МУХОМОР КРАСНЫЙ В ТРАДИЦИЯХ ШАМАНИЗМА
Роль шамана, как мастера экстаза, то есть обладавшего способностью целенаправленно вызывать у себя измененное состояние сознания, была очень велика в первобытном обществе. Благодаря шаману, устанавливалась связь между видимым, обычным миром живых и невидимой обителью духов и умерших. Для облегчения вхождения в ИСС (измененное состояние сознания), при возрастающей потребности общества к этому действию, нередко применялись различные психотропные вещества, изменяющие психологию человека и влияющие на умственную деятельность. Используя галлюциногенные средства, шаман или колдун мог в любое время вызывать у себя требуемое состояние экстаза и, направляя свое сознание в нужное русло, добивался тех или иных результатов: от предсказания будущего и любовной ворожбы до поиска потерянных душ и вызывания паники в рядах врагов.
Для неподготовленных людей, употребление в пищу священного растения представляло, по сравнению с незначительной пользой, слишком большой риск, посему употребление грибов запретили, исключая определенные обстоятельства и только под руководством посвященного проводника, шамана - точно так же, как с пейотом. По мере того, как религии удалялись от соглашения с природой, от той космической гармонизации, с которой изначально они были связаны, культ растений становился тайной, в которую оставались посвящены лишь немногие избранные.
Подобной политике по отношению к мухомору способствовала в России активная пропаганда среди языческого населения идея вредности, ненужности и ядовитости этого гриба, проводимая в начале православной церковью близ возведенных отрогов, а в XX веке - советской властью, боровшейся с шаманством и его пережитками в Сибири и на Крайнем Севере.
Среди специалистов единого мнения о степени ядовитости и съедобности отдельных представителей Amanita нет. Все без исключения признают ядовитыми бледную поганку (A. phalloides), мухомор весенний (A. verosa), мухомор колючеголовый (A. echinocephala), мухомор Виттадини (A. vittaвinii). Относительно опасности красного и пантерного мухомора, которые некоторые исследователи вообще не разделяют, ведутся споры. Дело в том, что химический состав этих двух представителей семейства очень непостоянен и сильно колеблется в зависимости от условий произрастания.
Мухомор красный, по сравнению с иными растительными галлюциногенами, не обладает сильным воздействием на психику человека, как например, псилоцибиновые грибы или айяхуаска. Степень погружения в измененное состояние сознания и его качество при употреблении мухомора напрямую зависит от подготовленности человека к такому переживанию, знания соответствующих мифов и легенд, а так же от различных условностей при сборе и конкретном применении. Если лето выдалось влажным, то мухоморы появляются в лесу уже в конце июля и держатся, в некоторых случаях, до конца ноября, но собирают их, преимущественно, в августе и сентябре, когда на грибах появляются белые крапинки. "Самый сильный мухомор - это август-сентябрь, - считают ительмены. -А дальше пересыхает - влага уходит, крепость уходит. Если сильный мухомор, увидишь много, очень много. Разное-разное". Растут мухоморы по одиночке или рассеянными группами, как правило, на неплодородной почве, под березами, елями, соснами, лиственницами, буками и лесным орешником.
Некоторые шаманы, прежде чем отправиться за мухоморами в лес, ждут особых снов, которые подсказывают им индивидуальное место и время сбора. Правила общения с мухомором гласят, что человек должен быть чист душой и иметь доброе расположение духа. Иногда перед сбором совершают ритуальное омовение. Считается, что человек с плохими мыслями не должен собирать и употреблять мухоморы, так как этим он может причинить вред не только себе, но и другим. Если такой человек все же отваживается есть грибы, то это плохо кончается. Некоторые народы вообще ограничивали мужчин в деле сбора и сушки мухоморов, доверяя это задание только молодым девушкам, обладающим кротким нравом.
Чукотские шаманы считают, что мухомор красный обладает большой силой и способен "головой" рассекать корни деревьев, крушить в куски камни и скалы. Тем не менее, он любит ласковое обращение, ценит когда его гладят и разговаривают. Найдя мухомор, шаман общается с грибом, как с живым существом, говорит зачем он ему нужен, долго медитирует на его "пятнистую голову". Нашедший мухомор должен наглядно продемонстрировать свое доброе намерение, испытать от встречи истинную радость и исполнить в честь гриба песню или танец. При обнаружении мухомора, нужно посмотреть: есть ли у него семья. Всех собирают в одну связку и никогда не смешивают с мухоморами, найденными в другом месте. Иначе "разные" мухоморы начнут бороться друг с другом, и в этом случае человек, их употребивший, ничего не сможет увидеть.
При сушке и последующем хранении красных мухоморов (но не более шести лет), содержащаяся в них иботеновая кислота переходит путем декарбоксилирования в галлюциногенное вещество мусцимол, по которому как раз и определяется реальная токсичность грибов. Считается, что иботеновая кислота и мусцимол могут влиять на содержание моноаминов норадреналина, серотонина и дофамина в мозге в той же степени, что и известный химический галлюциноген ЛСД. Иботеновая кислота, находящаяся в свежих мухоморах, действует аналогично мусцимолу, появляющемуся после сушки, но в 10 раз слабее. Помимо этого, в сухом грибе существенно понижается уровень токсина мускарина, вызывающего рвоту. Некоторые употребляющие мухомор заявляют, что при правильном сборе и просушке все вредные вещества исчезают полностью.
Употребление мухомора
Помимо традиционного употребления сушеных красных мухоморов, есть менее распространенные способы:
Сырые
Употребление мухомора в сыром виде зафиксировано у чукчей, чуванцев, коряков, эвенов, но, главным образом, не для достижения транса, а в качестве поднятия тонуса перед тяжелой работой, длительными переходами, "чтобы быстрее за оленями бегать", а также для устранения подростковой робости и застенчивости. Последние научные данные подтверждают, что в свежих плодовых телах красных мухоморов мусцимола имеется незначительное количество или нет совсем, но есть мускарин, связанный через М-холинорецепторы с парасимпатической нервной системой и вызывающий вегетативные расстройства.
Вареные и жареные
Варка, жаренье и другие виды тепловых обработок способствуют удалению из мухоморов иботеновой кислоты и мусцимола. При предварительном соскабливании верхней пленки и периодическом сливе воды, мухоморы красные, по мнению специалистов, полностью лишаются психотропных свойств. В таком виде мухомор использовался некоторыми народами Европы и Северной Америки в качестве тонизирующей пищи, обладающей общеукрепляющими свойствами.
Курение мухоморов с табаком
Очень часто, особенно среди городского "шаманствующего" населения, можно встретить употребление мухоморов вместе с табаком (Nicotiana tabacum). Курят как измельченные целые грибы, так и отдельные части. Обычно, сухие кусочки мухоморов смешивают с табаком в равной пропорции, как при курении конопли, и забивают смесью трубку или кальян. Из этого можно сделать вывод, что курение мухомора, как и курение табака становится действенным при соответствующем настрое и выполнении ритуала. Зная обряд, иные проводят целые сессии, во время которых участники передают по часовой стрелке друг другу дымящуюся трубку набитую мухоморами. Этим достигается единство и прозрение.
"Мухоморная" моча
Одним из самых интересных способов употребления мухоморов является питье мочи человека, съевшего эти грибы. Такой вариант приема не встречается больше ни у одного из наркотических веществ, несмотря на то, что лизергиновая кислота и некоторые другие галлюциногены также сохраняют свои свойства, пройдя через организм их употребившего. Многие этнографы приходят к предположению, что чукчи и коряки нашли в древности неожиданный способ употребления мухоморов, подсмотрев его у оленей: олень пил мочу человека, поевшего мухомор, и сам впадал в состояние наркотического опьянения. При поедании мухоморов в моче накапливается метаболит иботеновой кислоты - основное галлюциногенное вещество мусцимол. Как заметил автор фундаментального руководства по лекарственным веществам Герхард Мадаус, "мухоморная" моча продолжает оставаться эффективна даже если бывает последовательно пропущена через почки 4-5 человек. Следует особо подчеркнуть, что при приеме иботеновой кислоты в чистом виде, в моче мусцимол не обнаруживается, следовательно на ее образование влияют различные алкалоиды содержащиеся в самом грибе.
Настои
Этнографических данных об употреблении мухоморных настоев для достижения измененного состояния сознания не очень много и они не содержат конкретной рецептуры. По источникам известно, что настои пили обские угры, сахалинские нивхи, ительмены Камчатки и некоторые другие народы Севера.
Роль шамана, как мастера экстаза, то есть обладавшего способностью целенаправленно вызывать у себя измененное состояние сознания, была очень велика в первобытном обществе. Благодаря шаману, устанавливалась связь между видимым, обычным миром живых и невидимой обителью духов и умерших. Для облегчения вхождения в ИСС (измененное состояние сознания), при возрастающей потребности общества к этому действию, нередко применялись различные психотропные вещества, изменяющие психологию человека и влияющие на умственную деятельность. Используя галлюциногенные средства, шаман или колдун мог в любое время вызывать у себя требуемое состояние экстаза и, направляя свое сознание в нужное русло, добивался тех или иных результатов: от предсказания будущего и любовной ворожбы до поиска потерянных душ и вызывания паники в рядах врагов.
Для неподготовленных людей, употребление в пищу священного растения представляло, по сравнению с незначительной пользой, слишком большой риск, посему употребление грибов запретили, исключая определенные обстоятельства и только под руководством посвященного проводника, шамана - точно так же, как с пейотом. По мере того, как религии удалялись от соглашения с природой, от той космической гармонизации, с которой изначально они были связаны, культ растений становился тайной, в которую оставались посвящены лишь немногие избранные.
Подобной политике по отношению к мухомору способствовала в России активная пропаганда среди языческого населения идея вредности, ненужности и ядовитости этого гриба, проводимая в начале православной церковью близ возведенных отрогов, а в XX веке - советской властью, боровшейся с шаманством и его пережитками в Сибири и на Крайнем Севере.
Среди специалистов единого мнения о степени ядовитости и съедобности отдельных представителей Amanita нет. Все без исключения признают ядовитыми бледную поганку (A. phalloides), мухомор весенний (A. verosa), мухомор колючеголовый (A. echinocephala), мухомор Виттадини (A. vittaвinii). Относительно опасности красного и пантерного мухомора, которые некоторые исследователи вообще не разделяют, ведутся споры. Дело в том, что химический состав этих двух представителей семейства очень непостоянен и сильно колеблется в зависимости от условий произрастания.
Мухомор красный, по сравнению с иными растительными галлюциногенами, не обладает сильным воздействием на психику человека, как например, псилоцибиновые грибы или айяхуаска. Степень погружения в измененное состояние сознания и его качество при употреблении мухомора напрямую зависит от подготовленности человека к такому переживанию, знания соответствующих мифов и легенд, а так же от различных условностей при сборе и конкретном применении. Если лето выдалось влажным, то мухоморы появляются в лесу уже в конце июля и держатся, в некоторых случаях, до конца ноября, но собирают их, преимущественно, в августе и сентябре, когда на грибах появляются белые крапинки. "Самый сильный мухомор - это август-сентябрь, - считают ительмены. -А дальше пересыхает - влага уходит, крепость уходит. Если сильный мухомор, увидишь много, очень много. Разное-разное". Растут мухоморы по одиночке или рассеянными группами, как правило, на неплодородной почве, под березами, елями, соснами, лиственницами, буками и лесным орешником.
Некоторые шаманы, прежде чем отправиться за мухоморами в лес, ждут особых снов, которые подсказывают им индивидуальное место и время сбора. Правила общения с мухомором гласят, что человек должен быть чист душой и иметь доброе расположение духа. Иногда перед сбором совершают ритуальное омовение. Считается, что человек с плохими мыслями не должен собирать и употреблять мухоморы, так как этим он может причинить вред не только себе, но и другим. Если такой человек все же отваживается есть грибы, то это плохо кончается. Некоторые народы вообще ограничивали мужчин в деле сбора и сушки мухоморов, доверяя это задание только молодым девушкам, обладающим кротким нравом.
Чукотские шаманы считают, что мухомор красный обладает большой силой и способен "головой" рассекать корни деревьев, крушить в куски камни и скалы. Тем не менее, он любит ласковое обращение, ценит когда его гладят и разговаривают. Найдя мухомор, шаман общается с грибом, как с живым существом, говорит зачем он ему нужен, долго медитирует на его "пятнистую голову". Нашедший мухомор должен наглядно продемонстрировать свое доброе намерение, испытать от встречи истинную радость и исполнить в честь гриба песню или танец. При обнаружении мухомора, нужно посмотреть: есть ли у него семья. Всех собирают в одну связку и никогда не смешивают с мухоморами, найденными в другом месте. Иначе "разные" мухоморы начнут бороться друг с другом, и в этом случае человек, их употребивший, ничего не сможет увидеть.
При сушке и последующем хранении красных мухоморов (но не более шести лет), содержащаяся в них иботеновая кислота переходит путем декарбоксилирования в галлюциногенное вещество мусцимол, по которому как раз и определяется реальная токсичность грибов. Считается, что иботеновая кислота и мусцимол могут влиять на содержание моноаминов норадреналина, серотонина и дофамина в мозге в той же степени, что и известный химический галлюциноген ЛСД. Иботеновая кислота, находящаяся в свежих мухоморах, действует аналогично мусцимолу, появляющемуся после сушки, но в 10 раз слабее. Помимо этого, в сухом грибе существенно понижается уровень токсина мускарина, вызывающего рвоту. Некоторые употребляющие мухомор заявляют, что при правильном сборе и просушке все вредные вещества исчезают полностью.
Употребление мухомора
Помимо традиционного употребления сушеных красных мухоморов, есть менее распространенные способы:
Сырые
Употребление мухомора в сыром виде зафиксировано у чукчей, чуванцев, коряков, эвенов, но, главным образом, не для достижения транса, а в качестве поднятия тонуса перед тяжелой работой, длительными переходами, "чтобы быстрее за оленями бегать", а также для устранения подростковой робости и застенчивости. Последние научные данные подтверждают, что в свежих плодовых телах красных мухоморов мусцимола имеется незначительное количество или нет совсем, но есть мускарин, связанный через М-холинорецепторы с парасимпатической нервной системой и вызывающий вегетативные расстройства.
Вареные и жареные
Варка, жаренье и другие виды тепловых обработок способствуют удалению из мухоморов иботеновой кислоты и мусцимола. При предварительном соскабливании верхней пленки и периодическом сливе воды, мухоморы красные, по мнению специалистов, полностью лишаются психотропных свойств. В таком виде мухомор использовался некоторыми народами Европы и Северной Америки в качестве тонизирующей пищи, обладающей общеукрепляющими свойствами.
Курение мухоморов с табаком
Очень часто, особенно среди городского "шаманствующего" населения, можно встретить употребление мухоморов вместе с табаком (Nicotiana tabacum). Курят как измельченные целые грибы, так и отдельные части. Обычно, сухие кусочки мухоморов смешивают с табаком в равной пропорции, как при курении конопли, и забивают смесью трубку или кальян. Из этого можно сделать вывод, что курение мухомора, как и курение табака становится действенным при соответствующем настрое и выполнении ритуала. Зная обряд, иные проводят целые сессии, во время которых участники передают по часовой стрелке друг другу дымящуюся трубку набитую мухоморами. Этим достигается единство и прозрение.
"Мухоморная" моча
Одним из самых интересных способов употребления мухоморов является питье мочи человека, съевшего эти грибы. Такой вариант приема не встречается больше ни у одного из наркотических веществ, несмотря на то, что лизергиновая кислота и некоторые другие галлюциногены также сохраняют свои свойства, пройдя через организм их употребившего. Многие этнографы приходят к предположению, что чукчи и коряки нашли в древности неожиданный способ употребления мухоморов, подсмотрев его у оленей: олень пил мочу человека, поевшего мухомор, и сам впадал в состояние наркотического опьянения. При поедании мухоморов в моче накапливается метаболит иботеновой кислоты - основное галлюциногенное вещество мусцимол. Как заметил автор фундаментального руководства по лекарственным веществам Герхард Мадаус, "мухоморная" моча продолжает оставаться эффективна даже если бывает последовательно пропущена через почки 4-5 человек. Следует особо подчеркнуть, что при приеме иботеновой кислоты в чистом виде, в моче мусцимол не обнаруживается, следовательно на ее образование влияют различные алкалоиды содержащиеся в самом грибе.
Настои
Этнографических данных об употреблении мухоморных настоев для достижения измененного состояния сознания не очень много и они не содержат конкретной рецептуры. По источникам известно, что настои пили обские угры, сахалинские нивхи, ительмены Камчатки и некоторые другие народы Севера.