Ритуалы сбора растений в русских рукописных травниках XVIII века
Русские рукописные травники представляют собой сборники небольших (5-10 строчек) статей, каждая из которых посвящена описанию отдельного растения и его полезных для человека свойств. Одна из существенных характеристик, свидетельствующих об архаичных взаимоотношениях человека с миром растений в травниках, - это указания на время и/или ритуал сбора, присутствующие в описаниях некоторых трав. Всего нами выявлено 59 растений с наличием времени и/или ритуала сбора, что составляет более 15 % всех известных нам по травникам растений.
В ритуалах сбора в травниках можно выделить темпоральный, акциональный, предметный и вербальный коды, причем каждый конкретный ритуал может быть построен как на одном-двух кодах, так и на всех вместе.
Обратим внимание на некоторые особенности отношения к ритуалу и самому моменту сбора.
В некоторых случаях в травниках сообщалось, что то или иное растение следовало собирать непросто (бель, одолен 1, прыгун, солнешник, черная папороть) или непростому человеку (солнешник), что нельзя собирать растение неведаючи и незнаючи (земезея).
Следствием незнания ритуала могло стать физическое (земезея) или психическое (ратма, сова 1, сова 2) увечье. Так, собиратель, решившийся неведаючи или незнаючи сорвать растение земезея, должен был поранить руку или ногу (отметим, что речь опять идет о знании). Нашедший и сорвавший растения сова 1 и сова 2 рисковал заблудиться и сойти с ума. Человек, выкапывающий корень растения ратма, должен был начать плакать, а сечь тот же корень – радоваться и смеяться.
Сбор ряда растений был сопряжен с сильным эмоциональным стрессом, чувством страха (золотовка: “А рвать ея очень страшно, а когда сорвешь, то беги как можно скорея и назад не оглядавайся”; месечная: “А когда рыть и доходить до настоящего корня, то будет страх велик, естьли стерпишь, то и получишь корень”; папороть черная: “А когда будешь цвет брать, то страх терпеть и с места не сходить, покудова петухи не вспоют”), опасностью (арсис).
Некоторые растения стремились не попадаться человеку на глаза: “И та трава иному покажетца, иному и нет” (осот); “И та трава даетса одному человеку, а другому не даетса - на том месте не найдешь тое травы” (земезея).
Одно из условий благополучного сбора растений – чистота человека во время сбора. Будучи в чистоте следовало собирать ургодан и сириндарх херуз, чистыми руками брать полотую ниву. За три дня до сбора святой вербы нужно было вести себя следующим образом: “…а был бы чист за 3 дни, и не гневен, и податлив ко всякому требующему от него”. Только для ратмы объяснялось, почему необходимо было быть чистым: “…чтобы был тот человек чист, а буде нечист, ино ударит ево черная немочь о землю и лежит три часа, одва востанет от земли”.
Русские рукописные травники представляют собой сборники небольших (5-10 строчек) статей, каждая из которых посвящена описанию отдельного растения и его полезных для человека свойств. Одна из существенных характеристик, свидетельствующих об архаичных взаимоотношениях человека с миром растений в травниках, - это указания на время и/или ритуал сбора, присутствующие в описаниях некоторых трав. Всего нами выявлено 59 растений с наличием времени и/или ритуала сбора, что составляет более 15 % всех известных нам по травникам растений.
В ритуалах сбора в травниках можно выделить темпоральный, акциональный, предметный и вербальный коды, причем каждый конкретный ритуал может быть построен как на одном-двух кодах, так и на всех вместе.
1. Представления о сборе растений в травниках
Обратим внимание на некоторые особенности отношения к ритуалу и самому моменту сбора.
В некоторых случаях в травниках сообщалось, что то или иное растение следовало собирать непросто (бель, одолен 1, прыгун, солнешник, черная папороть) или непростому человеку (солнешник), что нельзя собирать растение неведаючи и незнаючи (земезея).
Следствием незнания ритуала могло стать физическое (земезея) или психическое (ратма, сова 1, сова 2) увечье. Так, собиратель, решившийся неведаючи или незнаючи сорвать растение земезея, должен был поранить руку или ногу (отметим, что речь опять идет о знании). Нашедший и сорвавший растения сова 1 и сова 2 рисковал заблудиться и сойти с ума. Человек, выкапывающий корень растения ратма, должен был начать плакать, а сечь тот же корень – радоваться и смеяться.
Сбор ряда растений был сопряжен с сильным эмоциональным стрессом, чувством страха (золотовка: “А рвать ея очень страшно, а когда сорвешь, то беги как можно скорея и назад не оглядавайся”; месечная: “А когда рыть и доходить до настоящего корня, то будет страх велик, естьли стерпишь, то и получишь корень”; папороть черная: “А когда будешь цвет брать, то страх терпеть и с места не сходить, покудова петухи не вспоют”), опасностью (арсис).
Некоторые растения стремились не попадаться человеку на глаза: “И та трава иному покажетца, иному и нет” (осот); “И та трава даетса одному человеку, а другому не даетса - на том месте не найдешь тое травы” (земезея).
Одно из условий благополучного сбора растений – чистота человека во время сбора. Будучи в чистоте следовало собирать ургодан и сириндарх херуз, чистыми руками брать полотую ниву. За три дня до сбора святой вербы нужно было вести себя следующим образом: “…а был бы чист за 3 дни, и не гневен, и податлив ко всякому требующему от него”. Только для ратмы объяснялось, почему необходимо было быть чистым: “…чтобы был тот человек чист, а буде нечист, ино ударит ево черная немочь о землю и лежит три часа, одва востанет от земли”.