О СТОЯНИИ В ЦЕРКВИ, О КАЖДЕНИИ И О ТОМ, КАК СТАВИТЬ СВЕЧИ И БРАТЬ ПРОСФОРУ
Основной чертой поведения человека в церкви должно быть благоговение, то есть почтительное отношение к храму и его святыням. Войдя в церковь и совершив семипоклонный "начал", следует встать на определенное место, на котором подобает находиться в течение всей службы. "Потом, - наставляет книга "Сын церковный", - поклонися в пояс около тебе стоящим
людем", произнося тихо: "простите мя, отцы и братия" (глава 35-я). "Аще где прилучится власти быти, - продолжает учить "Сын церковный", - и ты власти всегда прежде поклонися до земли, глаголя: прости мя, владыко святыи (или: отче честный), и благослови мя, и помолися за мя грешнаго" (глава 36-я). У людей, ходящих в храм в течение долгого времени, как правило, есть свои молельные места внутри храма, например, около определенной иконы или столпа. Этот издавна сложившийся обычай следует уважать. Однако, если место уже занято, то требовать освободить его - нельзя. Иными словами, избегая ненужных конфликтов, лучше становиться на
свободное, не занятое место, никого не утесняя и тем более не толкая.
На молитве подобает стоять прямо, держа ноги вместе, а не расставленными в стороны, но мысы стоп могут быть (для удобного стояния) несколько разведены. Руки же складываются на груди горизонтально, на уровне локтей, одна на другую, но правая должна быть поверх левой. Согласно одному из святоотеческих толкований, такое положение рук молящихся
подобно сложению крыльев святых Небесных Сил безплот-ных, предстоящих страшному Престолу Господа Славы. Об этом было открыто в видении святому пророку Исайи: в благоговейном ужасе от величия Божия огненные Херувимы и Серафимы, имевшие по шесть крыльев, одной парой крыл закрывали лица, другой - ноги, а с помощью третьей пары летали (Ис. 6, 1-4). Именно
поэтому, то есть чтобы выразить благоговение перед Божеством, подобное
ангельскому, православные християне-старообрядцы таким образом складывают на молитве руки.
Говоря о месте для молящихся в церкви, следует упомянуть и о том, что лицам мужского и женского пола необходимо
во время службы стоять раздельно, в разных частях церкви. В прошлом, когда количество прихожан-мужчин было большим, чем ныне, они занимали переднюю, ближнюю к иконостасу половину храма, женщины же стояли сзади. В настоящее время мужчины занимают обычно часть внутреннего пространства церкви перед правой половиной иконостаса.Став на свое место, надо и находиться на нем в течение всей службы, в молчании, сосредоточении ума на смиренной молитве Богу о своих прегрешениях и во внимании ко святому чтению и пению. Необходимо стремиться к тому, чтобы без крайней необходимости не ходить по церкви вообще, а в определенные части службы всякое передвижение воспрещено церковным Уставом. Никакое хождение, а тем более разговоры, не допускаются в следующих случаях:
1) во всяком начале любой из служб, то есть от начального возгласа священника или уставщика до молитвы "Приидите, поклонимся";
2)во время чтения в начале Утрени шести псалмов, начинающихся словами "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (экса-псалмы). Эти псалмы имеют особое молитвенное содержание и духовноезначение, поэтому во время их чтения не только нельзя ходить, но и стоять положено с наклоненной к груди головой, "во образ смирения и покаяния";
3) во время чтения Апостола и Евангелия. Как и при чтении
экса-псалмов, в это время молящиеся стоят с опущенной головой, смиренно внимая слову Божию;
4) во время чтения или пения Символа Православной веры: "Верую во Единаго Бога...";
5)во время чтения молитв "Трисвятого" и до "Отче наш", в какой бы момент
богослужения эти молитвы ни совершались, а также когда "Отче наш" поется
или читается отдельно (на Литургии или на Часах);
6) во время пения Великого Славословия за праздничной Утреней, а также в рядовой службе, когда Великое Славословие читается;
7)во время произнесения старшим в службе (лицом, завершающего службу)
отпуста (который обычно начинается словами "Христос, истинный Бог
наш...", или "Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради...");
на Божественной Литургии во время пения (или чтения на Часах) "Единородный Сын...";
9)во время пения "Херувимской песни" ("Иже херувими...") и совершения
переноса жертвенных хлеба и вина; во время пения "Иже херувими..." до и после переноса молящиеся должны стоять с наклоненной главой с чувством смирения и покаяния. Следующая после "Херувимской" часть Литургии также является по своему содержанию весьма ответственной духовно. Именно тогда, в отрезке времени между "Иже херувими..." (после Великого входа) и
"Достойно есть..." и совершается собственно преложение (таинственное превращение) хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа ИсусаХриста, поэтому хождение по храму в эти минуты запрещается. Не принято ходить и во время пространного пения клиросами "причастна", указанного
Уставом стиха из Псалтыря, во время исполнения которого (после возгласа "Святая святым") священство причащается в алтаре и приготовляет святые Дары для причащения молящихся;
10) во время чтения акафиста Пресвятой Богородице, пространного молитвенного обращения к Царице Небесной, которое состоит из 12-ти частей (кондаков и икосов), заканчивающихся
поочередно словами "Радуйся, Не-весто Неневестная" и "Аллилуйя". Акафист(или, правильнее, акафисто) читается в церкви в посты, на так называемых "правильных канонах", после общего начала Исповеди, а также, по особому уставу, на Утрени в субботу 5-ю Великого Поста, в службе
Похвалы Пресвятой Богородице (в современной практике, - в 5-ю пятницу Поста вечером).
Во время службы нельзя разговаривать с прихожанами (тем более с опаздывающими). По делу же надо сказать коротко и шепотом или указать молча. Сотрудники храма и дежурные миряне должны соблюдать те же правила и должны быть примером для прихожан, а в случае нарушения тишины или порядка - делать замечания. Однако, замечания делать добрым, спокойным тоном, т.е. увещевать, а не раздражаться. Не гнать инаковерующих, только указать отведенное для них место. Помни: если ты отвратишь от истинной веры хоть одну душу, то погубишь свою.
Детей поведению в храме учить надо дома, чтобы придя в храм, они уже знали,
как себя вести. А в храме лишь шепотом подсказать, чтоделать.
Нельзя разговаривать с детьми вслух, не понукать, не поучать в то время, когда
уже идет служба. Всему научи заранее, а не в то время, когда все молятся.Дети должны соблюдать те же правила, что и взрослые: не разговаривать, не ходить, не бегать по храму. Следи, чтобы они вели себя скромно. Приучай детей слушать молитву. Внушай страх перед Богом за свое плохое поведение.Не позволяй ребенку есть в храме. Если малое дитя расплакалось в храме, то сразу вынеси его.Водить за ручку детей по храму можно только в том случае, если они самостоятельно еще плохо ходят.Приучай же детей, чтобы они осеняли себя крестным знамением непоспешно,
благоговейно, ибо молитвой взываем ко Господу о милости и благодати. Если дети сильно плачут перед причастием, и отворачиваются от святой Чаши, то родители должны обратить серьезное внимание на свою духовную жизнь и стараться вести себя достойно звания християнина.
Находясь в храме, не осуждай невольных ошибок служащих и прихожан, полезнее будет
сокрушаться и вникать в собственные грехи, недостатки и просить Господа помиловать нас. Если во время богослужения кто-то мешает молиться, постарайся справиться с этим искушением, не раздражаясь, или отойди в другое место.Если во время службы возникла острая необходимость
выйти из храма (только не во время вышеперечисленных случаев особенного благоговения), то следует помолиться 3 поклона (в пояс) с молитвой: "Боже, милостив..." и тихо и скромно выйти... Входя обратно, у дверей прислушайся, что читается или поется, - если что-то из "тех случаев", то
обожди у дверей, затем пройди на свое место, помолись также три поклона с молитвой "Боже, милостив..." и вникай в общую церковную молитву.
О СТОЯНИИ В ЦЕРКВИ, О КАЖДЕНИИ И О ТОМ, КАК СТАВИТЬ СВЕЧИ И БРАТЬ ПРОСФОРУ - ИСТОЧНИК
Основной чертой поведения человека в церкви должно быть благоговение, то есть почтительное отношение к храму и его святыням. Войдя в церковь и совершив семипоклонный "начал", следует встать на определенное место, на котором подобает находиться в течение всей службы. "Потом, - наставляет книга "Сын церковный", - поклонися в пояс около тебе стоящим
людем", произнося тихо: "простите мя, отцы и братия" (глава 35-я). "Аще где прилучится власти быти, - продолжает учить "Сын церковный", - и ты власти всегда прежде поклонися до земли, глаголя: прости мя, владыко святыи (или: отче честный), и благослови мя, и помолися за мя грешнаго" (глава 36-я). У людей, ходящих в храм в течение долгого времени, как правило, есть свои молельные места внутри храма, например, около определенной иконы или столпа. Этот издавна сложившийся обычай следует уважать. Однако, если место уже занято, то требовать освободить его - нельзя. Иными словами, избегая ненужных конфликтов, лучше становиться на
свободное, не занятое место, никого не утесняя и тем более не толкая.
На молитве подобает стоять прямо, держа ноги вместе, а не расставленными в стороны, но мысы стоп могут быть (для удобного стояния) несколько разведены. Руки же складываются на груди горизонтально, на уровне локтей, одна на другую, но правая должна быть поверх левой. Согласно одному из святоотеческих толкований, такое положение рук молящихся
подобно сложению крыльев святых Небесных Сил безплот-ных, предстоящих страшному Престолу Господа Славы. Об этом было открыто в видении святому пророку Исайи: в благоговейном ужасе от величия Божия огненные Херувимы и Серафимы, имевшие по шесть крыльев, одной парой крыл закрывали лица, другой - ноги, а с помощью третьей пары летали (Ис. 6, 1-4). Именно
поэтому, то есть чтобы выразить благоговение перед Божеством, подобное
ангельскому, православные християне-старообрядцы таким образом складывают на молитве руки.
Говоря о месте для молящихся в церкви, следует упомянуть и о том, что лицам мужского и женского пола необходимо
во время службы стоять раздельно, в разных частях церкви. В прошлом, когда количество прихожан-мужчин было большим, чем ныне, они занимали переднюю, ближнюю к иконостасу половину храма, женщины же стояли сзади. В настоящее время мужчины занимают обычно часть внутреннего пространства церкви перед правой половиной иконостаса.Став на свое место, надо и находиться на нем в течение всей службы, в молчании, сосредоточении ума на смиренной молитве Богу о своих прегрешениях и во внимании ко святому чтению и пению. Необходимо стремиться к тому, чтобы без крайней необходимости не ходить по церкви вообще, а в определенные части службы всякое передвижение воспрещено церковным Уставом. Никакое хождение, а тем более разговоры, не допускаются в следующих случаях:
1) во всяком начале любой из служб, то есть от начального возгласа священника или уставщика до молитвы "Приидите, поклонимся";
2)во время чтения в начале Утрени шести псалмов, начинающихся словами "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (экса-псалмы). Эти псалмы имеют особое молитвенное содержание и духовноезначение, поэтому во время их чтения не только нельзя ходить, но и стоять положено с наклоненной к груди головой, "во образ смирения и покаяния";
3) во время чтения Апостола и Евангелия. Как и при чтении
экса-псалмов, в это время молящиеся стоят с опущенной головой, смиренно внимая слову Божию;
4) во время чтения или пения Символа Православной веры: "Верую во Единаго Бога...";
5)во время чтения молитв "Трисвятого" и до "Отче наш", в какой бы момент
богослужения эти молитвы ни совершались, а также когда "Отче наш" поется
или читается отдельно (на Литургии или на Часах);
6) во время пения Великого Славословия за праздничной Утреней, а также в рядовой службе, когда Великое Славословие читается;
7)во время произнесения старшим в службе (лицом, завершающего службу)
отпуста (который обычно начинается словами "Христос, истинный Бог
наш...", или "Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради...");
на Божественной Литургии во время пения (или чтения на Часах) "Единородный Сын...";
9)во время пения "Херувимской песни" ("Иже херувими...") и совершения
переноса жертвенных хлеба и вина; во время пения "Иже херувими..." до и после переноса молящиеся должны стоять с наклоненной главой с чувством смирения и покаяния. Следующая после "Херувимской" часть Литургии также является по своему содержанию весьма ответственной духовно. Именно тогда, в отрезке времени между "Иже херувими..." (после Великого входа) и
"Достойно есть..." и совершается собственно преложение (таинственное превращение) хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа ИсусаХриста, поэтому хождение по храму в эти минуты запрещается. Не принято ходить и во время пространного пения клиросами "причастна", указанного
Уставом стиха из Псалтыря, во время исполнения которого (после возгласа "Святая святым") священство причащается в алтаре и приготовляет святые Дары для причащения молящихся;
10) во время чтения акафиста Пресвятой Богородице, пространного молитвенного обращения к Царице Небесной, которое состоит из 12-ти частей (кондаков и икосов), заканчивающихся
поочередно словами "Радуйся, Не-весто Неневестная" и "Аллилуйя". Акафист(или, правильнее, акафисто) читается в церкви в посты, на так называемых "правильных канонах", после общего начала Исповеди, а также, по особому уставу, на Утрени в субботу 5-ю Великого Поста, в службе
Похвалы Пресвятой Богородице (в современной практике, - в 5-ю пятницу Поста вечером).
Во время службы нельзя разговаривать с прихожанами (тем более с опаздывающими). По делу же надо сказать коротко и шепотом или указать молча. Сотрудники храма и дежурные миряне должны соблюдать те же правила и должны быть примером для прихожан, а в случае нарушения тишины или порядка - делать замечания. Однако, замечания делать добрым, спокойным тоном, т.е. увещевать, а не раздражаться. Не гнать инаковерующих, только указать отведенное для них место. Помни: если ты отвратишь от истинной веры хоть одну душу, то погубишь свою.
Детей поведению в храме учить надо дома, чтобы придя в храм, они уже знали,
как себя вести. А в храме лишь шепотом подсказать, чтоделать.
Нельзя разговаривать с детьми вслух, не понукать, не поучать в то время, когда
уже идет служба. Всему научи заранее, а не в то время, когда все молятся.Дети должны соблюдать те же правила, что и взрослые: не разговаривать, не ходить, не бегать по храму. Следи, чтобы они вели себя скромно. Приучай детей слушать молитву. Внушай страх перед Богом за свое плохое поведение.Не позволяй ребенку есть в храме. Если малое дитя расплакалось в храме, то сразу вынеси его.Водить за ручку детей по храму можно только в том случае, если они самостоятельно еще плохо ходят.Приучай же детей, чтобы они осеняли себя крестным знамением непоспешно,
благоговейно, ибо молитвой взываем ко Господу о милости и благодати. Если дети сильно плачут перед причастием, и отворачиваются от святой Чаши, то родители должны обратить серьезное внимание на свою духовную жизнь и стараться вести себя достойно звания християнина.
Находясь в храме, не осуждай невольных ошибок служащих и прихожан, полезнее будет
сокрушаться и вникать в собственные грехи, недостатки и просить Господа помиловать нас. Если во время богослужения кто-то мешает молиться, постарайся справиться с этим искушением, не раздражаясь, или отойди в другое место.Если во время службы возникла острая необходимость
выйти из храма (только не во время вышеперечисленных случаев особенного благоговения), то следует помолиться 3 поклона (в пояс) с молитвой: "Боже, милостив..." и тихо и скромно выйти... Входя обратно, у дверей прислушайся, что читается или поется, - если что-то из "тех случаев", то
обожди у дверей, затем пройди на свое место, помолись также три поклона с молитвой "Боже, милостив..." и вникай в общую церковную молитву.
О СТОЯНИИ В ЦЕРКВИ, О КАЖДЕНИИ И О ТОМ, КАК СТАВИТЬ СВЕЧИ И БРАТЬ ПРОСФОРУ - ИСТОЧНИК