СЛАВЯНСКАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ: ЛАМИЯ

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 682
#1
СЛАВЯНСКАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ: ЛАМИЯ

Ламия — в народной мифологии балканских славян злой дух; прожорливое змееподобное чудовище, обитающее в воде или в воздухе, приносящее бурю, непогоду и отнимающее у людей воду (болг. ламя, лъмя, лъмня, макед. ламја, ю.-серб., ю.-в.-серб. ламња), ср. Хала.

Происхождение образа

Образ ламии восходит к древнегреческой Ламии (Λάμία), дочери Посейдона, возлюбленной Зевса, пострадавшей от гнева ревнивой Геры, которая убила ее детей. Превратившись в безобразное чудовище, Ламия бродила по ночам и пожирала чужих детей (ср. балк.-слав. обозначения прожорливой особы, напр. ю.-в.-серб. ламња "обжора", болг. яде като ламя, ю.-в.-серб, једе како ламња "ест, как ламя" и т. п.). Змееподобный облик лами также соответствует древнегреческим описаниям Ламии как прекрасной чародейки, способной обращаться в змею.


Внешний вид

Ламия часто представляется как крылатый змей-дракон, змей с лошадиной головой, ящерица с головой пса (ср. болг., макед. кучка ламя (ламја) "песья ламя") и длинным хвостом, огромная змея с тремя (7, 9 и 40) головами с четырьмя лапами, чешуйчатым телом, крыльями и т. п. Она происходит от змеи, у которой отрубили голову и насадили на воловий рог, в результате чего через 40 дней голова и рог срослись и появилась ламя. (Демирхисар в Эгейской Македонии); от ужа или змея, которые после ста лет достигают огромных размеров и выпускают лапы с острыми когтями и большие крылья (макед.).

Места обитания ламии — крупные водные источники, реки; реже — пещеры и ямы. По верованиям македонцев из окрестностей Охрида, ламя, двухголовое чудовище, похожее на медведя с большой пастью, живет в Охридском озере, время от времени выходит на берег и пожирает людей. У сербов в районе Лесковца ламња — дракон, поедающий людей, а также рыба, проглотившая Иону пророка. В болгарском фольклоре, агиографических текстах и церковной живописи противником и победителем лами-дракона выступает св. Георгий. В болгарских, македонских сказках ламя нередко представляется в человеческом облике (женщины, старухи, сестры змея).


Ламия — атмосферный демон

Как атмосферный демон ламя может иметь облик темного тумана, густого облака; она появляется вместе с вихрем, градом, бурей, туманом (ср. в фольклорном тексте: «Припаднала е тьмна мыла, не е било тьмна мъгла, най е било сура ламя, сура ламя със три глави» [Опустилась темная мгла, но это была не темная мгла, а была это серая ламия, серая ламия с тремя головами] (болг. бургас.). О покалеченном вихрем ребенке говорят: ламjосало го, т. е. «Ламия его скрутила» (макед.). По македонским поверьям, женский атмосферный дух ламии сражается со змеем — во время поединка женщина и мужчина на земле засыпают, а их души ведут бой в воздухе, облаках. Ср. Двоедушники, Здухач.

Ламия стремится «обобрать» созревшее жито в поле, которое защищают змей, св. Илия, Бог. Из убитой ламии вытекают реки зерна, вина, меда, масла, молока. Ламия летит перед грозовыми облаками и выглядит как некое сияние, свет, молния. Ее преследует св. Илия, бросая в нее молнии, особенно летом, когда Л. уничтожает («пожирает») урожай на полях. Банатские болгары считают, что ламия — это «брюхо» облака или тучи: перед дождем ламия спускается вниз, высасывает воду из моря и наполняет ею облака.

Жители ю.-вост. Сербии в праздник св. Симеона (1/14.IX) приносят в жертву курицу, чтобы уберечь село от «ламни», которая водит грозовые и градоносные тучи (ср. также ю.-в.-серб. диал. аламуња "вихрь, буря"). В южной Сербии и в Косове ламию считали ненасытным, мстительным, но боящимся шума чудовищем, поэтому при приближении градоносных облаков стучали щипцами для углей по металлической крышке от формы для выпечки хлеба, чтобы прогнать ламию из села.


Ламия — демон формировании природного ландшафта

У болгар и македонцев с образом ламии связаны также этиологические легенды о формировании природного ландшафта. Ламия препятствует течению рек или поглощает воду в одном месте и выплескивает в другом, отчего образуются озера; ламия выступает также как хозяин, хранитель источников, дающий людям воду только после принесения человеческой жертвы (ю.-болг.); чтобы избавиться от ламии, люди отправляют к ней осла, навьюченного каким-либо подожженным веществом, ламия глотает осла и испытывает такие муки, что пробивает холмы вокруг озера (или «моря»), в результате чего вода вытекает и образуются котловины, долины, широкие равнины (напр., в Македонии Струмичка Котлина, в Болгарии Петричко поле и др.).
 

Вверх Снизу