СМЫВАНИЕ,КУПАНИЕ , ОБЛИВАНИЕ
Смывание (купание, обливание).
Знахарки достаточно часто использовали воду при лечении и профилактике различных заболеваний. Однако для этого подходила не всякая вода, а только та, что была взята до восхода солнца из трех колодцев, реки, освященная на Рождество, Крещение, Пасху, Маковея, или "наговореная". Больного, как правило, купали в этой воде, потом выливали в место, где никто не ходить (возле забора, под дерево) или на животное. Иногда больного сразу обмывали такой водой в месте, где люди не ходили.
На юге Украины для лечения сглаза русские, украинцы, болгары использовали одновременно огонь и воду. Приведем общий для этих народов метод лечения: в подготовленную воду баба бросала соль, затем, читая заговор, бросала в нее горящие спички (чаще всего 9), крестила воду ножом. После этой водой умывали больного, давали ее выпить. После лечения воду выливали под ворота, в дверной проем.
Распространенным было использование при лечении перепуга воды, яйца, свинца, воска среди всех восточнославянских народов, в том числе на Юге Украины. Яйцо, свинец, воск были предметами, которые использовали с целью "забрать на себя" болезнь и "замереть". Эти предметы должны были указывать на причину перепуга.
Метод передачи другому человеку, животному, растению (подкидывание болезни в чужой дом, на дорогу и т.д.) также использовался
широко при лечении болезней.
Чтобы избавиться, например, от бородавок, нитки, на которых вязали узелки исходя из количества бородавок, бросали на дорогу или на перекресток. При лечении сухот у ребенка, около него сажали собаку или кошку, на которых при чтении заговора переходили сухоты. Одним из наиболее популярных методов лечения лишая был следующий: пораженное место мазали сметаной и давали слизать собаке (все исследованные села).
Закапывание в народной традиции одна из форм обрядового изгнания/уничтожения болезней. В с. Мирном русские-старообрядцы лечили грыжу у ребенка следующим образом: мать подносила мышь к грыже, чтобы она укусила, а затем ее закапывали.
Воду, яйцо, другие предметы, при помощи которых лечили и проводили различные обряды, также закапывали.
Символические ассоциации закапывания с погребением обусловили использование этого действия в обрядах ритуального погребения болезни.
Например, в селах Мирное и Муравлевка, среди русских-старообрядцев функционировал обряд, который не был больше зафиксирован ни в одном из сел региона: больного ребенка мать несла ночью на кладбище. Там ее ждала баба, которая уже выкопала до этого времени две могилки. Лекарка "загадывала" одну из них на выздоровление, другую - на смерть. Мать должна была положить ребенка в одну из них. В это же время знахарка читала заговор. Этот обряд респонденты объясняли возможностью спрогнозировать результат заболевания.
Но материалы, собранные в других регионах Украины и России, позволяет предположить, что таким образом заболевание "хоронили" на кладбище.
Разделение (имитация процесса "перерубания"). На Юге таким методом пользовались в основном при лечении ячменя. Об этом свидетельствует заговор, зафиксированный нами у русских-старообрядцев с. Васильевка:
Чемень! Чемень!
На тебе дулю!
Купи себе топорок
Руби себе поперек!
Смывание (купание, обливание).
Знахарки достаточно часто использовали воду при лечении и профилактике различных заболеваний. Однако для этого подходила не всякая вода, а только та, что была взята до восхода солнца из трех колодцев, реки, освященная на Рождество, Крещение, Пасху, Маковея, или "наговореная". Больного, как правило, купали в этой воде, потом выливали в место, где никто не ходить (возле забора, под дерево) или на животное. Иногда больного сразу обмывали такой водой в месте, где люди не ходили.
На юге Украины для лечения сглаза русские, украинцы, болгары использовали одновременно огонь и воду. Приведем общий для этих народов метод лечения: в подготовленную воду баба бросала соль, затем, читая заговор, бросала в нее горящие спички (чаще всего 9), крестила воду ножом. После этой водой умывали больного, давали ее выпить. После лечения воду выливали под ворота, в дверной проем.
Распространенным было использование при лечении перепуга воды, яйца, свинца, воска среди всех восточнославянских народов, в том числе на Юге Украины. Яйцо, свинец, воск были предметами, которые использовали с целью "забрать на себя" болезнь и "замереть". Эти предметы должны были указывать на причину перепуга.
Метод передачи другому человеку, животному, растению (подкидывание болезни в чужой дом, на дорогу и т.д.) также использовался
широко при лечении болезней.
Чтобы избавиться, например, от бородавок, нитки, на которых вязали узелки исходя из количества бородавок, бросали на дорогу или на перекресток. При лечении сухот у ребенка, около него сажали собаку или кошку, на которых при чтении заговора переходили сухоты. Одним из наиболее популярных методов лечения лишая был следующий: пораженное место мазали сметаной и давали слизать собаке (все исследованные села).
Закапывание в народной традиции одна из форм обрядового изгнания/уничтожения болезней. В с. Мирном русские-старообрядцы лечили грыжу у ребенка следующим образом: мать подносила мышь к грыже, чтобы она укусила, а затем ее закапывали.
Воду, яйцо, другие предметы, при помощи которых лечили и проводили различные обряды, также закапывали.
Символические ассоциации закапывания с погребением обусловили использование этого действия в обрядах ритуального погребения болезни.
Например, в селах Мирное и Муравлевка, среди русских-старообрядцев функционировал обряд, который не был больше зафиксирован ни в одном из сел региона: больного ребенка мать несла ночью на кладбище. Там ее ждала баба, которая уже выкопала до этого времени две могилки. Лекарка "загадывала" одну из них на выздоровление, другую - на смерть. Мать должна была положить ребенка в одну из них. В это же время знахарка читала заговор. Этот обряд респонденты объясняли возможностью спрогнозировать результат заболевания.
Но материалы, собранные в других регионах Украины и России, позволяет предположить, что таким образом заболевание "хоронили" на кладбище.
Разделение (имитация процесса "перерубания"). На Юге таким методом пользовались в основном при лечении ячменя. Об этом свидетельствует заговор, зафиксированный нами у русских-старообрядцев с. Васильевка:
Чемень! Чемень!
На тебе дулю!
Купи себе топорок
Руби себе поперек!