СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ КРЕСТЫ

Malfrida

Администратор
Регистрация
21.08.2018
Сообщения
9 051
#1
СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ КРЕСТЫ


ПОГОСТНЫЕ КРЕСТЫ

Старообрядцы сохранили много архаичных черт традиционного уклада (не имеющих отношения ко христианству), в том числе древнюю форму надгробий. "Домик на столбе" - символическое жилище для душ предков. С приходом христианства древнее сочетание столба и крыши со вспомогательной поперечиной постепенно становится крестом с
крышей, где поперечина уже является смысловой частью. Этот образ "крытого креста" хорошо нам всем известный.


Старообрядческие кресты-голубцы на карельском кладбище


c.jpg
Старообрядческое надгробие в виде домика. Местилище для души.


а1a.jpg
Крест-домовина или по другому крытый крест

Статья взята с сайта
Верейской старообрядческой общины Покровского храма
http://www.starovereya.ru/



НАТЕЛЬНЫЕ КРЕСТЫ

На самом деле, нет разницы между старообрядческими и новообрядческими нательными крестами. Есть кресты, которые распространены и предпочтительны среди одних или других. Для крестов распространенных среди староверов характерны такие черты: без распятия, со знаками страстей и соответствующими надписями, с оборотной стороны цитата из молитвы "Да воскреснет Бог". Всегда крест восьмиконечный. Точнее внутри четырехконечного ихображен православный восьмиконечный.
И так, перед вами нательные кресты которые распространены среди старообрядцев.

в0.jpg
Мужской крест.

в.jpg
Женский нательный крест-листок

Так что, любой православный может носить такие кресты и в этом не будет ни каких нарушений правил и догм.


ЗАВОЛЖСКИЕ ПОГОСТЫ

Мало кто из исследователей русской традиционной культуры и, в частности, культуры старообрядческой обращает внимание на вопрос о своеобразии традиционных форм намогильных сооружений на старинных деревенских кладбищах. А между тем, ничто так не консервативно, как погребальный обряд. В этой области более чем где-либо сказывается приверженность людей к стародавним обычаям и, следовательно, к возведению над могилами своих предков таких же надгробий, какие ставили их прадеды. «Всякое кладбище, — писал А. Ополовников, — показатель поэтического и художественного вкуса народа. Люди стараются украсить то, что им дорого. А северные кладбища — их еще называют городинками или погостами — это особый, сказочно-таинственный мир. Все реже и реже в наше время можно встретить подобные реликвии прошлого. Подкупает очарование самобытно-чистых форм. Столь же остро воспринимается их органическая слитность с природой, будто они были ею самою созданы, как расцвеченные лишайниками валуны и раскидистые сосны вокруг».
Еще в 1916 году М. Красовский отметил, что древний стиль надгробий сохранил свою чистоту более всего на Севере, где «в Архангельской и Олонецкой губерниях старообрядцы до сих пор ставят на своих погостах надгробия по старинным образцам». Действительно, ореал распространения древних намогильных сооружений ныне захватывает лишь север европейской части России, но, без сомнения, более ранние времена, например, в XV — XVII вв. подобные памятники ставили повсеместно ив центральной России. Старообрядцы осуществили своего рода «эвакуацию» старой, дониконовской культуры на окраи¬ны России. Два крупнейших старообрядческих центра — Русский Север и Заволжье являются в то же время заповедниками русской народной культуры, которая в остальных районах за последние триста лет в целом почти перестала существовать. Одним из очагов этой древней культуры является Нижегородское Заволжье, где в лесах по рекам Керженец, Линда, Узола, Уста в старообрядческих деревнях незыблемо хранятся те традиции и обычаи, которые были свойственны до Петровских реформ всему русскому народу. Стремление к сохранению старой веры усилило у старообрядцев тенденцию к сохранению всего старого вообще. Благодаря этому именно в старообрядческой среде сохранились древние намогильные памятники, которые можно разделить на три основных типа: резные столбики-часовенки (голубцы), срубы и гробницы. Гробницы представляют в сущности избушки-часовни, то есть небольшие срубы, покрытые двускатными крышами. Многовековая эволюция древних обычаев и форм привела к возникновению открытых часовен, точнее, навесов над крестами. Есть в этом типе и практическое начало — предохранение креста от дождя и снега. В Нижегородском Заволжье гробницы-часовни ставились над могилами известных старообрядческих подвижников — местночтимых святых. К таковым относятся уцелевшие гробницы старцев Никандрия и Пафнутия, а также открытые гробницы (где крыша опирается на два или четыре столба) старцев Даниила, Серапиона и Трефилия. Срубы — вытянутые прямоугольные «ДОМОВИНЫ» высотой до одного метра и перекрытые двускатной кровлей, которые укладываются на могильный холм. Вероятно, это отголосок тех древних времен, когда в подобных срубах язычники-славяне сжигали своих умерших. За Ветлугой, в Урень-крае, распространены были упрощенные типы срубов в 2-3 венца тонких бревнышек с зазорами до 20 см между венцами. Скорее всего, это наиболее архаичная форма срубов. Наиболее распространенной формой древних намогильных памятников на севере Заволжья являются столбики-голбцы (на фотоснимках). Различные исследователи, писатели по-разному называют эти точеные столбики — столбцы, голубцы. Среди заволжских староверов они носят название часовенок, реже — голбцов или голбчиков, как и сами кладбища, называемые на Севере погостами, за Волгой именуются исключительно могилами. Часовенки представляют собой столбик с двускатной кровлей, стилизованной под крышу дома, часто со всеми, присущими ей деталями. Историк русской архитектуры В. И. Даль (вторая поло¬вина XIX века) подобные столбики относил к древнейшему периоду истории нашей культуры. В Нижегородском Заволжье можно встретить несколько типов часовенок. Наиболее редко встречаются плоские тесины под небольшой кровлей. Поверхность стойки тесин бывает обработана контурной резьбой, и почти всегда тесины имеют причудливые резные торцы. Гораздо чаще встречаются так называемые «даниловские» столбцы (по поморскому старообрядческому монастырю на реке Выг, основанному в конце XVII столетия Даниилом Викулиным). Даниловский тип столбцов — круглые или восьмигранные, без декора стойки с длинноскатной кровлей высотой от 1,5 до 2 метров. В верхней части, под кровлей — киот с медной иконой, крестом или частью складня. Иногда наверху сооружали макет церкви или часовни. Художественное решение такой большой часовенки — в противопоставлении массивного столба резным причелинам и массивному охлупню. Концы тесин, образующих кровлю, часто заканчивались резьбой в виде шестигранников или наконечников стрел как у тесовых покрытий церквей и часовен. Некоторые из столбцов имели прямоугольное сечение.
Другой вид часовенки — столбики с одним или несколькими перехватами в середине в виде небольшого цилиндра, края которого обработаны в форме городков или крупных зубцов. Удивительное впечатление производят часовенки с несколькими перехватами, со сложной и обильной резьбой на всех частях стойки. И. Маковецкий писал: «Наиболее часто столбики обработаны орнаментом в виде бусин, веревочек, горбыльков, городков, колобков и на самых древних намогильных памятниках, и на современных этим голубцам избах». Варианты резьбы столбцов бесчисленны, но все они основаны на принципе контрастного сочетания крупных, упругих линий и форм с мелкими ритмично чередующимися деталями. Что ни столбец, то свой особый рисунок, свое лицо. Многие элементы декора сложились в глубокой древности. Среди них, например, круглая розетка на причелинах, олицетворяющая солнце, зубчатый городок — атрибут символа плодородия Берегини, резное «полотенце» под коньком — символ жизненной чистоты и т. д. В нижней части голубца — зубчатые или волнистые линии. А это древний символ воды, реки. Над волнистой линией цветок — солярный знак — это солнце, плывущее ночью по подземной реке. Иногда на голубцах можно видеть солярные знаки с изогнутыми лучами — «вращающиеся розетки» — связь зари с «играющим» солнцем (солнце «играет» на восходе на Пасху и в Петров день). Раньше голубцы окрашивали. Солярные знаки были желтогоцвета, верхняя часть и внутри кровли — голубого небесного цвета. Из века в век передавались традиционные формы деревянного зодчества, хотя созданы они были давным-давно, и корни, вскормившие их, тоже давным-давно ушли в небытие. Часовенки возвышаются на лесных заволжских могилах, как последние свидетели давно минувших дней, последние реликвии русского крестьянского мира, ушедшего от нас навсегда.



СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ ЛИТЬЁ

В ТРАДИЦИИ СТАРООБРЯДЦЕВ ЕСТЬ ТАКЖЕ ЛИТЫЕ ИКОНЫ И КРЕСТЫ. КРЕСТЫ ЛИЛИСЬ РАЗЛИЧНЫХ РАЗМЕРОВ В ОСНОВНОМ ИЗ МЕДНОГО СПЛАВА, НО ВСТРЕЧАЛОСЬ И СЕРЕБРЯННОЕ И ЗОЛОТОЕ ЛИТЬЕ. С ОБОРОТНОЙ СТОРОНЫ КРЕСТЫ УКРАШАЛИСЬ ОРНАМЕНТОМ ИЛИ МОЛИТВОЙ "КРЕСТ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, КРЕСТ КРАСОТА ЦЕРКОВНАЯ, КРЕСТ ЦАРЕМ ДЕРЖАВА, КРЕСТ ВЕРНЫМ УТВЕРЖДЕНИЕ, КРЕСТ АНГЕЛАМ СЛАВА, КРЕСТ БЕСАМ ЯЗВА". ТАКИЕ КРЕСТЫ ВЕШАЛИСЬ В КРАСНОМ УГЛУ, ПОМЕЩАЛИСЬ В ХРАМАХ. НЕКОТОРЫЕ КРЕСТЫ И ИКОНЫ ИМЕЮТ НА ОБОРОТЕ ПЕТЛИЦУ. ТАКИЕ ИКОНЫ И КРЕСТЫ БРАЛИ С СОБОЙ В ДАЛЮНЮЮ ДОРОГУ, НА ВОЙНУ И Т.Д. (ВЕШАЛОСЬ НА ШЕЮ). НЕКОТОРЫЕ СТАЛИ ЛИТЫЕ ИКОНЫ И
КРЕСТЫ ВРЕЗАТЬ В ДОСКУ И ДОПИСЫВАТЬ СЮЖЕТЫ, ЛИБО ПРОСТО РАСПОЛОГАЛИ ОДИН КРЕСТ НА ДОСКЕ. ПОЛУЧАЛАСЬ СИНТЕЗИРОВАННАЯ ИКОНА ЛИТЬЯ И ЖИВОПИСИ. ВЫГЛЯДИТ ВЕСЬМА ОРИГИНАЛЬНО И ИНТЕРЕСНО

в.jpg

ca.jpg


Какой нательный крест является правильным?
Допустимо ли ношение нательного креста с изображением Спасителя?

Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

Мужской нательный крест
1.jpg

Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.

Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться все чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного. Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с
черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость. Поясняющая надпись гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии”. Часто добавляется надпись “НИКА” (греческое слово, означает победу Христа над смертью). Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К” - копие, “Т” - трость, “ГГ” - гора Голгофа, “ГА” - глава Адама. “МЛРБ” - место лобное рай бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).



Женский нательный крест

Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны, поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы. Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования ее не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ, а Распятие – это образ. Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом, так что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определенное отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А нательный крест, который мы носим под одеждой, есть символ, и Распятия там быть не должно.


Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года». Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к
образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества.

К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту ("Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…"), или только первые слова.

Существует внешнее различие между “женскими” и “мужскими” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3).

Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетенной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).

(частично взято из "Старообрядчество в России. Энциклопедический иллюстрированный словарь. – М., 2005")



ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛОВ И НАДПИСЕЙ НА КРЕСТЕ

хочу обусловить сразу: дело в ом что это относится к традициям и старообрядчества и никонеанства. думаю статья будет полезна для многих форумчан (материал взят с просторов Интернета)

Крест сопровождает христианина всю его жизнь. Мы видим распятия в храмах, дома, носим на груди. И тем не менее вопросов возникает множество.
Попробуем разобраться, что означают детали креста на изображениях. Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее. По-еврейски, по-гречески и по-римски было написано: "Иисус Назарянин Царь Иудейский" (Ин. XIX, 19-20). При изображении Распятия обычно используют сокращение I.Н.Ц.I. (И.Н.Ц.И.). Нижняя перекладина - подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя. Буквы "К" и "Т" слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. "Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его" (Ин. XIX, 34). "Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. XIX, 34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия - по сторонам большей перекладины. "Солнце преложися во тьму, и луна в кровь претворися..." Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Еврейское слово «Голгофа» значит «лоб» или просто «череп». Сокращение "ГГ" как раз и означает "гора Голгофа", а "МЛБР" - "место лобное рай бысть". По преданию, на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек – Адам. "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы..." "ГА" - глава Адама. Поэтому в символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. Иисус изображается с крестчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие "истинно Сущий", как Бог сказал Моисею "Аз есмь Сый" (Я есть Сущий) (Исх. III, 14). Над большей перекладиной пишется сокращенно, со знаками сокращения - титлами, имя Спасителя "IC XC" - Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: "НИКА"
(греч. - Победитель). Интересно сравнить и различия в изображении Распятия в западной (католической) и восточной (православной) церкви. Католическое Распятие часто предельно исторично, натуралистично. Распятый изображается провисшим на руках, Распятие передает мученические страдания и крестную смерть Христа. Начиная с XV в. в Европе широко распространяются откровения Бригитты Шведской (1303-1373), которой открылось, что "...когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты... Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты...". В Распятии работы Грюневальда (Матиса Нитхардта) (см. илл.) воплотились откровения Бригитты. Большие многофигурные композиции Распятия - тема для отдельного рассмотрения. Чаще всего у Креста изображаются Богоматерь и Иоанн Богослов, в более сложных композициях добавляются плачущие жены и сотник Лонгин. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов. Могут изображаться и воины с тростью и копьем, на переднем плане иногда показаны воины, по жребию разыгрывающие одежды Распятого. Отдельный иконографический вариант композиции - т. н. "Распятие с разбойниками", в котором изображены три фигуры, распятые на крестах. По обеим сторонам от Христа - два разбойника: один с опущенной головой, другой - с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.
 
Последнее редактирование:

Вверх Снизу