О ЖИВЫХ МЕРТВЫХ, ИМЕНУЕМЫХ НЕЖИТЬЮ
Так назначено вышней волей, что всякий дух, расставшись с телом - насильно ли, от болезни или старости - должен покинуть обитель живых и уйти за границу, откуда нет возврата. Однако есть способы задержать дух и не дать ему рассеяться в ничто. Тот же, кто сумеет удержать дух в подчинении, обретет слугу и стража, коему открыты врата Незримого Мира. Не сумевший же совладать с мертвым погубит душу свою и сам станет духом, которому не выйти из оков плотского мира, но вечно рыскать среди живых, алкая жизни, которую не в силах обрести, и страшась смерти, которая не примет его.
Здесь повествуется о не-умерших. И первый из них зовется умертвием, или жильцом могильников. Если где схоронили убитых или умерших от мора, и забросили тот могильник, или был он осквернен чьим-то небрежением или злой волей, то поселяется в нем нежить. И горе тому, кто забредет в тот могильник, ибо умертвие хоть и не покидает его пределов, но может утянуть к себе неосторожного. Мало кто может противиться зову умертвия, и лишь сильные духом могут устоять и не впасть в тяжкий сон, коий сродни смерти. Если же несчастный будет повержен в колдовской сон, то провалится в могильник, и только чудо вызволит его. Жизни ему остается до утра, и смерть его мучительна. Однако еще страшнее то, что может умертвие повелевать своими пленниками и посылать души плененных бродить вокруг и исполнять его волю. Выглядит же умертвие подобием человека в хламиде черной, с закрытым лицом.
Если дух твой не столь крепок, как у древних героев, и нет в тебе чародейской силы, берегись могильников! Ибо не всякий чародей сумеет сладить с умертвием, и не всякий воин имеет довольно духовных сил, чтобы сразиться с умертвием, и даже эльфы остерегаются могильных жителей.
Умертвие суть дух злобный, исторгнутый из тела черным колдовством. Однако другой могильный житель есть именно что мертвец неупокоенный, за что зовут его в народе мертвяком, а еще - курганным жителем, ибо обитает он всегда в кургане, где положен клад. В давние времена, когда погребали вождя ли, прославленного ли чародея, то клали с ним вместе золото и самоцветы, разные чудесные вещи и талисманы, откупаясь тем от его духа. И по сей день некоторые непросвещенные народы держатся того обычая. Знающие же и посвященные считают, что именно сокровища удерживают дух погребенного и не дают ему уйти из мира живых, ибо слишком крепкие узы накладывают на хозяина кургана. И оттого дух не может покинуть мертвое тело, и ненавидит все, что возмущает его покой. Если же кто злой волей наложил на курган и сокровища его заклятие, то курганный дух будет ненавидеть живых и алкать их крови, ибо она поможет ему разорвать мучительную связь и окончить дни на земле.
Случается часто, что неразумные или сильные духом и волей, прослышав о сокровищах древних курганов, проникают в них. Большая часть возмутителей праха остается навеки в древних могилах, но те, кто не струсит пред лицом курганного духа, или чья воля сильна, или кого хранит его чародейская сила, может обрести чудо несказанное - меч дивный, чудовищ поражающий, или чашу самоцветную, или доспех чудесный, от стрел и копий и всякой иной опасности хранящий.
Курганный же дух не попустит, чтобы отнимали от его сокровищ, но тут есть верное средство, как его избыть. Ибо поскольку он не вполне дух или призрак, а тело мертвое, то уязвим он, подобно живому. Если руку или ногу ему отрубить, то он все едино не остановится, и потому бить надобно в туловище. Одни говорят, что полудюжины ударов довольно, другие - что (в тексте лакуна, на полях можноо разобрать эльфийскую букву "формен"). Когда же будет он повержен, надлежит отсечь ему голову и к ляжкам приложить, дабы не вставал больше. Если же не сумеешь сделать этого, то встанет и пойдет по твоему следу, покуда не настигнет и не отберет унесенное из кургана. А вернувшись в курган, станет потом выходить оттуда на страх живым. Однако же как и все темные твари, боится курганный житель солнечного света и текучей воды. Сам же дух курганный обликом человековиден, облачен в серый туман, вроде плаща, так что лица его не различить.
Еще случается так, что дух умершего не может покинуть пределы живых и уйти. Таких зовут гейстами, а еще - незваными гостями, беспокойными духами и непрошеными спутниками. Если умер кто неправедной смертью, или предан был, или замучен, или неотомщен, или не погребли его, как должно, то становится он гейстом. Вид он сохраняет прежний, только как бы туманный, и окутан весь белым саваном, и лицо закрыто.
Приходит тогда в селение, и несчастья от того происходят. И ежели гейста не умилостивить и не открыть для него пути из мира живых, то поразят народ мор и глад, и младенцы станут умирать во чреве матерей, и скот будет чахнуть. Вождь же народа того утратить удачу и все, что ни начнется у него хорошо, закончится плачевно. Если же случится какому чародею повстречаться с гейстом, то может изгнать его. Или же молитвами усердными. Еще пригодны для избавления от гейста на время некоторое серебро и некие камни.
Так назначено вышней волей, что всякий дух, расставшись с телом - насильно ли, от болезни или старости - должен покинуть обитель живых и уйти за границу, откуда нет возврата. Однако есть способы задержать дух и не дать ему рассеяться в ничто. Тот же, кто сумеет удержать дух в подчинении, обретет слугу и стража, коему открыты врата Незримого Мира. Не сумевший же совладать с мертвым погубит душу свою и сам станет духом, которому не выйти из оков плотского мира, но вечно рыскать среди живых, алкая жизни, которую не в силах обрести, и страшась смерти, которая не примет его.
Здесь повествуется о не-умерших. И первый из них зовется умертвием, или жильцом могильников. Если где схоронили убитых или умерших от мора, и забросили тот могильник, или был он осквернен чьим-то небрежением или злой волей, то поселяется в нем нежить. И горе тому, кто забредет в тот могильник, ибо умертвие хоть и не покидает его пределов, но может утянуть к себе неосторожного. Мало кто может противиться зову умертвия, и лишь сильные духом могут устоять и не впасть в тяжкий сон, коий сродни смерти. Если же несчастный будет повержен в колдовской сон, то провалится в могильник, и только чудо вызволит его. Жизни ему остается до утра, и смерть его мучительна. Однако еще страшнее то, что может умертвие повелевать своими пленниками и посылать души плененных бродить вокруг и исполнять его волю. Выглядит же умертвие подобием человека в хламиде черной, с закрытым лицом.
Если дух твой не столь крепок, как у древних героев, и нет в тебе чародейской силы, берегись могильников! Ибо не всякий чародей сумеет сладить с умертвием, и не всякий воин имеет довольно духовных сил, чтобы сразиться с умертвием, и даже эльфы остерегаются могильных жителей.
Умертвие суть дух злобный, исторгнутый из тела черным колдовством. Однако другой могильный житель есть именно что мертвец неупокоенный, за что зовут его в народе мертвяком, а еще - курганным жителем, ибо обитает он всегда в кургане, где положен клад. В давние времена, когда погребали вождя ли, прославленного ли чародея, то клали с ним вместе золото и самоцветы, разные чудесные вещи и талисманы, откупаясь тем от его духа. И по сей день некоторые непросвещенные народы держатся того обычая. Знающие же и посвященные считают, что именно сокровища удерживают дух погребенного и не дают ему уйти из мира живых, ибо слишком крепкие узы накладывают на хозяина кургана. И оттого дух не может покинуть мертвое тело, и ненавидит все, что возмущает его покой. Если же кто злой волей наложил на курган и сокровища его заклятие, то курганный дух будет ненавидеть живых и алкать их крови, ибо она поможет ему разорвать мучительную связь и окончить дни на земле.
Случается часто, что неразумные или сильные духом и волей, прослышав о сокровищах древних курганов, проникают в них. Большая часть возмутителей праха остается навеки в древних могилах, но те, кто не струсит пред лицом курганного духа, или чья воля сильна, или кого хранит его чародейская сила, может обрести чудо несказанное - меч дивный, чудовищ поражающий, или чашу самоцветную, или доспех чудесный, от стрел и копий и всякой иной опасности хранящий.
Курганный же дух не попустит, чтобы отнимали от его сокровищ, но тут есть верное средство, как его избыть. Ибо поскольку он не вполне дух или призрак, а тело мертвое, то уязвим он, подобно живому. Если руку или ногу ему отрубить, то он все едино не остановится, и потому бить надобно в туловище. Одни говорят, что полудюжины ударов довольно, другие - что (в тексте лакуна, на полях можноо разобрать эльфийскую букву "формен"). Когда же будет он повержен, надлежит отсечь ему голову и к ляжкам приложить, дабы не вставал больше. Если же не сумеешь сделать этого, то встанет и пойдет по твоему следу, покуда не настигнет и не отберет унесенное из кургана. А вернувшись в курган, станет потом выходить оттуда на страх живым. Однако же как и все темные твари, боится курганный житель солнечного света и текучей воды. Сам же дух курганный обликом человековиден, облачен в серый туман, вроде плаща, так что лица его не различить.
Еще случается так, что дух умершего не может покинуть пределы живых и уйти. Таких зовут гейстами, а еще - незваными гостями, беспокойными духами и непрошеными спутниками. Если умер кто неправедной смертью, или предан был, или замучен, или неотомщен, или не погребли его, как должно, то становится он гейстом. Вид он сохраняет прежний, только как бы туманный, и окутан весь белым саваном, и лицо закрыто.
Приходит тогда в селение, и несчастья от того происходят. И ежели гейста не умилостивить и не открыть для него пути из мира живых, то поразят народ мор и глад, и младенцы станут умирать во чреве матерей, и скот будет чахнуть. Вождь же народа того утратить удачу и все, что ни начнется у него хорошо, закончится плачевно. Если же случится какому чародею повстречаться с гейстом, то может изгнать его. Или же молитвами усердными. Еще пригодны для избавления от гейста на время некоторое серебро и некие камни.