелу Хранителю младенца.