ПЕРВОИСТОКИ ШАМАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
С точки зрения первобытного человека, природа (мир) была единой, а боги, звери и люди были равными перед ней. Именно звери и люди являются древнейшими персонажами первобытной мифологии.
Ранний период жизни человека характеризуется постоянным соперничеством охотничьих качеств человека и животного. Именно эти качества – промысловые, силовые, скоростные, по которым зверь превосходил человека, выделялись и ценились человеком. Благодаря этому, оленю логично начинали приписывать «сверхъестественные» черты.
Во всем мире первобытные люди часто устанавливали магическую (энергетическую) связь не только с неживыми предметами, но и с животными. Они почитали животных за их превосходство в силе, храбрости, хитрости и приписывали им душу, способную, подобно человеческой душе, жить после смерти тела и сохранять свои прежние положительные и отрицательные черты.
Возникли представления о родстве той или иной группы людей, а также рода и племени с тем или иным видом животных. Такой мифический первопредок рода - «тотем» - соединяет в себе черты человека и соответствующего животного (тигра, оленя, лося, медведя), и может быть одновременно и тем и другим.
Один из самых распространенных сюжетов наскальных рисунков горного Алтая отражает, на первый взгляд, казалось бы, обычную сцену охоты: охотник, вооруженный луком, преследует бегущего оленя. Всё вроде бы просто, даже с позиций симпатической магии - рисунок отождествляется с живым оленем, удар стрелы… и можно спокойно выходить на охоту – олень сам встанет на «линию огня". Однако, при этом в рисунках есть одна деталь, заставляющая задуматься о более глубоком смысле алтайских петроглифов. Дело в том, что изображения оленей несут в себе также и солярную символику – круговые, дисковые, лучеобразующие формы над головами оленей, как известно, являются древнейшими архетипами нашего дневного светила.
Таким образом, и сам олень в сознании и подсознании наших далеких предков отображался в качестве солнечного божества, символа вечного возрождения из глубин первозданного «небытия».
Отождествление с солнцем естественным образом делало оленя тотемом многих первобытных народов, например, индо-ариев. Как пишет Килуновская М. Е., «в индоевропейских языках существует единый корень в слове «олень». Самоназвание среднеазиатских скифов «Saкa» соотносится в осетинском языке со словом «Sag», в иранском «Saкa», в персидском «Sax», в бурятском «Sagaa», в русском «сохатый» и буквально значит «олень – самец».
Этот же автор отмечает и сугубо сакральную семантику понятия «олень» у индоевропейцев. Олень именуется не иначе как «золотой»!
С точки зрения первобытного человека, природа (мир) была единой, а боги, звери и люди были равными перед ней. Именно звери и люди являются древнейшими персонажами первобытной мифологии.
Ранний период жизни человека характеризуется постоянным соперничеством охотничьих качеств человека и животного. Именно эти качества – промысловые, силовые, скоростные, по которым зверь превосходил человека, выделялись и ценились человеком. Благодаря этому, оленю логично начинали приписывать «сверхъестественные» черты.
Во всем мире первобытные люди часто устанавливали магическую (энергетическую) связь не только с неживыми предметами, но и с животными. Они почитали животных за их превосходство в силе, храбрости, хитрости и приписывали им душу, способную, подобно человеческой душе, жить после смерти тела и сохранять свои прежние положительные и отрицательные черты.
Возникли представления о родстве той или иной группы людей, а также рода и племени с тем или иным видом животных. Такой мифический первопредок рода - «тотем» - соединяет в себе черты человека и соответствующего животного (тигра, оленя, лося, медведя), и может быть одновременно и тем и другим.
Один из самых распространенных сюжетов наскальных рисунков горного Алтая отражает, на первый взгляд, казалось бы, обычную сцену охоты: охотник, вооруженный луком, преследует бегущего оленя. Всё вроде бы просто, даже с позиций симпатической магии - рисунок отождествляется с живым оленем, удар стрелы… и можно спокойно выходить на охоту – олень сам встанет на «линию огня". Однако, при этом в рисунках есть одна деталь, заставляющая задуматься о более глубоком смысле алтайских петроглифов. Дело в том, что изображения оленей несут в себе также и солярную символику – круговые, дисковые, лучеобразующие формы над головами оленей, как известно, являются древнейшими архетипами нашего дневного светила.
Таким образом, и сам олень в сознании и подсознании наших далеких предков отображался в качестве солнечного божества, символа вечного возрождения из глубин первозданного «небытия».
Отождествление с солнцем естественным образом делало оленя тотемом многих первобытных народов, например, индо-ариев. Как пишет Килуновская М. Е., «в индоевропейских языках существует единый корень в слове «олень». Самоназвание среднеазиатских скифов «Saкa» соотносится в осетинском языке со словом «Sag», в иранском «Saкa», в персидском «Sax», в бурятском «Sagaa», в русском «сохатый» и буквально значит «олень – самец».
Этот же автор отмечает и сугубо сакральную семантику понятия «олень» у индоевропейцев. Олень именуется не иначе как «золотой»!