Добрый день!
Начинаем наш семинар,посвященный Имболку!
Имболк (ирл. Imbolc, La Fheile Bride, гэльск. La Fheill Brighde) — один из четырёх основных праздников ирландского календаря, отмечаемых среди гэльских народов и некоторых других кельтских культур в начале февраля или при первых признаках весны.
Другие названия праздника: Имболг, Имболх, Имэлк, Пора Свечей, Пора Огней, Бригантия, День Бриждит, Конец зимы – начало Весны, Праздник течения молока, Праздник Факелов, Праздник Пана, Фестиваль Подснежников, Возвращение Весны, Бокогрей.
Обычно он празднуется 1 или 2 февраля, так как это день переходной четверти на солнечном календаре, на полпути между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Первоначально посвящённый богине Бригите, в христианский период он был принят как День Святой Бригитты. Имболк — традиционное время предсказаний погоды, а также, возможно, предшественник североамериканского Дня Сурка.
В Древнем Риме 2 февраля отмечался День ежа. Метеорологический прогноз в этот день строился по поведению разбуженного ежа, который видел или не видел свою тень. Народы Западной Европы сохраняли эту традицию и в более поздние периоды. В северной Германии в это время пробуждался барсук (в некоторых местах — медведь). Там он служил как бы весенне-зимним барометром. Ранне-американские упоминания о Дне Сурка берут истоки у традиций переселенцев из Германии, известных как Пенсильванские голландцы, которые привезли свои обычаи в Америку в XVIII веке. В Северной Америке, где не водились ни ежи, ни барсуки, роль метеоролога перешла к сурку. Так, на основе поверья, связанного с сурком, зародилась традиция, которую развили члены Клуба Сурка из Панксатони. Официальным праздником День сурка стал в 1886 году.
В Японии в этот период (3 февраля) по традиции жители изгоняют злого духа – Они. При помощи соевых бобов и произносят: «Они ва сото, фуку ва учи», что переводится, как «Они – вон, удача в дом!»… Тоже напоминает то, как прогоняют зиму ?.
2 (15) февраля христианами отмечается Сретение Господне.
В США популярна шотландская поговорка: If Candlemas Day is bright and clear, there’ll be two winters in the year (День Сретения ярок и ясен — быть двум зимам в году). В Белоруссии известна поговорка, согласно которой в этот день медведь переворачивается на другой бок. Среди славян известен с языческих времён праздник Громницы.
Среди немецких поселенцев в Пенсильвании бытует поговорка: Wann die Grundsau ihre Schatte seht, noch sechs Wochen Winter ist was es meent (Если сурок видит свою тень, значит, что будет ещё шесть недель зимы).
По одной из версий, название праздника Имболк (Imbolc) происходит от древнеирландского слова mblec — «молоко»или с кельтским Oimealg – «овечье молоко», но есть и другие версии происхождения слова, к примеру Франсуаза Леру выводит его от префикса imb-, «смывающий», «очищающий» и слова folc, «ливень». Февраль — пик зимы, когда иссякают запасы пищи и топлива, а удача может перестать сопутствовать охотникам. В это время тепло, жилище, одежда и пища особенно нужны. У некоторых народов существовал обычай провести эту последнюю ночь в гулянии и веселье, а потом в течение определенного периода предаваться посту и очищению. Празднуют Имболк не только в Ирландии. В этот день, согласно кельтской мифологии, Мать Хлеба отдыхала на Земле Духов (Аваллоне или Анноне), набираясь сил. Еще на Самайне она отдала всю свою жизненную силу Богу, чтобы помочь ему возродиться. Имболк — праздник выздоровления богини Бригиты (goddess Brighid), очищения и возрождения Земли. Имболк символизирует растущую фазу Богини, тогда как противоположный ей в Колесе года Ламмас — убывающую. В Ламмас Богиня — старуха, в Имболк — она возродившаяся и обновленная дева. Этот день — могущественный день для любого колдовства. Именно в Имболк молодые ведьмы и колдуны проходят посвящение. Символ Имболка — соединение противоположностей. Было принято оставлять на ночь горящей хотя бы одну свечу
Во времена язычества на Имболк взбивали масло из свеженадоенного молока, и в качестве жертвоприношения Богине в ночь на маслобойке оставляли кусок хлеба с маслом. Имболк был также тесно связан со священным огнем, который очищает землю и поддерживает плодородие, и пробуждением солнца от зимнего сна. В этот день совершались обряды прогнозирования и свадебного гадания. Имболк был днем очищения. Было принято омываться самим, поливать водой собак и домашний скот, убирать дом с особой тщательностью, оставлять на ночь горящей хотя бы одну свечу. В Имболк нельзя ткать, пить пиво, рукоделие запрещено — прялки убирались в чулан. Нельзя ходить в чужую деревню и присоединяться к их процессиям. Традиционная пища Имболка — молочная. Также подаются пряные, мясные блюда с перцем, луком, чесноком. Желательно, чтобы эти блюда (а также напитки) содержали изюм. В Имболк также жертвовали курицу или цыпленка, которого закапывали рядом с водой: источником или рекой в жертву. В ночь на Имболк перед домом выкапывали ямку, куда выливали немного молока. В Имболк гадали на будущее, на урожай и женихов. (Calend.ru)
В викканской традиции, во время этого праздника Богиня уже оправилась после родов и нянчит маленького Бога, кормит его грудью. Мелкие домашние божества и духи помогают ей и развлекают сказками и песнями.
Имболк, как календарный праздник, связан, во-первых, с лактацией, а во-вторых, с первым прорастанием семян. В тех районах, где среднесуточные температуры в феврале довольно низки (Шотландия, к примеру), первые движения весны отмечались именно по началу дойки овец, а вот в Ирландии месяц, открываемый Имболком – месяц сева.
Имболк связан с аспектами Богини – Дарительницы благ, Богини-Матери, Хранительницы домашнего очага и уюта. Кроме того, традиционно во время празднеств Имболка чествовалась Бригитта, триипостасная богиня.
Корень имени Бригитта восходит к санскритскому корню bharat-i («высокая», «превосходящая») или же к индоевропейскому корню bhrghnti («та, что превосходит», «та, что возвышается»). Бригитта трехлика, но эти лики не возрастные (девушка – женщина – старуха), как у самых древних богинь, а функционально различные… некоторая проблема заключается в том, что у разных племен три ее лика покровительствовали разным сферам человеческой жизни, но все же выделить основные «направления» ее забот можно.
Во-первых, Бригитта была связана со Словом, как таковым. Она часто выступала как богиня справедливости и правосудия. Вторым аспектом связанности со словом было ее покровительство бардам и поэтам, которые всегда особо ее почитали – в ирландской поэме «Котел поэзии» Бригитта названа хозяйкой волшебного источника Segais у истоков реки Бойн, из которого поэты черпают свою велеречивость и вдохновение. В «дни Бриг», открываемые Имболком, проводились как тинги, так и состязания певцов и бардов.
Второй ипостасью Бриг было покровительство ремеслам, тесно связанным с домашним хозяйством. Ее связывали с прядением и ткачеством (кстати, как и Параскеву Пятницу на Руси – и так же как и в дни почитания Параскевы, в дни, посвященные Бригитте, нельзя было прясть, ткать, а сверх того – разводить огонь в кузнице, пахать или рыхлить землю и выполнять работы, связанные с верчением колеса), с окрашиванием тканей, с пивоварением, сбиванием масла, изготовлением сыра. Ее также связывали с домашними животными и умением за ними ухаживать, у нее просили хорошего приплода для овец и (особенно) коров.
Третья ипостась Бригитты – целительница, травница… причем исцеление, приносимое ею, может быть и физическим, и духовным. В более архаичных представлениях, Бригитта отвечала не только за исцеление, но и за смерть.
«Отведать всякой пищи по порядку, -
вот, что следует делать в Имболк; -
омыть руки, ноги, голову, -
так я говорю».
Имболк - праздник Богини.
Это праздник Богини-невесты, награждённой всеми талантами, всех даров обладательницы.
Мне не знаем, что принесёт нам грядущий год, будет ли Летняя Королева певуньей, плясуньей, одарит ли богатым урожаем, благословит и увенчает ли новые пары влюблённых . Чему-то быть суждено, чему-то нет, но сейчас в колыбели Богиня всемогуща.
Это абсолютная сила ,скрытая до времени.
Богини в колыбели, нежности весны под белым покрывалом.
Имболк часто называют праздником очищения.
Я бы сказала чуть иначе: Имболк - время чистоты.
Это время младенца-года, младенца-солнца, Богини-в-колыбели.
Это тихий праздник, без скачек и беснований, без неистовств. Эта вся нежность - в шёпоте матери над своим дитя, в шёпоте Матери над всем Миром. Неизреченная истина, неизмеримая ласка - это всё обещания Имболка.
Один из символов этих дней - белоснежная вуаль невесты.
Это и тайна, и покрывало Жрицы, и торжественный убор самой Судьбы.
По сути Имболк то время, когда мы выбираем даже не дорогу, не путь, но направление движения
новорожденного Колеса.
В Имболк приходит в дом наш та Богиня, та Невеста Духа, которую мы ждали и звали, и пока её покрывало опущено, она - весь Мир, полный возможностей, обещаний, Она Жизнь и Смерть, Соитие, Страсть и Рождение, Ласка.
Все три лика Богини в этот день сменяют друг друга за облаком вуали.
Все три её возраста собираются вместе: Дева-Невеста в колыбели, предвещает тепло, обещает весну, грезит о цветении и жарком лете.
Мать сбивает масло, разливает по кружкам молоко. Ей пламя в свечах алтарных, ровный, спокойный свет. Она - та надежда, что никогда и не уходила, она - праздник возвращения домой. Она - та Мама, которая будет всегда.
И Старуха-Старица, Богиня у очага. Это не она греет этот дом, но дом греет её. Она вечный осколок зимы.
Холод заботы рассудочной, холод жестокой необходимости, холод памяти и опыта. Её голос - голос разума, говорящий, что колдовская зима прошла, но земля ещё холодна, что даже для того, чтобы опустить отобранные зёрна в землю, нужно подождать. Она убеждает беречь оставшиеся запасы, не спешить открывать покрывало новой Невесты.
Всегда говорят, что зима не желает торжества весны, отгоняет её. Но мудрость Старухи в том, что она бережёт весну для нас, чтобы в нужный момент и в никакой другой соскользнула с кудрей Девы вуаль.
Имболк - мирный праздник. Эти три богини в согласии и покое входят в дом рука об руку, сливаясь в один образ или разлетаясь на три лика.
Первые дни февраля – время Бригиты.
Рождённые в эти дни девушки были посвящены Бригите, светлой Богине, находились под её особым покровительством.
Те, кто служат ей, многими талантами должны обладать. Тот, кто в служении этой богини, должен быть умел, и металл, и пряжа должны послушны быть пальцам его. Ловко завяжет узел тот, кому покровительствует Бригита Кузнечного дела.
Власть над телом, над болезнями и бесконечная доброта ко всему живущему и дышащему, будь то зверь или человек, дана тому, кто служит Бригите Богине Врачевания и помощи.
Вольным духом и неудержимой фантазией наградит преданных жрецов и жриц Бригита, Богиня Поэзии.
Имболк – шабаш женских таинств. Во многих ковенах введение в круг новых жриц, новые посвящения стараются приурочить к Имболку.
Если кто-то из жриц покидал ковен, то Имболк – хорошее время для визитов, объединения, возвращений в старый круг или для того, чтобы представить новых жриц уже собственного нового ковена Жрице-Матери, Верховной Жрице Богини.
Да и в обычной жизни – это лучшее время навестить бабушек и прабабушек, выказать им своё уважение, послушать их, помочь им с уборкой, напечь пирогов всем вместе. На Имболк все женщины семьи часто готовят блюда, которые требуют большого количества рук: лепят пельмени, пирожки с сыром.
Имболк - первое дыхание весны, первое её дуновенье. Но ощущается оно столь высоко пока, что на земле этого тепла не слышно. И при этом Имболк нужно почувствовать, принести в дом.
Потому и говорим, что приходит колдовская весна: её не видно ни для кого кроме тех, что слышат за завесой реальности. Она для тех, кто эти изменения уже ощущает всеми собой.
Имболк - первые дни колдовской весны. Закончится она на Бельтайн.
При этом многие источники считают Остару праздником весны. Кто же прав? Как всегда, все.
Остара - коронация Богини, явление её в Мир во всей красоте. Равноденствие - День Весны, день триумфа Богини.
Если вы празднуете пики, самые яркие дни времён года, то тогда весенний праздник ваш - Остара.
Имболк - дни Богини в колыбели.
Праздник младенческого сна всей красоты Мира. Она не просто не готова надеть свой венец, она едва открыла глаза.
Имболк - праздник первой улыбки весны.
В Остару Богиня впервые пересечётся взглядом с Богом.
В Имболк она укрыта снежным пологом от всякого взора.
Если вы празднуете шорох открывающегося занавеса, если вам дороги первые такты весны, то её можно приветствовать на Имболк.
С первых чисел февраля всё будет о весне, о том, когда придёт тепло, о том, будет ли весна дружной, будет ли половодье, как скоро стает снег. Имболк приходит, и всякую оттепель мы сознательно или нет будем загадывать, перельётся ли тепло в весеннее, или снова придёт мороз.
С Имболка солнце греет. Пусть недолго, но ощутимо.
Шабаши – это не формальные вехи на прямой времени. Это всегда – изменения.
И суть его, волшба в том, что изменение, желание его должно возникнуть изнутри.
Это сродни посвящённости: знающий всегда поймёт, о чём речь, незнающему невозможно объяснить.
Момент волшебного щелчка спицы Колеса у каждого личный. У кого-то это первый «запах» весеннего ветра, у кого-то сданная (или принятая!) сессия. Это может быть самый вдохновенный и тайный момент, буквально изменившееся биение собственного сердца. Это может быть и что-то очень прозаическое: первая в наступившем году зарплата, с которой пора отложить некую сумму на отпуск летом.
Так или иначе- с Имболком к нам начинает зримо, ощутимо, осязаемо и внятно возвращаться осознание того, что весна – будет. Тепло – придёт. Земля- проснётся.
Когда спица щёлкает, она и высекает искру Имболкского огня, того, на свет которого приходит уже настоящая весна, того, который с начала февраля угадывается в глазах ведьм, горит на их алтарях. Обычно огонь Имболка зажигает именно Жрица-хозяйка дома, его Душа, Хранительница, но иногда эту честь передают почётной гостье женского пола. Она может быть любого возраста, как очень взрослой, так и очень юной – главное, чтобы принесённый ею внутри огонь пылал жарко.
ЛЕГЕНДЫ И ПОВЕРЬЯ ИМБОЛКА
1. Февраль считался неудачным временем для зачатия, зато самым удачным месяцем для рождения, особенно девочек. И самым счастливым днем для рождения считалось первое февраля, ибо зачат такой ребенок был в Бельтейн - день, благословленный Богиней.
2. В некоторых ковенах существует довольно интересная традиция – на голову верховной жрицы одевается своеобразная корона из тринадцати горящих свечей. Считается, что это приравнивает жрицу к созданию огня. Хотя носить такую корону тяжеловато
3. Для некоторых викканских традиций Имболк имеет особое значение – они проводят посвящения в ковен только в этот день. То есть, для них праздник двойной: непосредственно Огненный и «день рождения» всех членов ковена.
4. Если на Имболк долго смотреть в пламя, то можно заглянуть в прошлое и будущее…
5. Если солнце на Имболк светит -
Ухода зимы не жди,
А если снег или дождь и ветер -
Значит весна на пути.
6. Бригит – это богиня потенции и инициации, в то время как богом реализации этой потенции является у кельтов Луг. Неслучайно праздник Луга, Лугнасад (1 августа) занимает на Колесе года оппозиционное положение по отношению к празднику Бригит, Имболку (1 февраля). Эти боги и эти праздники комплиментарны друг другу, также как весеннее и осеннее равноденствия, зимнее и летнее солнцестояния.
7. Святая Бриггита, как считается, была дочерью друида, которому было видение, что она должна быть названа в честь великой богини. Она родилась на восходе солнца, в то время когда ее мать шагнула на порог, и таким образом была "ни внутри, ни снаружи". Это состояние, известное как "лименальность", от латинского limen, порог - состояние "между" пространством и временем. В кельтской традиции это священное время, когда двери между мирами открыты и могут произойти различные волшебные события.
8. У ведьм февраль – время кормить тех, кто обделен пищей. Поскольку это пик зимы, когда запасы иссякают, а удача перестает сопутствовать охотникам, древние устраивали в эту ночь большое гуляние, за которым следовал длительный пост и очищение. Сейчас, когда недостатка в пище уже нет, ведьмы, чтя традицию, передают пищу приютам для бездомных.
9. Имболк считается лучшим временем для гадания любым способом.
ОБРЯДЫ ИМБОЛКА
Обряды Имболка прежде всего связаны с очищением, и духовное очищение в этом отношении прекрасно, но на Имболк прежде всего мылись, прибирали и вычищали дом, чистили очаг, приводили в порядок загоны для скота, чистили и окатывали водой домашних животных, перетряхивали и перебирали запасы еды, заменяли веники и метлы на новые и т.п. Во время праздника приветствовалась сдержанность: не занимались сексом, не пили пива, не пряли и не ткали, вообще не занимались ремеслами. Зато на Имболк обязательно пекся хлеб и взбивалось свежее масло – и кусок хлеба с маслом оставляли на маслобойке в жертву Бригитте. Символом плодородия именно в этот праздник является не зерно (и не хлеб), а молоко: его не только пили, его лили на землю и в водоемы, свеженадоенным молоком обрызгивали постели в доме и дверные косяки.
В горных районах Шотландии еще на рубеже XIX – XX вв. отмечался обычай так называемой «кровати Бридж»: из колосьев последнего снопа женщины делали куколку - Brideog, обозначающую богиню, украшали ее лентами, мелкими камешками и пр. и одевали в плащ. Одновременно готовили «постель богини» - тоже из последнего снопа, обрызгивали ее молоком, устилали белой шерстяной тканью, приглашали Brideog ложиться. Рядом с куколкой укладывали палку. На всю ночь рядом с ложем оставляли горящую свечу и кувшин свеженадоенного молока, а в некоторых районах еще и кто-то из женщин оставался беречь ночной сон богини. В целом ритуал, видимо, означал, во-первых, впускание богини в дом, а во-вторых – пробуждение ею растительных сил семян. Кстати, кое-где роль Бригитты выполняла выбранная девушка – ее одевали, украшали, и она обходила деревню, держа в руках котел и ведя корову, символы плодородия и изобилия. В самом большом и богатом доме для нее устраивали ложе из зерна и сена, обливали его молоком. Девушка ложилась, и давала благословение всем, приходившим к ней, в обмен на мелкий подарок – монетку, букетик, гребешок и т.п.
Кроме того, Имболк связан (как и большая часть праздников Колеса Года) с огнем и особенно со свечами – его более позднее название Кандлемас, «праздник свечей». На Имболк не только зажигают как можно больше свечей, чтобы живой огонь освещал и очищал дом, но и оставляют свечи гореть на подоконниках на всю ночь, до восхода солнца. В некоторых странах в это время дожигают недогоревшее рождественское полено.
В аграрной обрядности используют еще и факелы – с ними посолонь обходят поля, водят над снегом, изображая таким образом солнечный огонь, растапливающий снег.
У славянских народностей праздник начала февраля называется Громницы, т.к. с начала февраля уже могут начаться грозы и можно будет начать гадать по Громовнику. В последнюю субботу перед Громницей хозяева отливали их лучшего припасенного воска свечу – громничку (чаще одну, но иногда по одной на каждого члена семьи), довольно большую, примерно в локоть длиной (в христианский период непосредственно на Громницу их освящали в церквях). Громнички использовали как оберег от гроз – во время грозы их выставляли на окна и зажигали, чтобы молния не ударила. Кроме того, громничками подпаливали волосы всем живущим в доме и шерсть скоту – чтобы не болели. Той же свечой рисовали знаки на дверях и балках домов знаки – где-то крест, где-то колесо с шестью спицами, «громовник», - чтобы зло не имело доступа в дом. Громнички давали в руки умирающим – опять же чтобы отогнать зло и облегчить кончину. Капли воска от сгорающих свечей собирали и подмешивали в семена перед севом – чтобы посевы не пострадали от непогоды.
Громницы включают в себя два аспекта праздника – праздник огня и праздник исцеления. Во многих странах февральские торжества были связаны со здоровьем как людей, так и животных: к примеру, могли окуривать людей и животных связками лечебных трав, собранных в прошлое лето; иногда пекли специальный хлеб, часть которого раздавали людям, а другую подмешивали в еду животным. В тех местах, где традиционно пахали на волах, а не на лошадях, на рога пахотным волам надевали специально испеченные и окуренные хлеба – чтобы не болели.
В северных Европейских странах считается, что в начале февраля ветер поворачивает на весну, а чтобы ветер не принес много бурь рыбакам, когда сойдет лед, на побережьях сжигают веники и метлы – как символы распущенных волос ведьм, призывающих непогоду (лишенные «волос» ведьмы, видимо, теряют способность ворожить с климатическими явлениями).
По дням Имболка во многих странах замечали погоду на весну и лето, что давало косвенную информацию об аграрном годе, причем снег и непогода считались хорошим признаком. Есть шотландская сказка об этой примете: в этот день старуха Каилльях Веур обычно ходит за дровами на лето. Если погода хорошая, она превращается в большую птицу и начинает таскать дрова, а если непогода – то ей придется остаться дома, и тогда в ее интересах позаботиться, чтобы лето было таким теплым, чтобы дрова ей просто не потребовались.
Кстати, Имболк праздник домашний – как я понимаю, он был одним из первых, которые начали праздновать не всей общиной, а в кругу семьи. И празднуя его у себя дома, не забудьте уважить и домовых и домашних духов – самое время и пообщаться, и угостить их теплым молоком… и, кстати, выставить горячего молока и за окно или за дверь – для тех духов, которые в эту ночь будут без крыши над головой.((Shellir (c)
Имболк – зимний обряд очищения, один из Четырех Праздников, который
отмечает возрождение природы. Для Европы, как Западной, так и Южной –
это начало «аграрной весны». Сретение – встреча Весны на полдороге,
также называется - Канделора или День Свечей – со свечами обходили поля
и огороды.
Некоторые традиции, связанные с праздником :
* - В этот день, согласно кельтской мифологии, Мать Хлеба отдыхала на
Земле Духов (Аваллоне или Анноне), набираясь сил. Еще на Самайне она
отдала всю свою жизненную силу Богу, чтобы помочь ему возродиться.
Имболк - праздник выздоровления Богини, очищения и возрождения земли.
Имболк символизирует растущую фазу Богини, тогда как противоположный ей
в Колесе года Ламмас - убывающую. В Ламмас Богиня - старуха, в Имболк -
она возродившаяся и обновленная дева. Именно в Имболк молодые ведьмы
проходили посвящение.
* - Праздник отмечается так же в честь ирландской богини Бригиты (или
Бриджит), богини огня, покровительницы поэзии и ритуального исцеления.
Бригита – одна из немногих языческих богинь, переживших христианизацию –
ее почитают как святую Бригиту, повивальную бабку девы Марии (странно
вот не думала, что в то время уже были повивальные бабки. Имя
Бригиты возводят к санскритскому корню bharat; ("высокое",
"превосходящее") или к индоевропейскому корню bhrghnti - дословно можно
перевести как "та, что превосходит", "та, что возвышается". К Бригите
взывали судьи для верного суждения и поэты за вдохновением.
* - Примерно в это же время (1 февраля) древние римляне праздновали
Луперкалию – другой вариант своеобразной церемонии возрождения.
* - В Европе девичий караван носит по домам «последний сноп», ставят его
на почетное место и устраивают пир. В этот же день дожигают
«рождественское полено» в тех домах, где оно не сгорело дотла, и
оставшиеся от Рождества украшения. Как вариант – можно уже убрать елку.
* - Если для кельтов, живущих на островах, праздник Перелома Зимы
становится праздником воды, а для нордов – праздником ветра, то в магии
славян, в особенности западных и порубежных с ними белорусов все больше
проступают огонь и гром. В этих землях праздник называется Громница,
свечи, которые зажигают в этот день – «громнички». Их хранят в течение
года и зажигают во время грозы.
Как отметить:
* - На Имболк взбивали масло со свежесдоенного молока. В этот день можно
прогнозировать события и гадать на жениха ;.
* - Имболк был днем очищения. Было принято омываться самим, поливать
водой собак и домашний скот (например помыть любимую кошку или белую
мышь, у кого есть; ), убирать дом с особой тщательностью (очень
хороший повод наконец то собрать по кучкам интересные вещи), оставлять
на ночь горящей хотя бы одну свечу. В Британии девушки омываются росой
или снегом.
* - В Имболк нельзя заниматься сексом, ткать, пить пиво, рукоделие
запрещено, прялки убирались в чулан. Нельзя ходить в чужую деревню и присоединяться к их процессиям.
* - Очищение дома и полезных предметов, инициации, любое новое
начинание, работа с маслами. Если вы увлекаетесь садоводством, то в эту
пору вы можете заранее благословить семена, которые будете сажать в
более теплое время года.
* - Украсьте свой дом свечами, желтыми и белыми лентами, а на свой
столик поставьте кувшин с талой водой. На закате выключите на какое-то
время свет во всех комнатах. А потом пройдитесь по дому и зажгите в
каждом жилом помещении по свече.
ИМБОЛК В УЭЛЬСЕ (материал в переводе Linnen (Сainche)
Говорится, что Святая Бригитта приплыла в Уэльс на куске торфа, где стала известна как Sant Ffraid. Несколько церквей и источников названы в её честь. Но праздник начала весны не связан с ней настолько, как в Ирландии и Шотландии.
Второго февраля в Уэльсе празднуют Кэндлмасс (Gwyl Fair y Canhwyllau – Фестиваль свечей Девы Марии), популярное названия церковного праздника Сретение. Этот праздник восходит к периоду до Реформации, когда был популярен обряд благословения свечей, которые затем несли в процессии. Хотя этот праздник заместил языческий фестиваль наступления весны, но в некоторых частях Уэльса до сих пор сохранились языческие традиции. В одной церемонии в Кармартеншире все стекла в маленьких кухонных окнах освещаются свечами. В другой хозяйка фермы церемониально несет y forwyn fawr – зажженную свечу, которую обычно используют для освещения дворов примерно с осени. Название времени, когда была разрешена работа при свечах, amser gwylad, что означает «время бодрствования». 2 февраля эти свечи заносили обратно в дом, так как продолжительность дня увеличивалась, скотину кормили до наступления темноты, и необходимость в дополнительном освещении отпадала.
Как и на большинство годовых праздников, на Кэндлмасс проводятся ритуалы гадания. В одном источнике написано, что в этот день люди обычно гадали на двух свечах. Их зажигали и помещали на стул, или на высокую скамью. Затем, каждый член семьи по очереди садился на стул между свечами и пил из бокала, сделанного из рога, или из кубка. После этого он кидал сосуд через голову, если тот падал на пол и дно было направлено в сторону кидающего, то человек проживет долгую жизнь, а если донышко было направлено от него, то умрет рано.
На Кэндлмасс обычно пили пиво. Об этом свидетельствует застольная песня 17 века, в которой упоминается праздник в следующих строфах.
Roedd yn ddefod mynd a gwirod A gwyryfon o’r cwmpason
Gwyl fair forwyn ddechre gwanwyn Ai canhwylle i gyd yn ole.
Pob dyn dedwydd, trwy lawenydd Puredigaeth Mair yn odieth,
A garo goffa Mair merch Anna... Pawb ai wirod iw chyfarfod.
Fe aned i hon fab Duw Cyfion Os rhydd Duw tad ini genad
Ddydd Nadolig Gwyl Barchedig. Ni yfwn wirod hyd y gwaelod.
Gwyl fair hefyd sydd wyl hyfryd Ni yfwn Iechyd haelion hefyd
Mair yn gymwys aeth i’r Eglwys. Heb fod mor son am gybyddion. .
(Был обычай пить пиво на праздник Девы Марии в начале весны. Каждый счастливчик с радостью вспомнит Марию, дочь Анны. Ею был рожден Сын Бога в Рождество, почитаемый праздник. Мария пошла в церковь с девами округи, их свечи зажжены. На сретенье все с напитками её встречают. Если Господь Отец нам позволит, мы выпьем все до дна. Мы выпьем за здоровье щедрых и не помянем скряг).
Был обычай ходить по дворам и желать хорошего урожая и увеличения поголовья скота тем, кто поднесет участникам процессии эля. Как и в праздник Святой Бригитты в Ирландии, в Уэльсе ранней весной люди хотели гарантий, что их урожай будет изобильным и животные плодовитыми. Если солнце в Кэндлмасс светило на алтарь, это означало, что урожай в этом году будет обильным. А если видели одинокую ворону, кружащуюся над домом в канун праздника или в день Кэндлмасса, это предрекало несчастья для хозяина дома.
Перед тем как зажечь свечи на алтаре Имболка, нужно позволить сердцу согреться. Это очень личный ритуал, большинство из нас следуют этому обычаю, не отдавая себе в этом отчёта.
Кто-то печёт традиционный семейный пирог, кто-то навещает родственников, кто-то дольше обычного гуляет с собакой по парку. Самые же безотказные способы - это влюбиться и согреться.
Влюбиться можно не непременно в кого-то, в воплощённого, в желанного. Это нежность, пойманная сердцем, это разрешение себе оттаять.
Оно настигает незаметно, его почти невозможно спланировать, но можно предчувствовать.
Можно влюбиться в нового знакомого, можно - в старую любовь, можно - в давнего друга, можно - в собственного спутника, можно - в самого себя, можно - в бога и покровителя. Это миг счастья до слёз. Если его поймать, если случится он в предфевральские дни эти, то вот оно, ощущение Имболка, искра для алтаря.
Второй способ - согреться. Если искрой влюблённости мы согреваемся изнутри, то здесь мы идём искать тепла снаружи.
В самый морозный день перед самым Имболком боги непременно позволяют нам согреться.
И не только нам: обратите внимание, что при минусовой температуре двузначной где-нибудь непременно будет капель.
Согреться – поймать момент тепла. Не нужно много – единственный миг, когда внезапно жарко.
И если в этот момент поднять лицо к солнцу, вы почувствуете поцелуй небес. Солнца. Той самой весны.
Кстати, Имболкский загар (не нужно смеяться!) самый коварный.
Наденьте солнечные очки и покатайтесь с горок или на коньках в ясный день. Белые круги вокруг глаз останутся с вами до осени- загорай-не загорай.
Этот момент можно поймать не только днём. Иной раз после кружки обжигающего глинтвейна выскакивают из кофеен молодые ведьмы, набросив на плечи шубки, без шапок. И готовы они гулять и летать по городу – и не холодно им, потому что в крови гуляет та самая искра, искра шабаша.
К Имболку принято окончательно снимать украшения, оставшиеся с Йоля, облачать дом в белое. Вся зелень, все алые ленты скручены и убраны в сундуки.
Да,в том силе, это и уборка после праздников. Нарядные вышитые покрывала и скатерти сменяются на полотняные, простые, но чистые до хруста. Снимаем гирлянды с окон – непременно протрём их, пустим свет в дом.
Можно обновить алтари одним движеньем, заменить свечи, покрывала, до краёв заполнить чашу приношений молоком. Можно заменять алое на белое постепенно, с предшествующего Имболку сильного дня, новолуния или полнолуния.
И например, сначала сменятся цвета украшений, потом - цвета свечей, потом - выбор жертвенных угощений.
Хотя говорят, что на Имболк зелени на алтарях нет, это лишь наставление, не запрет.
Главные же цвета - белый, сливочный, цвет слоновой кости, бледно-жёлтый, цвет топлёного молока.
Покрывала алтарные могут быть льняными, богатая вышивка вовсе не обязательна.
Начинаем наш семинар,посвященный Имболку!
Имболк (ирл. Imbolc, La Fheile Bride, гэльск. La Fheill Brighde) — один из четырёх основных праздников ирландского календаря, отмечаемых среди гэльских народов и некоторых других кельтских культур в начале февраля или при первых признаках весны.
Другие названия праздника: Имболг, Имболх, Имэлк, Пора Свечей, Пора Огней, Бригантия, День Бриждит, Конец зимы – начало Весны, Праздник течения молока, Праздник Факелов, Праздник Пана, Фестиваль Подснежников, Возвращение Весны, Бокогрей.
Обычно он празднуется 1 или 2 февраля, так как это день переходной четверти на солнечном календаре, на полпути между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Первоначально посвящённый богине Бригите, в христианский период он был принят как День Святой Бригитты. Имболк — традиционное время предсказаний погоды, а также, возможно, предшественник североамериканского Дня Сурка.
В Древнем Риме 2 февраля отмечался День ежа. Метеорологический прогноз в этот день строился по поведению разбуженного ежа, который видел или не видел свою тень. Народы Западной Европы сохраняли эту традицию и в более поздние периоды. В северной Германии в это время пробуждался барсук (в некоторых местах — медведь). Там он служил как бы весенне-зимним барометром. Ранне-американские упоминания о Дне Сурка берут истоки у традиций переселенцев из Германии, известных как Пенсильванские голландцы, которые привезли свои обычаи в Америку в XVIII веке. В Северной Америке, где не водились ни ежи, ни барсуки, роль метеоролога перешла к сурку. Так, на основе поверья, связанного с сурком, зародилась традиция, которую развили члены Клуба Сурка из Панксатони. Официальным праздником День сурка стал в 1886 году.
В Японии в этот период (3 февраля) по традиции жители изгоняют злого духа – Они. При помощи соевых бобов и произносят: «Они ва сото, фуку ва учи», что переводится, как «Они – вон, удача в дом!»… Тоже напоминает то, как прогоняют зиму ?.
2 (15) февраля христианами отмечается Сретение Господне.
В США популярна шотландская поговорка: If Candlemas Day is bright and clear, there’ll be two winters in the year (День Сретения ярок и ясен — быть двум зимам в году). В Белоруссии известна поговорка, согласно которой в этот день медведь переворачивается на другой бок. Среди славян известен с языческих времён праздник Громницы.
Среди немецких поселенцев в Пенсильвании бытует поговорка: Wann die Grundsau ihre Schatte seht, noch sechs Wochen Winter ist was es meent (Если сурок видит свою тень, значит, что будет ещё шесть недель зимы).
По одной из версий, название праздника Имболк (Imbolc) происходит от древнеирландского слова mblec — «молоко»или с кельтским Oimealg – «овечье молоко», но есть и другие версии происхождения слова, к примеру Франсуаза Леру выводит его от префикса imb-, «смывающий», «очищающий» и слова folc, «ливень». Февраль — пик зимы, когда иссякают запасы пищи и топлива, а удача может перестать сопутствовать охотникам. В это время тепло, жилище, одежда и пища особенно нужны. У некоторых народов существовал обычай провести эту последнюю ночь в гулянии и веселье, а потом в течение определенного периода предаваться посту и очищению. Празднуют Имболк не только в Ирландии. В этот день, согласно кельтской мифологии, Мать Хлеба отдыхала на Земле Духов (Аваллоне или Анноне), набираясь сил. Еще на Самайне она отдала всю свою жизненную силу Богу, чтобы помочь ему возродиться. Имболк — праздник выздоровления богини Бригиты (goddess Brighid), очищения и возрождения Земли. Имболк символизирует растущую фазу Богини, тогда как противоположный ей в Колесе года Ламмас — убывающую. В Ламмас Богиня — старуха, в Имболк — она возродившаяся и обновленная дева. Этот день — могущественный день для любого колдовства. Именно в Имболк молодые ведьмы и колдуны проходят посвящение. Символ Имболка — соединение противоположностей. Было принято оставлять на ночь горящей хотя бы одну свечу
Во времена язычества на Имболк взбивали масло из свеженадоенного молока, и в качестве жертвоприношения Богине в ночь на маслобойке оставляли кусок хлеба с маслом. Имболк был также тесно связан со священным огнем, который очищает землю и поддерживает плодородие, и пробуждением солнца от зимнего сна. В этот день совершались обряды прогнозирования и свадебного гадания. Имболк был днем очищения. Было принято омываться самим, поливать водой собак и домашний скот, убирать дом с особой тщательностью, оставлять на ночь горящей хотя бы одну свечу. В Имболк нельзя ткать, пить пиво, рукоделие запрещено — прялки убирались в чулан. Нельзя ходить в чужую деревню и присоединяться к их процессиям. Традиционная пища Имболка — молочная. Также подаются пряные, мясные блюда с перцем, луком, чесноком. Желательно, чтобы эти блюда (а также напитки) содержали изюм. В Имболк также жертвовали курицу или цыпленка, которого закапывали рядом с водой: источником или рекой в жертву. В ночь на Имболк перед домом выкапывали ямку, куда выливали немного молока. В Имболк гадали на будущее, на урожай и женихов. (Calend.ru)
В викканской традиции, во время этого праздника Богиня уже оправилась после родов и нянчит маленького Бога, кормит его грудью. Мелкие домашние божества и духи помогают ей и развлекают сказками и песнями.
Имболк, как календарный праздник, связан, во-первых, с лактацией, а во-вторых, с первым прорастанием семян. В тех районах, где среднесуточные температуры в феврале довольно низки (Шотландия, к примеру), первые движения весны отмечались именно по началу дойки овец, а вот в Ирландии месяц, открываемый Имболком – месяц сева.
Имболк связан с аспектами Богини – Дарительницы благ, Богини-Матери, Хранительницы домашнего очага и уюта. Кроме того, традиционно во время празднеств Имболка чествовалась Бригитта, триипостасная богиня.
Корень имени Бригитта восходит к санскритскому корню bharat-i («высокая», «превосходящая») или же к индоевропейскому корню bhrghnti («та, что превосходит», «та, что возвышается»). Бригитта трехлика, но эти лики не возрастные (девушка – женщина – старуха), как у самых древних богинь, а функционально различные… некоторая проблема заключается в том, что у разных племен три ее лика покровительствовали разным сферам человеческой жизни, но все же выделить основные «направления» ее забот можно.
Во-первых, Бригитта была связана со Словом, как таковым. Она часто выступала как богиня справедливости и правосудия. Вторым аспектом связанности со словом было ее покровительство бардам и поэтам, которые всегда особо ее почитали – в ирландской поэме «Котел поэзии» Бригитта названа хозяйкой волшебного источника Segais у истоков реки Бойн, из которого поэты черпают свою велеречивость и вдохновение. В «дни Бриг», открываемые Имболком, проводились как тинги, так и состязания певцов и бардов.
Второй ипостасью Бриг было покровительство ремеслам, тесно связанным с домашним хозяйством. Ее связывали с прядением и ткачеством (кстати, как и Параскеву Пятницу на Руси – и так же как и в дни почитания Параскевы, в дни, посвященные Бригитте, нельзя было прясть, ткать, а сверх того – разводить огонь в кузнице, пахать или рыхлить землю и выполнять работы, связанные с верчением колеса), с окрашиванием тканей, с пивоварением, сбиванием масла, изготовлением сыра. Ее также связывали с домашними животными и умением за ними ухаживать, у нее просили хорошего приплода для овец и (особенно) коров.
Третья ипостась Бригитты – целительница, травница… причем исцеление, приносимое ею, может быть и физическим, и духовным. В более архаичных представлениях, Бригитта отвечала не только за исцеление, но и за смерть.
«Отведать всякой пищи по порядку, -
вот, что следует делать в Имболк; -
омыть руки, ноги, голову, -
так я говорю».
Имболк - праздник Богини.
Это праздник Богини-невесты, награждённой всеми талантами, всех даров обладательницы.
Мне не знаем, что принесёт нам грядущий год, будет ли Летняя Королева певуньей, плясуньей, одарит ли богатым урожаем, благословит и увенчает ли новые пары влюблённых . Чему-то быть суждено, чему-то нет, но сейчас в колыбели Богиня всемогуща.
Это абсолютная сила ,скрытая до времени.
Богини в колыбели, нежности весны под белым покрывалом.
Имболк часто называют праздником очищения.
Я бы сказала чуть иначе: Имболк - время чистоты.
Это время младенца-года, младенца-солнца, Богини-в-колыбели.
Это тихий праздник, без скачек и беснований, без неистовств. Эта вся нежность - в шёпоте матери над своим дитя, в шёпоте Матери над всем Миром. Неизреченная истина, неизмеримая ласка - это всё обещания Имболка.
Один из символов этих дней - белоснежная вуаль невесты.
Это и тайна, и покрывало Жрицы, и торжественный убор самой Судьбы.
По сути Имболк то время, когда мы выбираем даже не дорогу, не путь, но направление движения
новорожденного Колеса.
В Имболк приходит в дом наш та Богиня, та Невеста Духа, которую мы ждали и звали, и пока её покрывало опущено, она - весь Мир, полный возможностей, обещаний, Она Жизнь и Смерть, Соитие, Страсть и Рождение, Ласка.
Все три лика Богини в этот день сменяют друг друга за облаком вуали.
Все три её возраста собираются вместе: Дева-Невеста в колыбели, предвещает тепло, обещает весну, грезит о цветении и жарком лете.
Мать сбивает масло, разливает по кружкам молоко. Ей пламя в свечах алтарных, ровный, спокойный свет. Она - та надежда, что никогда и не уходила, она - праздник возвращения домой. Она - та Мама, которая будет всегда.
И Старуха-Старица, Богиня у очага. Это не она греет этот дом, но дом греет её. Она вечный осколок зимы.
Холод заботы рассудочной, холод жестокой необходимости, холод памяти и опыта. Её голос - голос разума, говорящий, что колдовская зима прошла, но земля ещё холодна, что даже для того, чтобы опустить отобранные зёрна в землю, нужно подождать. Она убеждает беречь оставшиеся запасы, не спешить открывать покрывало новой Невесты.
Всегда говорят, что зима не желает торжества весны, отгоняет её. Но мудрость Старухи в том, что она бережёт весну для нас, чтобы в нужный момент и в никакой другой соскользнула с кудрей Девы вуаль.
Имболк - мирный праздник. Эти три богини в согласии и покое входят в дом рука об руку, сливаясь в один образ или разлетаясь на три лика.
Первые дни февраля – время Бригиты.
Рождённые в эти дни девушки были посвящены Бригите, светлой Богине, находились под её особым покровительством.
Те, кто служат ей, многими талантами должны обладать. Тот, кто в служении этой богини, должен быть умел, и металл, и пряжа должны послушны быть пальцам его. Ловко завяжет узел тот, кому покровительствует Бригита Кузнечного дела.
Власть над телом, над болезнями и бесконечная доброта ко всему живущему и дышащему, будь то зверь или человек, дана тому, кто служит Бригите Богине Врачевания и помощи.
Вольным духом и неудержимой фантазией наградит преданных жрецов и жриц Бригита, Богиня Поэзии.
Имболк – шабаш женских таинств. Во многих ковенах введение в круг новых жриц, новые посвящения стараются приурочить к Имболку.
Если кто-то из жриц покидал ковен, то Имболк – хорошее время для визитов, объединения, возвращений в старый круг или для того, чтобы представить новых жриц уже собственного нового ковена Жрице-Матери, Верховной Жрице Богини.
Да и в обычной жизни – это лучшее время навестить бабушек и прабабушек, выказать им своё уважение, послушать их, помочь им с уборкой, напечь пирогов всем вместе. На Имболк все женщины семьи часто готовят блюда, которые требуют большого количества рук: лепят пельмени, пирожки с сыром.
Имболк - первое дыхание весны, первое её дуновенье. Но ощущается оно столь высоко пока, что на земле этого тепла не слышно. И при этом Имболк нужно почувствовать, принести в дом.
Потому и говорим, что приходит колдовская весна: её не видно ни для кого кроме тех, что слышат за завесой реальности. Она для тех, кто эти изменения уже ощущает всеми собой.
Имболк - первые дни колдовской весны. Закончится она на Бельтайн.
При этом многие источники считают Остару праздником весны. Кто же прав? Как всегда, все.
Остара - коронация Богини, явление её в Мир во всей красоте. Равноденствие - День Весны, день триумфа Богини.
Если вы празднуете пики, самые яркие дни времён года, то тогда весенний праздник ваш - Остара.
Имболк - дни Богини в колыбели.
Праздник младенческого сна всей красоты Мира. Она не просто не готова надеть свой венец, она едва открыла глаза.
Имболк - праздник первой улыбки весны.
В Остару Богиня впервые пересечётся взглядом с Богом.
В Имболк она укрыта снежным пологом от всякого взора.
Если вы празднуете шорох открывающегося занавеса, если вам дороги первые такты весны, то её можно приветствовать на Имболк.
С первых чисел февраля всё будет о весне, о том, когда придёт тепло, о том, будет ли весна дружной, будет ли половодье, как скоро стает снег. Имболк приходит, и всякую оттепель мы сознательно или нет будем загадывать, перельётся ли тепло в весеннее, или снова придёт мороз.
С Имболка солнце греет. Пусть недолго, но ощутимо.
Шабаши – это не формальные вехи на прямой времени. Это всегда – изменения.
И суть его, волшба в том, что изменение, желание его должно возникнуть изнутри.
Это сродни посвящённости: знающий всегда поймёт, о чём речь, незнающему невозможно объяснить.
Момент волшебного щелчка спицы Колеса у каждого личный. У кого-то это первый «запах» весеннего ветра, у кого-то сданная (или принятая!) сессия. Это может быть самый вдохновенный и тайный момент, буквально изменившееся биение собственного сердца. Это может быть и что-то очень прозаическое: первая в наступившем году зарплата, с которой пора отложить некую сумму на отпуск летом.
Так или иначе- с Имболком к нам начинает зримо, ощутимо, осязаемо и внятно возвращаться осознание того, что весна – будет. Тепло – придёт. Земля- проснётся.
Когда спица щёлкает, она и высекает искру Имболкского огня, того, на свет которого приходит уже настоящая весна, того, который с начала февраля угадывается в глазах ведьм, горит на их алтарях. Обычно огонь Имболка зажигает именно Жрица-хозяйка дома, его Душа, Хранительница, но иногда эту честь передают почётной гостье женского пола. Она может быть любого возраста, как очень взрослой, так и очень юной – главное, чтобы принесённый ею внутри огонь пылал жарко.
ЛЕГЕНДЫ И ПОВЕРЬЯ ИМБОЛКА
1. Февраль считался неудачным временем для зачатия, зато самым удачным месяцем для рождения, особенно девочек. И самым счастливым днем для рождения считалось первое февраля, ибо зачат такой ребенок был в Бельтейн - день, благословленный Богиней.
2. В некоторых ковенах существует довольно интересная традиция – на голову верховной жрицы одевается своеобразная корона из тринадцати горящих свечей. Считается, что это приравнивает жрицу к созданию огня. Хотя носить такую корону тяжеловато
3. Для некоторых викканских традиций Имболк имеет особое значение – они проводят посвящения в ковен только в этот день. То есть, для них праздник двойной: непосредственно Огненный и «день рождения» всех членов ковена.
4. Если на Имболк долго смотреть в пламя, то можно заглянуть в прошлое и будущее…
5. Если солнце на Имболк светит -
Ухода зимы не жди,
А если снег или дождь и ветер -
Значит весна на пути.
6. Бригит – это богиня потенции и инициации, в то время как богом реализации этой потенции является у кельтов Луг. Неслучайно праздник Луга, Лугнасад (1 августа) занимает на Колесе года оппозиционное положение по отношению к празднику Бригит, Имболку (1 февраля). Эти боги и эти праздники комплиментарны друг другу, также как весеннее и осеннее равноденствия, зимнее и летнее солнцестояния.
7. Святая Бриггита, как считается, была дочерью друида, которому было видение, что она должна быть названа в честь великой богини. Она родилась на восходе солнца, в то время когда ее мать шагнула на порог, и таким образом была "ни внутри, ни снаружи". Это состояние, известное как "лименальность", от латинского limen, порог - состояние "между" пространством и временем. В кельтской традиции это священное время, когда двери между мирами открыты и могут произойти различные волшебные события.
8. У ведьм февраль – время кормить тех, кто обделен пищей. Поскольку это пик зимы, когда запасы иссякают, а удача перестает сопутствовать охотникам, древние устраивали в эту ночь большое гуляние, за которым следовал длительный пост и очищение. Сейчас, когда недостатка в пище уже нет, ведьмы, чтя традицию, передают пищу приютам для бездомных.
9. Имболк считается лучшим временем для гадания любым способом.
ОБРЯДЫ ИМБОЛКА
Обряды Имболка прежде всего связаны с очищением, и духовное очищение в этом отношении прекрасно, но на Имболк прежде всего мылись, прибирали и вычищали дом, чистили очаг, приводили в порядок загоны для скота, чистили и окатывали водой домашних животных, перетряхивали и перебирали запасы еды, заменяли веники и метлы на новые и т.п. Во время праздника приветствовалась сдержанность: не занимались сексом, не пили пива, не пряли и не ткали, вообще не занимались ремеслами. Зато на Имболк обязательно пекся хлеб и взбивалось свежее масло – и кусок хлеба с маслом оставляли на маслобойке в жертву Бригитте. Символом плодородия именно в этот праздник является не зерно (и не хлеб), а молоко: его не только пили, его лили на землю и в водоемы, свеженадоенным молоком обрызгивали постели в доме и дверные косяки.
В горных районах Шотландии еще на рубеже XIX – XX вв. отмечался обычай так называемой «кровати Бридж»: из колосьев последнего снопа женщины делали куколку - Brideog, обозначающую богиню, украшали ее лентами, мелкими камешками и пр. и одевали в плащ. Одновременно готовили «постель богини» - тоже из последнего снопа, обрызгивали ее молоком, устилали белой шерстяной тканью, приглашали Brideog ложиться. Рядом с куколкой укладывали палку. На всю ночь рядом с ложем оставляли горящую свечу и кувшин свеженадоенного молока, а в некоторых районах еще и кто-то из женщин оставался беречь ночной сон богини. В целом ритуал, видимо, означал, во-первых, впускание богини в дом, а во-вторых – пробуждение ею растительных сил семян. Кстати, кое-где роль Бригитты выполняла выбранная девушка – ее одевали, украшали, и она обходила деревню, держа в руках котел и ведя корову, символы плодородия и изобилия. В самом большом и богатом доме для нее устраивали ложе из зерна и сена, обливали его молоком. Девушка ложилась, и давала благословение всем, приходившим к ней, в обмен на мелкий подарок – монетку, букетик, гребешок и т.п.
Кроме того, Имболк связан (как и большая часть праздников Колеса Года) с огнем и особенно со свечами – его более позднее название Кандлемас, «праздник свечей». На Имболк не только зажигают как можно больше свечей, чтобы живой огонь освещал и очищал дом, но и оставляют свечи гореть на подоконниках на всю ночь, до восхода солнца. В некоторых странах в это время дожигают недогоревшее рождественское полено.
В аграрной обрядности используют еще и факелы – с ними посолонь обходят поля, водят над снегом, изображая таким образом солнечный огонь, растапливающий снег.
У славянских народностей праздник начала февраля называется Громницы, т.к. с начала февраля уже могут начаться грозы и можно будет начать гадать по Громовнику. В последнюю субботу перед Громницей хозяева отливали их лучшего припасенного воска свечу – громничку (чаще одну, но иногда по одной на каждого члена семьи), довольно большую, примерно в локоть длиной (в христианский период непосредственно на Громницу их освящали в церквях). Громнички использовали как оберег от гроз – во время грозы их выставляли на окна и зажигали, чтобы молния не ударила. Кроме того, громничками подпаливали волосы всем живущим в доме и шерсть скоту – чтобы не болели. Той же свечой рисовали знаки на дверях и балках домов знаки – где-то крест, где-то колесо с шестью спицами, «громовник», - чтобы зло не имело доступа в дом. Громнички давали в руки умирающим – опять же чтобы отогнать зло и облегчить кончину. Капли воска от сгорающих свечей собирали и подмешивали в семена перед севом – чтобы посевы не пострадали от непогоды.
Громницы включают в себя два аспекта праздника – праздник огня и праздник исцеления. Во многих странах февральские торжества были связаны со здоровьем как людей, так и животных: к примеру, могли окуривать людей и животных связками лечебных трав, собранных в прошлое лето; иногда пекли специальный хлеб, часть которого раздавали людям, а другую подмешивали в еду животным. В тех местах, где традиционно пахали на волах, а не на лошадях, на рога пахотным волам надевали специально испеченные и окуренные хлеба – чтобы не болели.
В северных Европейских странах считается, что в начале февраля ветер поворачивает на весну, а чтобы ветер не принес много бурь рыбакам, когда сойдет лед, на побережьях сжигают веники и метлы – как символы распущенных волос ведьм, призывающих непогоду (лишенные «волос» ведьмы, видимо, теряют способность ворожить с климатическими явлениями).
По дням Имболка во многих странах замечали погоду на весну и лето, что давало косвенную информацию об аграрном годе, причем снег и непогода считались хорошим признаком. Есть шотландская сказка об этой примете: в этот день старуха Каилльях Веур обычно ходит за дровами на лето. Если погода хорошая, она превращается в большую птицу и начинает таскать дрова, а если непогода – то ей придется остаться дома, и тогда в ее интересах позаботиться, чтобы лето было таким теплым, чтобы дрова ей просто не потребовались.
Кстати, Имболк праздник домашний – как я понимаю, он был одним из первых, которые начали праздновать не всей общиной, а в кругу семьи. И празднуя его у себя дома, не забудьте уважить и домовых и домашних духов – самое время и пообщаться, и угостить их теплым молоком… и, кстати, выставить горячего молока и за окно или за дверь – для тех духов, которые в эту ночь будут без крыши над головой.((Shellir (c)
Имболк – зимний обряд очищения, один из Четырех Праздников, который
отмечает возрождение природы. Для Европы, как Западной, так и Южной –
это начало «аграрной весны». Сретение – встреча Весны на полдороге,
также называется - Канделора или День Свечей – со свечами обходили поля
и огороды.
Некоторые традиции, связанные с праздником :
* - В этот день, согласно кельтской мифологии, Мать Хлеба отдыхала на
Земле Духов (Аваллоне или Анноне), набираясь сил. Еще на Самайне она
отдала всю свою жизненную силу Богу, чтобы помочь ему возродиться.
Имболк - праздник выздоровления Богини, очищения и возрождения земли.
Имболк символизирует растущую фазу Богини, тогда как противоположный ей
в Колесе года Ламмас - убывающую. В Ламмас Богиня - старуха, в Имболк -
она возродившаяся и обновленная дева. Именно в Имболк молодые ведьмы
проходили посвящение.
* - Праздник отмечается так же в честь ирландской богини Бригиты (или
Бриджит), богини огня, покровительницы поэзии и ритуального исцеления.
Бригита – одна из немногих языческих богинь, переживших христианизацию –
ее почитают как святую Бригиту, повивальную бабку девы Марии (странно
вот не думала, что в то время уже были повивальные бабки. Имя
Бригиты возводят к санскритскому корню bharat; ("высокое",
"превосходящее") или к индоевропейскому корню bhrghnti - дословно можно
перевести как "та, что превосходит", "та, что возвышается". К Бригите
взывали судьи для верного суждения и поэты за вдохновением.
* - Примерно в это же время (1 февраля) древние римляне праздновали
Луперкалию – другой вариант своеобразной церемонии возрождения.
* - В Европе девичий караван носит по домам «последний сноп», ставят его
на почетное место и устраивают пир. В этот же день дожигают
«рождественское полено» в тех домах, где оно не сгорело дотла, и
оставшиеся от Рождества украшения. Как вариант – можно уже убрать елку.
* - Если для кельтов, живущих на островах, праздник Перелома Зимы
становится праздником воды, а для нордов – праздником ветра, то в магии
славян, в особенности западных и порубежных с ними белорусов все больше
проступают огонь и гром. В этих землях праздник называется Громница,
свечи, которые зажигают в этот день – «громнички». Их хранят в течение
года и зажигают во время грозы.
Как отметить:
* - На Имболк взбивали масло со свежесдоенного молока. В этот день можно
прогнозировать события и гадать на жениха ;.
* - Имболк был днем очищения. Было принято омываться самим, поливать
водой собак и домашний скот (например помыть любимую кошку или белую
мышь, у кого есть; ), убирать дом с особой тщательностью (очень
хороший повод наконец то собрать по кучкам интересные вещи), оставлять
на ночь горящей хотя бы одну свечу. В Британии девушки омываются росой
или снегом.
* - В Имболк нельзя заниматься сексом, ткать, пить пиво, рукоделие
запрещено, прялки убирались в чулан. Нельзя ходить в чужую деревню и присоединяться к их процессиям.
* - Очищение дома и полезных предметов, инициации, любое новое
начинание, работа с маслами. Если вы увлекаетесь садоводством, то в эту
пору вы можете заранее благословить семена, которые будете сажать в
более теплое время года.
* - Украсьте свой дом свечами, желтыми и белыми лентами, а на свой
столик поставьте кувшин с талой водой. На закате выключите на какое-то
время свет во всех комнатах. А потом пройдитесь по дому и зажгите в
каждом жилом помещении по свече.
ИМБОЛК В УЭЛЬСЕ (материал в переводе Linnen (Сainche)
Говорится, что Святая Бригитта приплыла в Уэльс на куске торфа, где стала известна как Sant Ffraid. Несколько церквей и источников названы в её честь. Но праздник начала весны не связан с ней настолько, как в Ирландии и Шотландии.
Второго февраля в Уэльсе празднуют Кэндлмасс (Gwyl Fair y Canhwyllau – Фестиваль свечей Девы Марии), популярное названия церковного праздника Сретение. Этот праздник восходит к периоду до Реформации, когда был популярен обряд благословения свечей, которые затем несли в процессии. Хотя этот праздник заместил языческий фестиваль наступления весны, но в некоторых частях Уэльса до сих пор сохранились языческие традиции. В одной церемонии в Кармартеншире все стекла в маленьких кухонных окнах освещаются свечами. В другой хозяйка фермы церемониально несет y forwyn fawr – зажженную свечу, которую обычно используют для освещения дворов примерно с осени. Название времени, когда была разрешена работа при свечах, amser gwylad, что означает «время бодрствования». 2 февраля эти свечи заносили обратно в дом, так как продолжительность дня увеличивалась, скотину кормили до наступления темноты, и необходимость в дополнительном освещении отпадала.
Как и на большинство годовых праздников, на Кэндлмасс проводятся ритуалы гадания. В одном источнике написано, что в этот день люди обычно гадали на двух свечах. Их зажигали и помещали на стул, или на высокую скамью. Затем, каждый член семьи по очереди садился на стул между свечами и пил из бокала, сделанного из рога, или из кубка. После этого он кидал сосуд через голову, если тот падал на пол и дно было направлено в сторону кидающего, то человек проживет долгую жизнь, а если донышко было направлено от него, то умрет рано.
На Кэндлмасс обычно пили пиво. Об этом свидетельствует застольная песня 17 века, в которой упоминается праздник в следующих строфах.
Roedd yn ddefod mynd a gwirod A gwyryfon o’r cwmpason
Gwyl fair forwyn ddechre gwanwyn Ai canhwylle i gyd yn ole.
Pob dyn dedwydd, trwy lawenydd Puredigaeth Mair yn odieth,
A garo goffa Mair merch Anna... Pawb ai wirod iw chyfarfod.
Fe aned i hon fab Duw Cyfion Os rhydd Duw tad ini genad
Ddydd Nadolig Gwyl Barchedig. Ni yfwn wirod hyd y gwaelod.
Gwyl fair hefyd sydd wyl hyfryd Ni yfwn Iechyd haelion hefyd
Mair yn gymwys aeth i’r Eglwys. Heb fod mor son am gybyddion. .
(Был обычай пить пиво на праздник Девы Марии в начале весны. Каждый счастливчик с радостью вспомнит Марию, дочь Анны. Ею был рожден Сын Бога в Рождество, почитаемый праздник. Мария пошла в церковь с девами округи, их свечи зажжены. На сретенье все с напитками её встречают. Если Господь Отец нам позволит, мы выпьем все до дна. Мы выпьем за здоровье щедрых и не помянем скряг).
Был обычай ходить по дворам и желать хорошего урожая и увеличения поголовья скота тем, кто поднесет участникам процессии эля. Как и в праздник Святой Бригитты в Ирландии, в Уэльсе ранней весной люди хотели гарантий, что их урожай будет изобильным и животные плодовитыми. Если солнце в Кэндлмасс светило на алтарь, это означало, что урожай в этом году будет обильным. А если видели одинокую ворону, кружащуюся над домом в канун праздника или в день Кэндлмасса, это предрекало несчастья для хозяина дома.
Перед тем как зажечь свечи на алтаре Имболка, нужно позволить сердцу согреться. Это очень личный ритуал, большинство из нас следуют этому обычаю, не отдавая себе в этом отчёта.
Кто-то печёт традиционный семейный пирог, кто-то навещает родственников, кто-то дольше обычного гуляет с собакой по парку. Самые же безотказные способы - это влюбиться и согреться.
Влюбиться можно не непременно в кого-то, в воплощённого, в желанного. Это нежность, пойманная сердцем, это разрешение себе оттаять.
Оно настигает незаметно, его почти невозможно спланировать, но можно предчувствовать.
Можно влюбиться в нового знакомого, можно - в старую любовь, можно - в давнего друга, можно - в собственного спутника, можно - в самого себя, можно - в бога и покровителя. Это миг счастья до слёз. Если его поймать, если случится он в предфевральские дни эти, то вот оно, ощущение Имболка, искра для алтаря.
Второй способ - согреться. Если искрой влюблённости мы согреваемся изнутри, то здесь мы идём искать тепла снаружи.
В самый морозный день перед самым Имболком боги непременно позволяют нам согреться.
И не только нам: обратите внимание, что при минусовой температуре двузначной где-нибудь непременно будет капель.
Согреться – поймать момент тепла. Не нужно много – единственный миг, когда внезапно жарко.
И если в этот момент поднять лицо к солнцу, вы почувствуете поцелуй небес. Солнца. Той самой весны.
Кстати, Имболкский загар (не нужно смеяться!) самый коварный.
Наденьте солнечные очки и покатайтесь с горок или на коньках в ясный день. Белые круги вокруг глаз останутся с вами до осени- загорай-не загорай.
Этот момент можно поймать не только днём. Иной раз после кружки обжигающего глинтвейна выскакивают из кофеен молодые ведьмы, набросив на плечи шубки, без шапок. И готовы они гулять и летать по городу – и не холодно им, потому что в крови гуляет та самая искра, искра шабаша.
К Имболку принято окончательно снимать украшения, оставшиеся с Йоля, облачать дом в белое. Вся зелень, все алые ленты скручены и убраны в сундуки.
Да,в том силе, это и уборка после праздников. Нарядные вышитые покрывала и скатерти сменяются на полотняные, простые, но чистые до хруста. Снимаем гирлянды с окон – непременно протрём их, пустим свет в дом.
Можно обновить алтари одним движеньем, заменить свечи, покрывала, до краёв заполнить чашу приношений молоком. Можно заменять алое на белое постепенно, с предшествующего Имболку сильного дня, новолуния или полнолуния.
И например, сначала сменятся цвета украшений, потом - цвета свечей, потом - выбор жертвенных угощений.
Хотя говорят, что на Имболк зелени на алтарях нет, это лишь наставление, не запрет.
Главные же цвета - белый, сливочный, цвет слоновой кости, бледно-жёлтый, цвет топлёного молока.
Покрывала алтарные могут быть льняными, богатая вышивка вовсе не обязательна.