ПРАВИЛА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ДРЕВНИХ УДМУРТОВ
Приносимые божествам жертвенные дары должны были соответствовать определенным требованиям. В качестве жертв предлагались продукты питания: хлеб, лепешки, каша, масло, пиво; животные; деньги (монеты). Существовали определенные правила сбора муки и крупы для жертвоприношений. Из муки в доме жреца пекли хлеб для моления, из крупы — готовили кашу.
Как рассказал жрец-вӧсясь из д. Асавка Балтачевского района Зиянгиров Миннигали Зиянгирович, 1920 г.р.:
«Кудӥз кеньыр сётэ, кудӥз пизь сётэ, кудӥз коньдон сётыса лэзе. Пизь-кеньыр сётыкы, пужалляськыса майталэн чап-чап карыса кизэ мед миськоз. Со куен ужам киеныз пырыса ке сётӥз, уг ӟара басьтыны. Кизэ куара сётыса миське но, ӟэнкызэ кышетэн кутыса мешокись басьтыса сётэ. Тазьы гынэ кутыны уг ӟара» — «Кто дает крупу, кто дает муку, кто дает деньги. Кто подает муку, тот должен, засучив рукава, вымыть руки мылом, издавая звук “чап-чап”. Нельзя брать, если он подаст немытыми руками. Вымыв руки, он должен зачерпнуть из мешка крупу или муку чашкой, держа ее тканью. Просто голыми руками нельзя».
Запрещалось собирать для приготовления ритуальной каши пшено, горох, гречиху. Считалось, что если сварят кашу с добавлением пшена или гороха, то после моления пойдет град, кроме того горох считался «слезами Кылчина»: «Кӧжыез Кылчинлэн симкылиез шуо». Гречиха появилась в агрикультуре удмуртов довольно поздно, и поэтому ее исключали из состава ритуальных продуктов, кроме того считалось, что гречиха имеет черный цвет и не годится для молений.
Очень строгие правила предъявлялись при выборе жертвенных животных. Во-первых, они должны были быть здоровыми, со всеми целыми частями тела. Например, не годились животные, которым были сделаны метки на ушах, т.е. отрезаны небольшие части ушей. Во-вторых, самки должны были быть ягнившимися, т.е. бесплодные не годились, самцы — не кастрированными. В-третьих, не использованными в хозяйстве, например, лошади не должны были быть в упряжи.
Как отмечает У. Хольмберг, в начале XX в. закамские удмурты в жертву приносили только тех животных, которые были здоровыми, без изъянов, не использованными в хозяйстве, одномастные, т.е. не пестрые. В качестве жертвы не годились и такие животные, которые, например, болели или получили рану, хотя потом уже полностью выздоравливали. Как считали, если кто продаст такое животное для жертвоприношения, то его настигнет кара богов.
Жертвенные животные, которые посвящались Инмару, Кылчину, Ӟу-Кылчину, Шунды-Мумы, должны быть белой масти, Му-Кылчину — черной.
Приносимые божествам жертвенные дары должны были соответствовать определенным требованиям. В качестве жертв предлагались продукты питания: хлеб, лепешки, каша, масло, пиво; животные; деньги (монеты). Существовали определенные правила сбора муки и крупы для жертвоприношений. Из муки в доме жреца пекли хлеб для моления, из крупы — готовили кашу.
Как рассказал жрец-вӧсясь из д. Асавка Балтачевского района Зиянгиров Миннигали Зиянгирович, 1920 г.р.:
«Кудӥз кеньыр сётэ, кудӥз пизь сётэ, кудӥз коньдон сётыса лэзе. Пизь-кеньыр сётыкы, пужалляськыса майталэн чап-чап карыса кизэ мед миськоз. Со куен ужам киеныз пырыса ке сётӥз, уг ӟара басьтыны. Кизэ куара сётыса миське но, ӟэнкызэ кышетэн кутыса мешокись басьтыса сётэ. Тазьы гынэ кутыны уг ӟара» — «Кто дает крупу, кто дает муку, кто дает деньги. Кто подает муку, тот должен, засучив рукава, вымыть руки мылом, издавая звук “чап-чап”. Нельзя брать, если он подаст немытыми руками. Вымыв руки, он должен зачерпнуть из мешка крупу или муку чашкой, держа ее тканью. Просто голыми руками нельзя».
Запрещалось собирать для приготовления ритуальной каши пшено, горох, гречиху. Считалось, что если сварят кашу с добавлением пшена или гороха, то после моления пойдет град, кроме того горох считался «слезами Кылчина»: «Кӧжыез Кылчинлэн симкылиез шуо». Гречиха появилась в агрикультуре удмуртов довольно поздно, и поэтому ее исключали из состава ритуальных продуктов, кроме того считалось, что гречиха имеет черный цвет и не годится для молений.
Очень строгие правила предъявлялись при выборе жертвенных животных. Во-первых, они должны были быть здоровыми, со всеми целыми частями тела. Например, не годились животные, которым были сделаны метки на ушах, т.е. отрезаны небольшие части ушей. Во-вторых, самки должны были быть ягнившимися, т.е. бесплодные не годились, самцы — не кастрированными. В-третьих, не использованными в хозяйстве, например, лошади не должны были быть в упряжи.
Как отмечает У. Хольмберг, в начале XX в. закамские удмурты в жертву приносили только тех животных, которые были здоровыми, без изъянов, не использованными в хозяйстве, одномастные, т.е. не пестрые. В качестве жертвы не годились и такие животные, которые, например, болели или получили рану, хотя потом уже полностью выздоравливали. Как считали, если кто продаст такое животное для жертвоприношения, то его настигнет кара богов.
Жертвенные животные, которые посвящались Инмару, Кылчину, Ӟу-Кылчину, Шунды-Мумы, должны быть белой масти, Му-Кылчину — черной.