ПЛАНЕТНЫЕ БОЖЕСТВА: ОБЩЕНИЕ С КОСМИЧЕСКИМИ СИЛАМИ
Планеты стоят в одном ряду с самыми выдающимися из великих богов (дэвов), или космических сил, скрытно направляющих все, что происходит в необъятной вселенной. Так как планеты представляют силы времени, правящие всем материальным миром, то про всех богов можно сказать, что они проявляют себя через планеты тем или иным образом. Планеты являются неотъемлемой частью самовыражения и творческой силы Господа Вселенной, через которые поддерживается вечный порядок кармы и дхармы.
Как ясно утверждается в Брихат Парашара Хора Шастре, основном классическом труде по ведической астрологии: «У нерожденного Высшего Я существует множество воплощений. Чтобы наделить души творений плодами их карм, Он принимает форму планет. Чтобы дать отпор силам зла и увеличить могущество дэвов в поддержании дхармы, Он рождается от планет во множестве благоприятных инкарнаций (аватар)». Дэвы планет могут также помочь своим преданным, как и другие формы Бога, даровав благополучие, милость и мудрость. К тому же, с помощью планетных сил Бог принимает рождение на Земле. Согласно ведической мысли, божественные инкарнации, известные какаватары, привносят эти высшие планетные влияния.
Боги представляют божественный аспект планетных энергий, а люди и другие существа представляют их кармический аспект. Будучи порождениями кармы, мы сами являемся продуктами деятельности планет, или их детьми. В момент смерти души людей возвращаются в сферы тех планет, с которыми их карма связана наиболее сильно. И через планетные лучи они способны продвинуться к божественному свету настолько далеко, насколько они развиты. А от планетных миров развитые души могут следовать в высшие миры Солнца и неподвижных звезд.
БОЖЕСТВА ПЛАНЕТ НА ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ
На Западе мы с подозрением относимся к политеизму, в котором нам мерещится примитивное почитание природы, если не идолопоклонство. Это неверная интерпретация природы Бога, чье единство не исключает многоликости — множества имен, форм и функций в Его или Ее космической игре. Боги, или дэвы представляют живые силы вселенной сознания, действующие за могущественными силами природы, главными проводниками которых являются звезды и планеты. Мы могли бы сказать, что планеты это просто передающие устройства, подобные телефонам, тогда как божества это сущности, действующие и возвещающие о себе через них. Эти различные божества не являются самостоятельными богами, но это различные лики космического бытия, подобно частям и органам человеческого тела.
Индуистские формы планетарных божеств с их непонятной внешностью, жестами и одеяниями могли бы показаться нам странными. Мы должны понимать, что эти образы задуманы не для обращения к внешнему, поверхностному уму, но к внутреннему сознанию, к сердцу. Почитание планетарных божеств это вид «космического общения» на универсальном языке мантр, символов, легенд и ритуалов — на языке души. Божество, имеющее такой вид, — это архетип для ума, с которым надо взаимодействовать на медитативном уровне. К примеру, многие планетарные божества соответствуют различным образам Божественных Отца и Матери — вероятно, двух самых главных архетипов.
Как на Востоке, так и на Западе в древних религиях у богов были планетные соответствия, ведь боги, в конечном итоге, представляли могущественные силы Небес. Это очевидно, исходя из римских названий планет (Юпитер, Марс, Меркурий, Сатурн и Венера), которые в то же время являлись именами самых важных богов и богинь. Хотя с приходом христианства на Западе эти планетные божества оказались забыты, в индуизме, у которого много общего с древними языческими религиями Европы, они продолжали почитаться.
В нынешних индуистских храмах ритуальное поклонение планетам является общепринятым. В частности, это касается Южной Индии, где в храмах устанавливаются особые алтари для наваграха, или девяти планетных божеств. Наряду с круговым обходом основного пространства храма поклоняющийся совершает небольшой круговой обход постамента, расположенного в углу храма, на котором стоят девять планетных божеств. Таким образом, астрологический обряд является целостной частью храмового служения в индуизме.
В греко-римской системе основные божества были уравнены с божествами планет. Например, римский Юпитер там являлся не просто божеством одноименной планеты, но в первую очередь великим Богом Небес и Царем богов — главным божеством, для которого планета Юпитер как ярчайшая из ночных светил являлась только планетным соответствием. То же самое можно сказать и о других божествах в их пантеоне. Астрологический аспект — это только небольшая часть обширного космического символизма.
В ведической системе тот же базис, но она является более сложной, разделяя собственно планетное божество, идентифицируемое в первую очередь с самой планетой, и божественную силу, этой планетой управляющую, у которой более обширный символизм. К примеру, ведический бог Индра, который, подобно римскому Юпитеру, правит грозой и является Царем богов, это не просто планетное божество. Скорее, это божество более высокого плана, правящее не только планетой Юпитер, но также, в определенных своих ипостасях, планетой Венера, то есть он связан с двумя ярчайшими планетами.
Ведическая мысль ушла дальше простого сопоставления своих великих богов с планетами, к более разработанной системе взаимосвязей. В ведической системе у планетных божеств три уровня. Во-первых, у каждой планеты есть свое собственное божество (дэвата). Это божество, относящееся непосредственно к самой планете, чье имя планета носит, — как Сурья для Солнца и Чандра для Луны. Эти планетные божества по природе, в основном, астрологические. Во-вторых, в ведической системе распознается иное божество, стоящее над планетным управителем, в своем роде сверхуправитель (адхидэвата), как, например, Агни, бог огня — для Сурьи, Солнца. Этот сверхуправитель представляет основные свойства и энергии, связанные с данной планетой и управляемые ей, — например, Солнце и огонь. В-третьих, у каждой планеты есть и верховное божество (пратьядхидэвата), чья власть простирается над двумя нижестоящими. Это аспект самого Бога, или Господа Вселенной (Ишвары), проявляющий себя через данную планету, каковым является Господь Шива — чистое бытие — для Солнца, или его супруга, Шакти, великая Богиня — для Луны. В этом третьем уровне скрыт даже четвертый уровень. На нем все планеты представляют один или несколько аспектов верховного Бога, Брамана и Высшего Я, атмана, или Пуруши, являющегося высшим светом.
В древние времена в ведической культуре планеты, какправило, соотносились со своими сверхуправителями, а не с собственными планетными божествами — данная практика, вероятно, появилась позже. Точно так же обстоит дело и в греко-римской мысли, где астрологический символизм являл собой только один из аспектов богов и богинь. В связи с этим, конечно, трудно определить, относится ли имя божества, такого как Юпитер или Индра, к планете или именно к богу, или на какой стадии истории возник планетный символизм. Однако это показывает органическую связь астрологии с древним почитанием богов во всех их обличьях.
Хотя приведенная таблица описывает положение вещей весьма подробно, некоторые ис-ключения все же существуют. Это случается потому, что у величайших богов вселенной мно-жество ликов, и их нельзя просто свести к какому-то одному планетному влиянию.
О характере этих божеств можно узнать более подробно во многих индуистских писаниях, в частности в Пуранах, где о них приводится масса сведений, начиная от мифов и легенд до мантр и подробностей почитания. Есть особые Пураны, в которых повествование ведется от лица кого-либо из этих божеств — таковыми являются Шива Пурана, Вишну Пурана и Сканда Пурана. Другие божества упоминаются в особых разделах Пуран, включая те, в которых специально затрагивается вопрос о планетах. Пураны — это важный цикл эзотерических энциклопедий с йогической перспективой и они должны тщательно изучаться теми, кто занимается ведической астрологией. Также во многих Пуранах содержатся важные сведения по аюрведе, Васту и другим ведическим наукам.
Впрочем, божества, особо связанные с Ведами и накшатрами, такие как Индра и Агни, в Пуранах понижены в ранге, и их нельзя адекватно изучить только исходя из точки зрения Пу-ран. Чтобы составить о них правильное представление, требуется изучение более древних ведических текстов.
Планеты стоят в одном ряду с самыми выдающимися из великих богов (дэвов), или космических сил, скрытно направляющих все, что происходит в необъятной вселенной. Так как планеты представляют силы времени, правящие всем материальным миром, то про всех богов можно сказать, что они проявляют себя через планеты тем или иным образом. Планеты являются неотъемлемой частью самовыражения и творческой силы Господа Вселенной, через которые поддерживается вечный порядок кармы и дхармы.
Как ясно утверждается в Брихат Парашара Хора Шастре, основном классическом труде по ведической астрологии: «У нерожденного Высшего Я существует множество воплощений. Чтобы наделить души творений плодами их карм, Он принимает форму планет. Чтобы дать отпор силам зла и увеличить могущество дэвов в поддержании дхармы, Он рождается от планет во множестве благоприятных инкарнаций (аватар)». Дэвы планет могут также помочь своим преданным, как и другие формы Бога, даровав благополучие, милость и мудрость. К тому же, с помощью планетных сил Бог принимает рождение на Земле. Согласно ведической мысли, божественные инкарнации, известные какаватары, привносят эти высшие планетные влияния.
Боги представляют божественный аспект планетных энергий, а люди и другие существа представляют их кармический аспект. Будучи порождениями кармы, мы сами являемся продуктами деятельности планет, или их детьми. В момент смерти души людей возвращаются в сферы тех планет, с которыми их карма связана наиболее сильно. И через планетные лучи они способны продвинуться к божественному свету настолько далеко, насколько они развиты. А от планетных миров развитые души могут следовать в высшие миры Солнца и неподвижных звезд.
БОЖЕСТВА ПЛАНЕТ НА ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ
На Западе мы с подозрением относимся к политеизму, в котором нам мерещится примитивное почитание природы, если не идолопоклонство. Это неверная интерпретация природы Бога, чье единство не исключает многоликости — множества имен, форм и функций в Его или Ее космической игре. Боги, или дэвы представляют живые силы вселенной сознания, действующие за могущественными силами природы, главными проводниками которых являются звезды и планеты. Мы могли бы сказать, что планеты это просто передающие устройства, подобные телефонам, тогда как божества это сущности, действующие и возвещающие о себе через них. Эти различные божества не являются самостоятельными богами, но это различные лики космического бытия, подобно частям и органам человеческого тела.
Индуистские формы планетарных божеств с их непонятной внешностью, жестами и одеяниями могли бы показаться нам странными. Мы должны понимать, что эти образы задуманы не для обращения к внешнему, поверхностному уму, но к внутреннему сознанию, к сердцу. Почитание планетарных божеств это вид «космического общения» на универсальном языке мантр, символов, легенд и ритуалов — на языке души. Божество, имеющее такой вид, — это архетип для ума, с которым надо взаимодействовать на медитативном уровне. К примеру, многие планетарные божества соответствуют различным образам Божественных Отца и Матери — вероятно, двух самых главных архетипов.
Как на Востоке, так и на Западе в древних религиях у богов были планетные соответствия, ведь боги, в конечном итоге, представляли могущественные силы Небес. Это очевидно, исходя из римских названий планет (Юпитер, Марс, Меркурий, Сатурн и Венера), которые в то же время являлись именами самых важных богов и богинь. Хотя с приходом христианства на Западе эти планетные божества оказались забыты, в индуизме, у которого много общего с древними языческими религиями Европы, они продолжали почитаться.
В нынешних индуистских храмах ритуальное поклонение планетам является общепринятым. В частности, это касается Южной Индии, где в храмах устанавливаются особые алтари для наваграха, или девяти планетных божеств. Наряду с круговым обходом основного пространства храма поклоняющийся совершает небольшой круговой обход постамента, расположенного в углу храма, на котором стоят девять планетных божеств. Таким образом, астрологический обряд является целостной частью храмового служения в индуизме.
В греко-римской системе основные божества были уравнены с божествами планет. Например, римский Юпитер там являлся не просто божеством одноименной планеты, но в первую очередь великим Богом Небес и Царем богов — главным божеством, для которого планета Юпитер как ярчайшая из ночных светил являлась только планетным соответствием. То же самое можно сказать и о других божествах в их пантеоне. Астрологический аспект — это только небольшая часть обширного космического символизма.
В ведической системе тот же базис, но она является более сложной, разделяя собственно планетное божество, идентифицируемое в первую очередь с самой планетой, и божественную силу, этой планетой управляющую, у которой более обширный символизм. К примеру, ведический бог Индра, который, подобно римскому Юпитеру, правит грозой и является Царем богов, это не просто планетное божество. Скорее, это божество более высокого плана, правящее не только планетой Юпитер, но также, в определенных своих ипостасях, планетой Венера, то есть он связан с двумя ярчайшими планетами.
Ведическая мысль ушла дальше простого сопоставления своих великих богов с планетами, к более разработанной системе взаимосвязей. В ведической системе у планетных божеств три уровня. Во-первых, у каждой планеты есть свое собственное божество (дэвата). Это божество, относящееся непосредственно к самой планете, чье имя планета носит, — как Сурья для Солнца и Чандра для Луны. Эти планетные божества по природе, в основном, астрологические. Во-вторых, в ведической системе распознается иное божество, стоящее над планетным управителем, в своем роде сверхуправитель (адхидэвата), как, например, Агни, бог огня — для Сурьи, Солнца. Этот сверхуправитель представляет основные свойства и энергии, связанные с данной планетой и управляемые ей, — например, Солнце и огонь. В-третьих, у каждой планеты есть и верховное божество (пратьядхидэвата), чья власть простирается над двумя нижестоящими. Это аспект самого Бога, или Господа Вселенной (Ишвары), проявляющий себя через данную планету, каковым является Господь Шива — чистое бытие — для Солнца, или его супруга, Шакти, великая Богиня — для Луны. В этом третьем уровне скрыт даже четвертый уровень. На нем все планеты представляют один или несколько аспектов верховного Бога, Брамана и Высшего Я, атмана, или Пуруши, являющегося высшим светом.
В древние времена в ведической культуре планеты, какправило, соотносились со своими сверхуправителями, а не с собственными планетными божествами — данная практика, вероятно, появилась позже. Точно так же обстоит дело и в греко-римской мысли, где астрологический символизм являл собой только один из аспектов богов и богинь. В связи с этим, конечно, трудно определить, относится ли имя божества, такого как Юпитер или Индра, к планете или именно к богу, или на какой стадии истории возник планетный символизм. Однако это показывает органическую связь астрологии с древним почитанием богов во всех их обличьях.
Хотя приведенная таблица описывает положение вещей весьма подробно, некоторые ис-ключения все же существуют. Это случается потому, что у величайших богов вселенной мно-жество ликов, и их нельзя просто свести к какому-то одному планетному влиянию.
О характере этих божеств можно узнать более подробно во многих индуистских писаниях, в частности в Пуранах, где о них приводится масса сведений, начиная от мифов и легенд до мантр и подробностей почитания. Есть особые Пураны, в которых повествование ведется от лица кого-либо из этих божеств — таковыми являются Шива Пурана, Вишну Пурана и Сканда Пурана. Другие божества упоминаются в особых разделах Пуран, включая те, в которых специально затрагивается вопрос о планетах. Пураны — это важный цикл эзотерических энциклопедий с йогической перспективой и они должны тщательно изучаться теми, кто занимается ведической астрологией. Также во многих Пуранах содержатся важные сведения по аюрведе, Васту и другим ведическим наукам.
Впрочем, божества, особо связанные с Ведами и накшатрами, такие как Индра и Агни, в Пуранах понижены в ранге, и их нельзя адекватно изучить только исходя из точки зрения Пу-ран. Чтобы составить о них правильное представление, требуется изучение более древних ведических текстов.