ОБЫЧНЫЙ МИР

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 623
#1
ОБЫЧНЫЙ МИР

Бесконечные просторы тайги, необъятность простирающегося над степью голубого неба и величественность Байкала, Алтая, Саян и Хингана всегда внушали жителям этих регионов Сибири и Монголии чувства благоговения и изумления. Живя за счет своей земли и добывая средства к существованию в окружающей среде, здешние люди выработали в себе уважение к обитающим рядом с ними живым существам несмотря на то, что иногда их приходилось убивать для поддержания собственной жизни. Разорять природу считалось табу, оскорблением Отца — Неба и духов природы. Отношения людей с природой рассматривались скорее как взаимозависимость, чем как ее эксплуатация, и подобная почтительность но отношению к миру природы позволила народам Сибири жить на свой земле тысячелетия без отрицательных последствий для окружающей среды. Такой образ жизни нашел свое выражение в идеале тегш, согласно которому человек должен жить в равновесии с миром, поддерживая баланс как в природе, так и в обществе. Фактически, человеческие культура и общество не считаются чем-то уникальным или отличным от таковых у других живых существ, скорее, общество людей, даже будучи наиболее сложным, тем не менее остается одной из форм выражения естественных процессов природы. Мифология сибирских народов, особенно сказки, которые родители рассказывают детям, чтобы объяснить, почему вещи именно такие, какие они есть, изображает животных и даже деревья, думающими почти таким же образом, как люди, и даже способными при определенных обстоятельствах превращаться в людей. Лес, горы, озера, реки, скалы и деревья имеют своих собственных духов, которых необходимо уважать и быть благодарными за их подарки людям — еду и предоставляемое убежище.

Отец — Небо, Мать — Земля и небесные светила

В религии сибирских шаманов главными живыми существами в мире являются Отец — Небо (Тенгер Итсег) и Мать — Земля (Газар Иидж). Согласно преданиям, Чингисхан, который объединил монгольскую нацию, получил свою силу непосредственно от Тенгера, и по этой причине все свои приказы он начинал словами: «Согласно воле Бесконечного Голубого Неба». Монголы и другие народы, поклоняющиеся Отцу — Небу, почитают его именно в той форме, в которой видят: как вечное, бесконечное голубое небо над головой. Он не принимает человеческого образа, хотя, как считается, имеет по меньшей мере двух сыновей.

Культ поклонения Отцу — Небу и Матери — Земле является общим для всех населявших Сибирь пародов, встречаясь также среди многих племен американских индейцев.

Погода считается прямым выражением характера Тенгера. Он создает и поддерживает баланс во всем мире, и естественные изменения погоды, как и смена времен года, вызываются именно им. Молния является выражением гнева Тенгера или указателем места сосредоточения высоких духовных энергий. Когда удар молнии считается знаком гнева, вокруг того места, куда она попала, шаман исполняет специальный ритуал (камлание) и танец ёхор, чтобы послать ее обратно на небеса. Объекты, в которые ударила молния, а также метеориты и древние артефакты носят название Тенгерин Ус (волосы Неба). Как считается, они содержат дух, который называется угла и представляет из себя сконцентрированную небесную энергию. Предметы, в которые попала молния, а также метеориты можно положить в молоко или спиртной напиток, чтобы напитать эти жидкости энергией заключенного в таком объекте духа. Шаманы пьют приготовленный подобным образом напиток, чтобы получить силу духа угла. Еще одной формой Тенгерин Ус является безоар, который используется в магии вызова дождя.

Ни один шаманский ритуал не начинается без призыва Отца — Неба, Матери — Земли и предков. В ходе ежедневной деятельности человек также должен всегда ощущать присутствие Тенгера и строить свою жизнь в соответствии с этим. Например, когда открывают новую бутылку спиртного, часть ее надо отлить в сосуд, вынести его наружу и предложить Отцу — Небу, Матери — Земле и предкам. Этот ритуал, называемый цацах, является очень важным в религиозной традиции монголов и других народов Сибири. Точно так же хозяйка дома должна предложить духам молоко и чай. Для этого женщина обходит вокруг юрты и слегка выплескивает напиток по три раза в каждом из четырех направлений. Роль Тенгера в определении судьбы каждого человека считается очень большой, что в разговорном языке выражается такой фразой, как Тенгерин бошиг (воля Небес). Согласно этой же традиции женщины всегда должны держать кухню и кухонные принадлежности в чистоте, потому что позволить им оставаться грязными считается оскорблением Отца — Неба. По праздникам и во время ритуала принесения жертвы духам гор к Тенгеру обращаются с молитвами и также совершают жертвоприношение. Кроме того, в особых случаях исполняется специальный ритуал принесения жертвы только Отцу — Небу. К нему же обращаются во время церемоний вызова дождя, которые проводятся в специальных посвященных Тенгеру и духам гор храмах обу. Каждый человек имеет право прямо обратиться к Отцу — Небу за помощью. Однако когда взаимное равновесие человека и мира нарушается в результате какого?либо бедствия или вмешательства могущественного духа, только шаман с помощью силы своих собственных духов способен восстановить связь своего пациента с Тенгером и баланс во Вселенной.
 

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 623
#2
В темени каждого человека живет небольшая часть Отца — Неба. Это место является точкой, соединяющей человека, стоящего в центре своего мира, и небеса над ним. Через темя человек получает энергию от Тенгера, которая течет вниз, в центр сферы его души. Каждой частице Тенгера, которая находится в темени, на небе соответствует какая?либо звезда. В зависимости от количества хиимори, личной силы, которой обладает этот человек, его звезда светит более или менее ярко. После смерти человека соответствующая ему звезда пропадает. Мать — Земля (Газар Иидж), как и Отец — Небо, не имеет человеческой формы, а предстает в том виде, в каком видна для любого человека — как земля, которая растит и кормит нас. Она имеет еще одно имя — Итуген, и имена многих шаманов, особенно женщин, представляют собой различные вариации этого слова, например, Ядган, Утган, Удаган и т. д. Этим шаман хочет показать, что он очень сильно почитает Мать — Землю. Ее дочь, Умай, является богиней — маткой, которая заботится о душах тел живых существ, когда они ночью спят в Древе Мира. Умай также имеет другое имя — Тенгер Нианиан, которое произошло от тунгусского слова, обозначающего почву. Выражением мощи Матери — Земли считаются деревья, и чтобы произвести ритуал поклонения ей, необходимо найти дерево, вид которого в достаточной мере отражает ее силу и красоту. К Матери — Земле и ее дочери Умай обращаются с молитвами о плодородии. Еще одной дочерью Земли и Неба является Голомто, дух огня., которая, как считается, рождается кремнем и железом. Огонь, который зажигают в юрте, находится в центре мира, и через отверстие для выпуска дыма сверху на пего падает солнечный свет. Являясь одновременно с этим порождением Земли, ее полезных ископаемых или растительных материалов, огонь представляет собой подтверждение союза между Небом и Землей. Свет огня является напоминанием о свете Неба, а его тепло заставляет вспомнить взращивающую функцию Земли. Так же, как и деревья, люди получают силу снизу, от Матери — Земли, а через темя впитывают силу сверху, от Отца — Неба.

Солнце и луна считаются глазами Теигера. Также они являются двумя сестрами, и сущность их — это огонь и вода. Свет солнца и луны олицетворяет мощь Тенгера, его бесконечное сияние, простирающееся над всей землей. Циклы, связанные с ними, напоминают о круговом характере времени и всех природных процессов. По этой причине с точки зрения сибирского шаманизма ход времени не имеет значения. Время бесконечно движется по одному и тому же кругу, и любой его момент связан со всеми остальными. Поэтому в шаманских ритуалах время и расстояние не имеют никакого смысла: шаман может вступить в прямой контакт с любым моментом времени и любой точкой пространства, не двигаясь с места. Центр земли может быть в любом месте и в любом времени.

Количество буянхишиг, которое можно получить от небес, зависит от фазы лунного цикла. Наиболее заряженными энергетически считаются периоды новолуния и полнолуния. Фазы солнечного цикла, особенно дни солнцестояния и равноденствия, используются совместно с информацией о лунном цикле для определения дней проведения традиционных праздников. Например, праздник Белой Луны, которым начинается год, проводится в первое новолуние после зимнего солнцестояния, а праздник Красного Круга проводится в полнолуние, ближайшее к летнему солнцестоянию.

Имеющими божественную силу считаются также еще ряд других небесных тел. Венера, которая носит имя Цолмон, может появиться как утром, так и ночью. Часто ее изображение рисуют на шаманских барабанах для призыва силы. Считается, что Цолмон посылает кометы и метеоры, которые называют стрелами войны. Созвездие Большой Медведицы монголы называют Долун Обгон (Семь стариков). Оно служит указателем на Полярную звезду (Алтай Ха — даас), которая не дает небу упасть. Наблюдая за тем, как это созвездие совершает ежегодный цикл вращения вокруг Полярной звезды, древние люди придумали символ хас тимдег, который внешне напоминает свастику, но в действительности представляет собой изображение положения созвездия Большой Медведицы в четыре поры года. Интересно отметить, что этот символ встречается не только в Сибири, но и в некоторых традиционных американских культурах, что может указывать на его весьма древнее происхождение.

Плеяды считаются еще одной группой могущественных духов, а также местом, в котором небесные духи западного направления встретились когда-то и решили послать на землю орла, который стал первым шаманом. Во время праздника Белой Луны воскуривают и постоянно держат горящими четырнадцать палочек ладана, семь из них — для Семи стариков, а еще семь — для Плеяд.

Автор: Белуха Восточная.
 

Вверх Снизу