РИТУАЛЫ ОБРЯДЫ ЗАГОВОРЫ В МАРТЕ

Malfrida

Администратор
Регистрация
21.08.2018
Сообщения
9 051
#1
РИТУАЛЫ ОБРЯДЫ ЗАГОВОРЫ В МАРТЕ



OBRmART.jpg







1 марта- в курятнике подвешивают "куриного бога"(камешек с природнымотверстием), как оберег кур. В этот день нужно почистить дом свечой иродниковой водой. Окурить можжевельником, полынью или зверобоем. Этотдень благоприятен для гаданий, вызывания духов. Сеансы спиритизма.Занимаются родовой магией. Проводят магические ритуалы для решенияразличных проблем, призывают на помощь предков. Один из самых сильныхмагических дней.2 марта - делают привороты на деньги. Вся магия денег.

6 марта - с этого дня необходимо ежедневно гулять на свежем воздухе, по возможности загорать.10 марта - с этого дня нежелательно спать днем - можно уйти в депрессию.17 марта - очищают дом от негативной энергии с помощью свечи и окуривания травами.21-25 марта - Красная Горка. Можно гадать, спрашивать - небо открыто. Отличный старт для любых дел. Энергетически сильные дни. Любая магия.24 марта - делают обереги для домашних животных. Вся магия денег.

Разлучница - 13 марта.
В этот день читали заговор против разлучницы.
Найти сорочье перо, прочитать заговор и сжечь в полночь на пламени восковой свечи.


17 марта, в народном календаре посвящен грачам: «Грач весну принес», «Грач на горе, так и весна на дворе», «Герасим Грачевник грача на Русь ведет», «Увидел грача — весну встречай». В честь этих первых весенних птиц предки и окрестили день Герасимом Грачевником.
По тому, как грачи летели в свои гнезда, крестьяне делали прогноз на лето и осень. Так, если грачи летят прямо на старые гнезда — весна ожидается дружная, теплая. Если же птицы быстро пролетали над полем — не будет урожая из-за гнилых дождей и ветров.
Считается, что грачи могут помочь выгнать со двора и из дома нечистую силу, в частности, кикимору — особый род духов, которые могут весь год досаждать хозяевам. Именно на Герасима кикиморы делаются смирными и ручными, поэтому изгнать их можно без хлопот, одним лишь заговором:


«Ах, ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее,
а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют.
Будьте мои слова, крепки и лепки, крепче камня и булата.
Ключ моим словам в небесной высоте, а замок в морской глубине, на рыбе на ките;
и никому эту кит-рыбу не добыть, и замок не отпереть, кроме меня (имярек).
А кто эту кит-рыбу добудет, и замок мой отопрет, да будет яко древо, палимое молниею».
В православном календаре день преподобного Герасима Вологодского.


20 МАРТА - ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ (с 2010-2014гг)

Защита на род весенняя (автор публикации - Stella)

Установить по кругу 12 свечей,в центр положите фотографии сродников. Зажигая каждую свечу по часовой стрелке, читать один раз заговор:
Как пойду я во чисто полюшко, от роду отца, от роду матери. Пойду под частыми звездочками, ясным солнышком, под перекрой ясна месяца да под полною луной. Пойду, злату лесенку найду, та лесенка о семи ступенях, пойду я по лесенке,да ко Седаве звездочке, там, где кузня злата стоит, живой огонь в той кузне горит. Тот огонь не палит, не печет, не плавит, Живой-матушкой течёт. Вокруг кузни древа стоят, древа та родовые купеческие, волховские, царские и простые.Двенадцать звезд висят, двенадцать свечей горят, двенадцать дев Славу кузнецу и сыну говорят. Подойду я к кузнецу поближе, поклонюсь ему в ноженьки пониже. Скуй ты, кузнец, из живого огня удачу и радость на древо для меня да сродников моих, баб да мужиков, детушек малых и стариков.Как от сего дня поворот на весну,так и роду моему поворот на добрый зачин в делах, на благость, да удачу,да щедрый урожай.Аминь.
когда свечи догорят,заверните фотографии в красную ткань и храните в восточном углу вашего жилья год не разворачивая. Дела в роду поправяться очень хорошо.
из обсуждений - фото брать живых родственников, по 1 разу наговаривать на каждую свечу.





Остара, (Манн Ари, Mean Earraigh, Остер), Весеннее Равноденствие, Середина Весны.

Остара – весенний праздник Колеса года, середина весны, праздник равновесия, когда день по длительности равен ночи, приходится на весеннее равноденствие 20-21 марта

В викканской традиции, Богиня в этот праздник молодеет, восстанавливает девственность, и до Бельтайна выступает в ипостаси Девы, вместе с Богом, который к этому времени вырастает и становится юношей.

Название Остара связывают с германской или англо-германской богиней Эостре (Истре), о чем нас уведомляет Беда Достопочтенный в книге «De Ratione Tmporum» - он первым заявил, что христианская пасха (Easter) была названа в честь неё.

Ларри Бэмлер пишет, что богиня, известная как Остаре, Остара, Остерн, Эостра, Эостре, Эостур, Эастра, Эастур, Аустрон, Аусос, была богиней рассвета и плодородия у северных европейских народов, и ее имя происходит от архаичного слова, обозначающего весну – «eastre». Считается, что ее имя имеет общие корни с именами Астреи, Астарты, Астхик (Армения), Атаргатис, Иштар, Ашторет и Эос., таким образом получая ассоциации с утренней зарёй, восточным направлением, началом и «утренней звездой» - планетой Венера.

Кроме того, у народов средиземноморского региона на весеннее равноденствие приходились торжества, связанные с воскрешением и/или возвращением в мир живых мужчин-спутников богинь-матерей: Аттиса, Адониса, Астара, Таммуза-Думузи (в последнем случае – более поздний цикл мифов) и т.п., что также обозначало весеннее оживление природы.

Древние кельты и германцы считали этот день первым днем весны и началом земледельческого сезона. Возвращение Остары из подземного царства чествовали маленькими пшеничными булочками и крашеными яйцами, которые являлись символами новой жизни.

В этот день, как и у славян, здесь радовались возвращению перелетных птиц — вестников настоящей весны, а также праздновали первый приплод и начало лактации у овец. Остара — одна из самый «старинных» богинь, свидетельства о поклонении ей датируются концом 2-го тысячелетия до нашей эры.

Безусловно, от названия этого праздника и произошло английское слово Easter (Пасха) — одно из тех языческих слов, которые так и не смогли искоренить хpистиане («Библейское» название пpаздника Пасхи — Passover — так и не прижилось в английском языке).

Праздник связан с весной, пробуждением земли, первыми травами и цветами, первым сокодвижением деревьев, первыми ростками на полях, началом сельскохозяйственных работ – в зависимости от климатической зоны. Вероятнее всего Остара – это богиня земли и растений, земного плодородия, семян, ростков и роста вообще, богиня календарная – отмечающая своим появлением начало сельскохозяйственных работ. Она мало связана с человеческим плодородием – по большей части с земным, что хорошо прослеживается в сохранившихся обрядах: почти не осталось обычаев, связанных с плодородием людей и животных, но очень много – связанных с растениями, с ритуальным возвращением плодородия деревьям и полям.

Людей и животных в этот календарный период преимущественно очищали от «скверны зимы», от дыхания смерти, которое могло их коснуться, пока зима правила миром (дымом, прыжками через огонь, метанием огненных стрел, огненными кругами и колёсами, обливанием водой и т.п.), и проводили множество разнообразных ритуальных действий, призванных уберечь их от болезней.

Кроме того, надо помнить, что у многих древних народов год отсчитывался с весны, поэтому весенняя обрядность – в каком-то отношении и новогодняя.

Осталось не слишком много сведений о праздновании равноденствия в языческий период, а обряды, вероятнее всего проводившиеся единым неразрывным циклом, в христианский период несколько «размазались» во времени, так что теперь их фрагменты можно найти и в весенних карнавалах перед великим постом, и в праздновании благовещенья, и в самой христианской пасхе. Так что всегда следует помнить, что традиции, разделенные сейчас семью постными неделями, были слиты в единый весенний праздничный цикл, весьма богатый на обычаи и ритуалы.

Весеннее равноденствие почти повсеместно воспринимается как праздник начала весны и «отворения земли». В зависимости от климатической зоны считалось, что этот день либо окончательно заканчивает зиму и начинает весну, в других, где похолоднее, полагали, что в этот день весна побеждает зиму, но еще не прогоняет ее.

В христианской традиции этот праздник несколько сдвинулся относительно астрономической точки (также как и остальные фиксированные солярные праздники), и был заменен Благовещеньем – праздником, приходящимся на 25 марта (7 апреля н.с.). Этот праздник весьма популярен у греков, южных славян, румын, албанцев.

У многих народов год отсчитывался с весеннего равноденствия, и поэтому сопровождался многочисленными обрядами и магическими действиями, особенное значение придавалось красному цвету (цвету жизни) или сочетанию красного и белого цветов – цветам жизни и смерти, лета и зимы и т.п. У гуцул считается, что красный и белый – это цвета крови и молока, и детей в марте поят кровью козлят или ягнят, смешанной с молоком – чтобы росли сильными и не болели.

Если проследить народную обрядность, праздник оказывается связан с очищением и защитой - например, проводились обряды изгнания змей (Болгария, Словакия) – так как «раскрывшаяся» земля в этот день выпускает наружу зимовавших «гадов» - змей, лягушек, жаб, кусачих насекомых и т.д. Это любопытная группа ритуалов, призванная отогнать или напугать змей, которые могли сотаваться незаметными в старых ветках и нападать неожиданно на хозяев – собирали и сжигали весь мусор, накопившийся в доме и дворе, вокруг дома раскидывали горящие тряпки или навоз, обходили его с медными колотушками, били камнями по камням – но в то же время запрещалось убивать змей или наносить им какой-либо вред.

Кстати, с этим же днём связаны поверья и о том, что снова появляется на земле нечистая сила (уже не боится замерзнуть), а заодно просыпаются медведи и домовые (проводились игры "пробуждения медведя", выставлялось угощения для домового). Там, где разводили пчел, проводили очистительное окуривание травами пасеки, или (в более теплом климате) праздновали вылет первого роя.

Проводились обряды по защите стад от волков – звонили в колокольчики, били в металлическую посуду и громко кричали: считалось, что волк не подойдет к стадам ближе того расстояния, на которое разносится звон и крик.

Дома в некоторых регионах (Украина, Польша) обводили по кругу топором, чтобы нечисть не переступила, и старались ничего не давать из дома, ни вещей, ни еды (кроме заранее испечённых для этих дней хлебцев) - чтобы не сглазили хозяев и хозяйство. Те, у кого были соломенные тюфяки – сжигали их, и набивали новые.

На 25 марта (а в некоторых областях и за день до того) считалось грехом работать – даже делать самую легкую работу, даже есть поговорка: «На Благовещенье и птица гнезда не вьёт». Нельзя было отправляться в дорогу (потому что придется увязывать вещи в узел – жизнь себе «завяжешь»), нельзя было печь хлеб и топить печь (чтобы «не запечь землю», не сделать ее неплодной). Женщины в этот день избегали расчёсывать волосы, чтобы куры летом не «расчёсывали» грядки на огороде, а девушки не плели кос, чтобы потом год не плутать в лесу. В этот день не спаривали скот, не сажали птиц на яйца, да и сексуальные отношения между женами и мужьями тоже не приветствовались. Дом к этому дню должен быть прибран и вычищен. Также как в первый день Йольтайда, «день слов», придавалось большое значение тому, что люди говорят и делают: требовалось избегать злых слов и поступков, ссор, обид и ругани.

Считается, что именно в это время птицы возвращаются из вырия, «развязываются птичьи языки», и они начинают петь. Первое птичье пение следовало встречать, имея в кармане хоть немного денег – иначе до следующей весны будешь ходить голодным, сердитым и неимущим. Существовало поверье, что нехорошо в этот день увидеть одинокую ласточку – весь год будешь одиноким или схоронишь супруга. Особенное значение придавалось аистам, как птицам, сулящим домашнее благополучие, и жаворонкам – птицам, приносящим на крыльях весну.

В это же время у славян начинались заклички весны, дети пели веснянки. В день прилёта аистов пекли специальные хлебцы в виде аистиной лапы, и раздавали их детям. Один такой хлебец старались закинуть в аистиное гнездо. Другая ритуальная «птичья» выпечка – «жаворонки» и «кулики», использовавшиеся в закличках птиц и весны (детские обряды).

Обязательно зажигались костры, через которые следовало прыгать для защиты от зла и очищения, с той же целью на рассвете умывались водой из реки или источника.

Но день Благовещенья, весеннее равноденствие, сохранил фрагменты дохристианских традиций преимущественно у православной части европейского населения. В Западной Европе функции празднования равноденствия разделились и трансформировались в карнавалы – предшествующие великому посту бурные празднества (масленица, Fastelavn, carnivale), и саму пасху, которая приняла в себя некоторые черты праздника середины весны, начиная с названия, например Easter в английском, Ostern в немецком. В испанском используются, наряду с церковным словом Pascua, названия de flores, florida – т.е праздник цветов, цветения.

Слово «карнавал» происходит от латинских «carnis» и «vale», в вольном переводе «прощай, мясо!», что обычно связывают с неуклонным приближением великого поста. Однако слово carnis связано и с гэльско-римской Карной (перекочевавшей впоследствии к славянам и фигурирующей в «Слове о полку Игоревом»), которая была погребальной богиней, богиней мертвой плоти и внутренностей, т.е. той части человека, которая отмирает и сжигается/захоранивается, чтобы душа могла уйти в другой мир или к новому рождению. Так что трактовать слово карнавал, в принципе, можно как прощание со временем смерти (зимой) и вступлением в новый природный цикл. Как правило, период буйных гуляний, ряжений и обжорства предшествует Равноденствию.

Праздники начала зимы (да-да, я помню, что пишу об Остаре), «злого времени» почти всегда сопровождаются шествиями ряженых, независимо от того, когда это начало зимы отмечают. Как я уже писала в статье о Самайне, это связано с необходимостью «сойти за своих» среди всех тех потусторонних существ, которые получают силу и власть в зимний период. Точно таким же образом отмечается и завершение зимы, ее проводы: шумно, бурно, с «медведЯми, чучелАми» и прочими ряжеными. Кроме того, веселье и шум карнавалов - средство обеспечения благополучия для всех участников и наблюдателей. Кроме того, частыми атрибутами карнавалов по всей Европе являются «ритуальное обжорство», очистительные действия (обливание, окуривание, огонь) и разного рода битвы (вплоть до баталии спелыми апельсинами – Португалия), состязания и танцы с оружием.

Традиция шумных шествий и гуляний во время проводов зимы и встречи весны – общеевропейская, за исключением разве что островной Британии, куда этот обычай «доплыл» только в средние века – там весенние карнавалы праздновались довольно широко в 14-16 вв., а потом нехарактерная традиция постепенно сошла «на нет», и к 19 веку ужалась до одного дня: это был так называемый «исповедальный вторник» (вторник предшествующей посту недели), который также именуется «блинным днем».

Накануне, в мясной понедельник, готовилось одно мясное кушанье, которое съедалось днём во вторник, вместе с блинами (мясо считалось обязательным, особенно в районах с развитым скотоводством – считалось, что это обеспечит здоровье и хороший приплод скоту). В Шотландии готовили так называемые Festy, лепёшки из овсяной муки – надо было набрать муку в горсть, между ладонями, потом опустить руки в холодную воду… полученный комочек пекли в горячей золе. Блины из жидкого теста пекли в Ирландии, в Шотландии и Британии наблюдается невероятное количество рецептов разных блинов – из теста от крутого до полужидкого, и замешанных как на привычных нам молоке и воде, так и на бульоне, в том числе и рыбном, и на разных сортах муки. Последний блин предназначался для гадания – это был так называемый «сонный блин». Положив кусочек такого блина под подушку, можно было увидеть вещий сон - шотландцы храбрый народ, их не пугает стирка постельного белья.

За блинным вторником приходила «Пепельная среда», в которую сжигалось соломенное чучело Jack-o-Lent (помним Джека-о-Латерна, который приходит к мир в начале зимы, на Самайн?). Иногда, впрочем, это чучело устанавливалось где-то в городе, в него можно было швыряться камнями и грязью (видимо, чтобы зима окончательно разочаровалась в людях и даже мысли не имела задержаться), и сжигалось или топилось только на вербной неделе.

В Скандинавских странах масленичные гулянья длятся хоть и не целую неделю, как у нас, но все же дольше, чем в Британии – целых три дня. Праздник называется Fastelavn (от нем. Vastel-avent – вечер перед великим постом). Первый день праздников называется «жирное воскресенье», fastelavssondag, за ним следует «жирный понедельник», fleskemandag, и «белый вторник» - hvetetirsdag. Так же как и у славян, считается необходимым все эти три дня питаться хорошо, вдумчиво и изобильно – это так называемое «ритуальное обжорство», призванное обеспечить изобилие в будущем; своего рода «закличка» хорошего урожая этого года. Особенно это касалось вторника, когда полагалось наедаться до отвала, вплоть до тошноты. Так же как и славяне, наевшись до предела, пирующие на дворе облегчали желудок, и возвращались к столам – при ритуальном обжорстве считалось необходимым уничтожить максимальное количество пищи, про «ещё и переварить» никто не договаривался.

Обязательно подавалась жирная свинина, лепешки, разжаренные на свином жиру, сало, копчёности, каша, сваренная на сливках, мелье (народное блюдо, жаренные в жиру кусочки лепешек), но особое значение придавалось специально испеченному из тонкой муки белому хлебу с маслом – от него полагалось откусывать большими кусками, при этом говорится: «Пусть я всегда буду есть так, как сейчас укусил», «Пусть серп пожнёт столько же, сколько я откусила», «Пусть топор и коса кусают так же хорошо, как я укусил» и так далее.
Древнее же происхождение имеет и другой скандинавский обычай: ряженые ходили по домам и хлестали обитателей березовыми ветками, украшенными бумажными ленточками – в первую очередь девушек и женщин, которые еще не имели детей – обычай, аналогичный римским Луперкалиям.


Пепельная среда уже считалась «переломом на пост», обжорство в этот день уже не сильно поощрялось, а хозяйки добавляли в утреннюю кашу щепотку золы или пепла.
Ну и скандинавы не были бы скандинавами, если бы на масленичной неделе не проводились игры с оружием, воинские поединки и – внимание!- ритуальные перебранки (что такое «ритуальная перебранка» у скандинавов – читать Эдду). Затевались обрядовые бои между зимой и весной (летом) неизменно завершавшийся победой лета.


Надо сказать, что еще в 16 веке у скандинавов еще имели место ряжения –в «Истории» Олауса Магнуса упоминаются звериные маски и разнообразные игрища. Сейчас эта традиция сохранилась только в маскарадных детских процессиях, когда дети ходят с песенками и, примерно как английские детишки на Самайн, выпрашивают себе конфеты и булочки. Праздничная выпечка делалась начиная с понедельника, и была очень разнообразна – это были крендели, булочки, печенья, пышки с маслом или мёдом, сдобренные пряностями (особенно шафраном). Блины пекли преимущественно в Швеции – из дрожжевого теста, поджаренные на свином сале.

У немцев этот праздник называется Fastnacht и Fasching. Фашинг – это та часть праздников, которая предшествует масленичной неделе, а Фастнахт – три дня перед «пепельной средой». Германские обычаи стоят где-то посередине между скандинавской и русской масленичными традициями.

Тут есть хлестание ветками (только не берёзовыми, а буковыми), как у скандинавов, ритуальное обжорство (как у скандинавов и русских), огромное количество блинов и оладий (как у русских), сожжение соломенного чучела (которое у скандинавов совсем атрофировалось под влиянием протестантизма или не было распространено) и шествия ряженых (особенно в гористых местностях). Любопытный, и очень близкий к славянскому «опахиванию» (которое у нас производилось много позже в силу климата) обычай был широко распространен во многих областях германии – так называемое «шествие с плугом»: в плуг впрягали девушек, и таким образом опахивали по кругу поля и деревню. Если на дороге встречался ручей – обязательно нужно было пройти через него, чтобы и плуг, и девушки оказались в воде – если речки не встречалось, девушек просто обливали водой.

Неженатые молодые люди (часто – ряженые) могли идти за плугом, но не имели права помогать его тянуть. К девятнадцатому веку плуг тянули уже преимущественно мужчины, но считалось, что «участие молодой девушки полезно для роста растений». Очистительные обряды, проводившиеся в Восточной Европе уже ближе к точке равноденствия, в Германии преимущественно приходились на масленичную неделю: тут были и разнообразные обливания водой, и обтирания ног последним снегом и соломой, ритуальное мытье ног парнями девушкам, с последующим выплескиванием этой воды под деревья или на поля.

Широко было распространено и пускание огненных колес с гор и запускание горящего диска – считалось, что огонь, касаясь земли, согревает находящиеся в ней семена, и они начинают расти

Неотъемлемой частью немецких карнавалов являлись танцы – в том числе и мужские: до сих пор известен юберлингский танец с мечами. Считается, что основной их ритуально-магический смысл – защита общины. Много было танцев с подскоками и состязаний в высоте прыжка – чтобы зерно и лён взошли высоко. Ряжение во многих областях было связано с «поиском зверя» или «дикого мужчины» - ряженого, одетого в шкуры, кору и ветки, спрятавшегося в лесу. Иногда его «ритуально убивали», и через некоторое время, уже воскресший, и в несколько иной личине, он присоединялся к шествию ряженых в деревне.

Немного о современном празновании:
Цвета Остары – зелёный, белый, нежно-желтый, светло-лиловый, сиреневый – именно такого цвета и выбираются свечи.
Цветы выбираются преимущественно из луковичных: крокусы, нарциссы, лилии, гиацинты, кроме них: первоцветы, маргаритки, мать-и-мачеха. Цветы выбирают белые, желтые, сиреневые, красных обычно избегают.. Еще алтарь украшают заранее взятыми в дом и распустившимися ветками, в том числе и вербой.
Направление обращения, если кто ритуалит – восток. Акцент – на природу и растения, на завершение одного цикла и начало нового.


Ну и о кухне Остары:
Пища выбирается лёгкая, из мяса – если только крольчатина или зайчатина. Преимущественно рыба, яйца, овощи и зелень. Выпечка – хлеб с травами, печенье, кексы, «жаворонки», лепешки.





Праздники в марте.

1 марта Праздник богини Юноны (день для спокойствия в семье и браке)
15 марта Праздник богини Кибелы (предвестие весны)
16 марта Праздник Хори (праздник огня, посвященный проводам зимы и встречи весны)
17 марта Праздник богини Либеры (праздник первой травы)
21 марта Остара
25 марта Праздник богини Мати (праздник земли, возрождения природы)
27 марта Праздник весеннего бриза (торжествует удача, здоровье, жизнерадостность. День магии воздуха)
31 марта Идеальный день для отдачи долгов и уплаты по счетам.





1 МАРТА
Один из самых тяжелых дней в году. По преданию, в этот день наложил на себя руки Иуда. Грех самоубийства считается наитягчайшим. Есть такие заговоры и молитвы, которые оберегают кровный род от греха руконаложения. Читают 1 го марта до восхода солнца:
"Бог пришел в этот мир,
Бог нас своей кровью
откупил,
Бог наши все грехи
простил.
Боже, мой Боже, прости
и мой род тоже.
Спаси нас, защити и от
самоубийства сохрани.
Во имя Отца и Сына и
Святого Духа.
Ныне и присно и во веки
веков. Аминь."






Март - не весна, а предвесенье.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Пришел марток - надевай семеро порток.

В марте облака плывут быстро и высоко - к хорошей погоде.

Если в марте вода не течет. В апреле трава не растет.

Если в мартовские метели снег ложится на поля неровно, волнисто, буграми, то хорошо родятся огородные овощи и яровые хлеба.

Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.

Сухой март - плодородие, дождливый - неурожай.

Случившийся в марте гром - признак плодородия.

Вода из мартовского снега целебная: она от веснушек и загара.

Чайка пролетела - скоро лед пойдет.

Кукушка, часто и сильно кукующая весною. Предвещает теплое время.

С марта до пахоты начинался дроворуб - заготовка дров, на которые позже не будет времени, заготовленные осенью дрова не успеют высохнуть к зиме.


6 марта

День Тимофея. Тимофей Весновей.«По Тимофею - начало весны».
«Вестник теплых дней».«Весновей теплом веет - стариков греет».
Дует вешний ветер перемен.Как ни злись метелица, все весной повеивает.


7 марта

Ранний срок прилета грачей, скворцов (средний - 17 марта. Поздний - 15 апреля).

9 марта

Обретение.
Этот день в народе увязывается с поведением птиц.
«На обретение птица гнездо обретает».
«На обретение - пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками».
«Птичье потенье - гнезд обретенье».
В день Обретенья главы птица завивает гнезда, а перелетные птицы летят из теплых мест.


Если дятел стучит в марте - будет поздняя весна; синица запела - будет тепло; зяблик свирлит - к ненастью, к холоду.

Своевременный прилет весной перелетных птиц обещает хороший урожай хлеба.

Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев, домов - к холодному лету, и обратно.

Если дергач крикнет прежде перепела, то лошади все лето будут худы; если же перепел крикнет раньше дергача, то лошади будут сыты.

Яркие и крутые рога луны - к морозу. Этот день в народе зовут еще Дмитриевым днем.

Коли Дмитриев день на снегу, то святая по снегу, а Дмитриев по голу, и святая по тому (о Пасхе).

10 марта

День Тарасия. Тарасий Кумошник. Тарасий-Кумоха. Кумаха.

Считалось, что с этого дня на людей нападает кумаха - вешняя дрема. Сон валит слабых с ног, все время хочется спать. Тарасий запрещает спать днем, иначе нападет кумоха.

Есть и другое понятие - кумаха. Считалось, что с этого дня опасно спать вечером. Говорили: «Кто спит под вечер, тот наспит кумаху». «Кумаха - лихорадка. Великая беда, если в этот день сорвется с крючков дверь избяная. Будет беда или смерть, пожар, мор. Кумаха живет в дремучем лесу в непокрытой избе с сестрами. Их 12. Они копия одна другой. Над всеми есть старшая. Она-то и направляет сестер на людей.

«Людей знобить - грешное тело мучить, белы кости крутить».

Переход средней температуры воздуха через 0 градусов.

10-15 марта - посев семян на рассаду капусты, помидоров.

13 марта

День преподобного Василия, исповедника.Василий Капельник. Василий Исповедник. Василий теплый. Исповедник. Капельник. Капельник - овечья одышка. Каплюжник. Солнечник. Теплый. Дроворуб (рубка дров для лесосплава).
В народе замечено, что этот день всегда бывает теплым, оттепель. Отсюда и поговорки: «Посмотри на Васильев день, на капельники, и капель пойдет». «Василий Теплый с крыш каплет».


«Придет батюшка Василий Капельник, и зима заплачет». «Длинные капельники (сосульки) - долгий лен».

«На Василия солнце в кругах - к урожаю». «На Василия щука разбивает хвостом лед».

Если в этот день дождь, то лето будет мокрое, если с крыш капает - охотнику надо собираться на охоту на зайцев.

Длинные сосульки - длинный лен. Если дождь - быть лету доброму. В этот день обычно бывает оттепель.

Ранняя метеорологическая весна. Всегда оттепель. Начало таяния снега на крышах.

14 марта

Евдокия. Евдокия весну снаряжает. Евдокия красна – все весенние праздники будут ведренны, урожай на огурцы, капусту и грузди. Новый месяц на Евдокию – быть лету мокрому. На Евдокию снег – урожай, теплый ветер – мокрое лето, ветер с севера – холодное лето. Какова Евдокия – таково лето.

Другие приметы на Евдокию:

По Евдокии судят о лете и будущем урожае. «Какова Евдокия, таково и лето». «С Евдокеи погоже -все лето погоже». «Евдокия красна, и весна красна». «Евдокия весну снаряжает». «Смотри лето по Евдокии». «Отколе ветер в Евдокию, оттуда и все лето».

«Если грачи прилетели до Евдокии - лето будет мокрое, а снег сойдет рано». «Тепло светит солнышко да Авдотьей поглядывает - либо снег, либо дождь». На Евдокию снег с дождем да теплый ветер - к мокрому лету; а мороз и ветер с севера - к лету холодному.

Если на Евдокию ясно - год прекрасный; если пасмурно - год плохой.

«На Евдокию снег - к урожаю». Если день ясный,солнечный - будет урожай огурцов, груздей, пшеницы, ржи и трав. Коли курочка на Евдокию напьется - то и овечка на Егорья (6 мая) наестся.

Если грач прилетел до 14 марта - быть лету мокрому, а снег рано сойдет. С Евдокии начинаются первые оттепели. Если на Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели.

Примерно с этого времени начинают дуть весенние ветры. С какой стороны в этот день дует ветер, с той будут ветры весной и летом. На Евдокею снег - урожай, теплый ветер - мокрое лето. Ветер с севера - холодное лето.

С Евдокей еще встоячь собаку снегом заносит. С Евдокей ветры и вихри.

С Евдокии запевают веснянки - хороводные песни: мак, просо, плетень и др. Поют их до Троицы.

Это пора долгих капелей, первых проталин. Обычно на Авдотью сеют семена капусты на рассаду. Считается, что посеянные в этот день семена дадут рассаду, которая не может пострадать от мороза. Подготовка к посевной. «Пришли Евдокеи - мужику затеи: соху точить, борону чинить».

Первая встреча весны. День Евдокии красный (ясный) - на огурцы и грузди урожай. Новичок (народившаяся луна) под Евдокию с дождем - быть лету мокрому. На Евдокию снег - урожай; теплый ветер - мокрое лето; ветер с севера - холодное лето; если погоже - все лето пригоже.

15 марта

День Федота. Федот Ветронос. Ветронос.

«Ветронос - везде сует свой нос, задирает курам хвост». «Если на Федота снежный занос, ветер, метель - долго травы не будет». Если вместо оттепели будет мороз, то говорят: «Федот, да не тот». «На Федота суметы» (сугробы).

Прекращение устойчивых морозов. Оттепели.



Средняя температура воздуха выше 5 градусов Цельсия. «Какова середина марта, таково и лето»: ветер теплый - лето будет теплое и мокрое; если снег. Мороз. Ветер с севера - лето будет холодное; дождь - все лето дождливое».

На Федота занос (ветер, метель) - долго травы не будет. Каков день - таково и лето. Коли в этот день снег с утра, то жди урожая ранних хлебов, если снег к вечеру - будет урожай на поздние хлеба, а если снег метет весь день - затяжная будет весна. Подул теплый ветер - лето будет мокрое и теплое, если же снег, мороз и ветер с севера - лето будет холодное, а если пойдет дождь - все лето дождливое.

15-20 марта - посев семян на рассаду сельдерея, лука-порея, баклажан.

17 марта

День памяти преподобного Герасима Иорданского.Герасим Грачевник.

Грачевники-кикиморы. В народе считается, что грачевники-кикиморы делаются смирными и ручными и только в этот день их можно уничтожать. По понятиям народа, кикиморы - это физический, особенный род духов, населяющих воздух, ужасных для семейной жизни, невидимых и мстительных.
В этот день прилетают из теплых стран на русскую землю грачи - первые весенние птицы. «Грачевник - грачей пригнал». Смотрят, если грачи прилетают прямо на гнездо, то весна будет дружная.


Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно выходить на посев. Ранний сход снежного покрова. Раннее цветение мать-и-мачехи. Средний срок прилета грачей. Грачи летят со скоростью 50 км в сутки. Приметы и пословицы, связанные с грачами: грачи сели на гнезда - через три недели можно сеять. «Грач зиму расклевал». «Грач на горе - весна на дворе».

Коли грачи прямо на гнездо летят - дружная весна. Грач с земли хворостину поднимет - солнечное лето обещает.

18 марта

Конон. Конон Градарь. Канон. Канон Огородник. Огородник. Оградник. Градарь. День огородников. Если на Конона ведро, тепло, ясно - града летом не будет.

Считали, что если в этот день начинать «пахать огород» (хотя бы сделать несколько лунок или копков лопатой), то «огород будет добр и овощу будет много». Если вёдро (ясная погода) - то лето выкраснеет без градобитий.

19марта

Если в этот день мороз, то будет еще сорок утренних заморозков. Начинают оживать мухи, бабочки-лимонницы.

20 марта

День Василия Капельника (отмечается в северных районах России).

«С Василия весна идет». «С крыш капает. А за нос цапает».
Если погода в этот день пасмурная, холодная, к ночи будет заморозок.


21 марта(22-го - в високосный год)

день весеннего равноденствия. День с ночью равняется. Долгота дня 12 ч. 14 мин. Восход - 6.31. заход - 18.45. Астрономический день рождения весны. В северном полушарии наступает весна, в южном - осень. Солнце в этот день находится в точке пересечения эклиптики с небесным экватором.

С 21 марта по Лесному календарю Бианки начинается первый месяц весны - «Месяц пробуждения от спячки». Это месяц массового прилета птиц (с 21 марта по 20 апреля). В это время выпускают на волю певчих птиц. Начало сокодвижения у клена. Осеребряется верба.

22 марта

День памяти 40 севастийских мучеников.
Сорок мучеников. Сороки. Сорок сороков. Сорок сороков - окличка весны. Вторая встреча весны (первая на Сретение 15 февраля). В народе говорят: «На сороки день с ночью меряются». «Зима кончается, весна начинается». «На сорок мучеников сорок птиц прилетают. Сорок пичуг на Русь пробирается».


Если своевременно прилетели птицы - будет хороший урожай хлеба. Прилет жаворонков и сорок сороков птиц. Те птицы, что прилетали раньше, считались «непутящими». На сороки окликают весну в образе ее вестника - жавронка: «Жаворонки-жаворонки! Прилетите к нам. Принесите нам весну-красну. Зима надоела. Весь хлеб поела». На этот день хозяйки пекут из теста жаворонки с головками, изюминками-глазками, клювиками. Этот день детворе запоминается надолго. В некоторых местах с их помощью выбирали семейного засевальщика. Мужчины вытаскивали жаворонков, и тот, кому попадалась птичка с запеченной в ней монетой, первым начинал весною посев.

На Сороки день с ночью равняется. Пекут жаворонки. Празднуется вторая встреча весны, первая на Евдокию (14 марта) - зиме больше не быть. Сороки теплые - сорок дней будут теплыми, холодные - жди сорок холодных утренников.

Прилет птиц к родным гнездовьям - большой праздник. Недаром в народе много пословиц по этому поводу. «Увидал скворца, знай - весна у крыльца». «Чайка прилетела - скоро лед пойдет». «Журавли прилетели - тепло принесли». «Зяблики прилетели к стуже». На сороки «прилетел кулик из-за моря, принес воду из неволья».

У каждого вида прилетающих птиц - свои места поселения. Так, на земле, в траве поселяются соловьи, овсянки, коньки, пеночки-веснички;

- вьют гнезда на кустах и ветках деревьев - зяблики, клесты, иволги, дрозды, пеночки-пересмешки;

- в дуплах - вертишейки, дятлы, синицы, чалки, скворцы, совы, мухоловки. Поползни, пищухи;

- в старые гнезда прилетают грачи;

- под навесами домов, под крышами - ласточки, воробьи;

- на толстой сосне гнездо у орла, у него самое большое гнездо;

- под землей, на берегах рек - ласточки-береговушки;

- плавучее гнездо у водяной птицы чомги;

- по чужим гнездам устраиваются кукушки, кулик-черныш.

Самое маленькое гнездо - у желтоголового королька.

С этого дня начинаются утренники - утренние морозы. Сорок мучеников - сорок утренников.

Они продолжаются ровно сорок дней. Если они будут постоянными, то лето будет теплое (с 22 марта до Зосимы пчельника - 30 апреля).

23 марта

«День туманом мглист - будет лен волокнист». «Туман съедает снег». Могут быть ранние грозы.

24 марта

Раннее начало сокодвижения березы.

25 марта

День Феофана. Феофан Проломи Наст.

В народе говорят, что если на Феофана утром туман, то будет урожай на лен и коноплю. Если в этот день лошадь заболеет, то все лето работать не сможет. Поселяне были убеждены, что лошади от ключевой воды добреют, больше того - они не боятся лихого глаза. С этой целью их водили к источнику и поили с серебра, т. е. погружали в воду серебряную монету или золотое кольцо. Уверяли, что это спасает и от удара молнии.

Сход снежного покрова. Прекращение санного покрова. Полное оттаивание почвы. Посев в грунт семян редиса.

28марта

Если в этот день прилетают чайки, то жди тепла.

29 марта

День памяти святого мученика Саввина.День Саввина. «На Саввина сани покинь, телегу подвинь».

«Солнца хоть и нет, а вода все одно бежит». Если этот день теплый, то весна будет теплой.

30 марта

День памяти преподобного Алексея, человека Божия.«Сверху печет - снизу течет». «Покинь сани, снаряжай телегу». «Сани на поветы». В день Алексея Теплого «доставай улья». Если в этот день тепло, то и весна будет теплой. Если в этот день появляются большие ручьи, то будет большой и широкий разлив по лугам. На Алексея тепло - и весна будет теплой.

День гусиных боев - спускают гусаков.

Начинают трогаться реки. Переправа осложняется. Рыба трогается с зимовья.После дня теплого Алексея в южных областях начинают сеять овес и ячмень.

31 марта

Кирилл - дери полоз. Это название дня означает, что дороги портятся, ездить становится трудно.Ранние грозы. Раннее цветение мать-и-мачехи. Раскрывает почки волчье лыко. Появление комаров-толкунов.





1 марта. Самоубийство Иуды.
Узнав о смертном приговоре Иисусу, Иуда вдруг почувствовал такое жгучее угрызение совести, что у него потемнело в глазах, и белый свет стал не мил. Накануне этого известия он уже купил участок земли, но деньги за эту землю еще не уплатил, намереваясь отдать их на следующий день, когда будет полностью оформлена купчая. Вместо оформления купчей Иуда пришел в дом Каиафы и стал сперва просить, а затем умолять членов синедриона взять у него обратно тридцать сребреников, которые они заплатили ему за поимку Иисуса. Он все твердил и твердил: «Согрешил я, предав кровь невинную, и не хочу иметь этих денег!» Но те равнодушны были к его слезам, и первосвященник сказал: «Что нам до того? Смотри сам». И тогда Иуда, бросив сребреники в храме, вышел оттуда, пошел и удавился. Первосвященники после его ухода, взяв сребреники, сказали:«Непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови» (Матф. 27:3 - 6). Что касается той земли, которую мечтал купить Иуда, то ее за те же деньги выкупили члены синедриона для погребения там безвестных бродяг и самоубийц. И землю ту под кладбищем народ прозвал «землей крови». Долгое время висело тело Иуды на суку. Ночью его терзали гиены, приходившие из пустыни, а днем клевали хищные птицы.
 
Последнее редактирование:

Вверх Снизу