Стивен ФлауэрсГальдрабок. Глава 4. Старые боги и демоны ада
Сколь это ни удивительно, старые боги и богини германцев благополучно уцелели в исландской магической и фольклорной традиции. Если в Германии, Англии и даже скандинавских странах о них встречаются лишь отдельные, изолированные упоминания, довольно рано исчезающие вовсе, то в Исландии старые боги жили и процветали повсеместно. Причины тому следует искать в рассмотренных выше особенностях общественной и религиозной истории этой страны.
Составить представление о судьбе старых богов в магических традициях других германских стран помогут приложения к этой книге. Для них были специально подобраны тексты, красноречиво иллюстрирующие наиболее традиционные (не только по самому факту упоминания старых божеств, но и с учетом контекста, в котором употребляются их имена) пласты магической культуры.
Здесь же мы постараемся представить целостную картину «теологии» и «демонологии» «Гальдрабока» и родственных ему исландских текстов. В первую очередь нас интересуют свидетельства сохранности языческих богов, но мы исследуем также и взаимоотношения, и мнимую ассимиляцию этих богов с мифологическими и магическими персонажами иудейско-христианской традиции, как благими, так и вредоносными.
В германской традиции, как и в любых других местных традициях, уступивших христианской экспансии, старые боги, пользовавшиеся популярностью в народе, выживали, по меньшей мере, двумя способами: 1) уходя в «подполье», где они зачастую соседствовали с другими отверженными сущностями (например, демонами), или 2) ассимилируясь и отождествляясь с принятыми или официально разрешенными для почитания сущностями. Последний из двух этих путей гораздо более распространен во всех культурах. Иногда старые боги отождествлялись с Иисусом, его учениками, апостолами или, чаще всего, с различными святыми. Некоторые из этих святых почитались в христианстве изначально, но подчас имела место фактическая канонизация старых божеств, принимавших новые, «христианские» имена и атрибуты[1]. В действительности это тема для самостоятельного и весьма обширного исследования; здесь мы сможем уделить внимание лишь тем отдельным случаям ассимиляции, свидетельства которых встречаются в магических текстах. Однако важно отдавать себе отчет, что эти процессы были гораздо более всеобъемлющими и распространенными и отнюдь не ограничивались сферой магии[2].
Разумеется, из всех старых богов в исландских источниках наиболее ярко представлен Гальдрафёд (Отец Магии), то есть Один. Его имя входит практически во все поименные перечни старых богов, а различные его хейти (исл. «прозвища») нередко включаются не только в подобные перечисления, но и в названия магических знаков. Например, Йоун Арнасон приводит последовательность из шести гальдраставов, каждому из которых присвоено имя собственное (см. илл. 1)[3].
Сколь это ни удивительно, старые боги и богини германцев благополучно уцелели в исландской магической и фольклорной традиции. Если в Германии, Англии и даже скандинавских странах о них встречаются лишь отдельные, изолированные упоминания, довольно рано исчезающие вовсе, то в Исландии старые боги жили и процветали повсеместно. Причины тому следует искать в рассмотренных выше особенностях общественной и религиозной истории этой страны.
Составить представление о судьбе старых богов в магических традициях других германских стран помогут приложения к этой книге. Для них были специально подобраны тексты, красноречиво иллюстрирующие наиболее традиционные (не только по самому факту упоминания старых божеств, но и с учетом контекста, в котором употребляются их имена) пласты магической культуры.
Здесь же мы постараемся представить целостную картину «теологии» и «демонологии» «Гальдрабока» и родственных ему исландских текстов. В первую очередь нас интересуют свидетельства сохранности языческих богов, но мы исследуем также и взаимоотношения, и мнимую ассимиляцию этих богов с мифологическими и магическими персонажами иудейско-христианской традиции, как благими, так и вредоносными.
В германской традиции, как и в любых других местных традициях, уступивших христианской экспансии, старые боги, пользовавшиеся популярностью в народе, выживали, по меньшей мере, двумя способами: 1) уходя в «подполье», где они зачастую соседствовали с другими отверженными сущностями (например, демонами), или 2) ассимилируясь и отождествляясь с принятыми или официально разрешенными для почитания сущностями. Последний из двух этих путей гораздо более распространен во всех культурах. Иногда старые боги отождествлялись с Иисусом, его учениками, апостолами или, чаще всего, с различными святыми. Некоторые из этих святых почитались в христианстве изначально, но подчас имела место фактическая канонизация старых божеств, принимавших новые, «христианские» имена и атрибуты[1]. В действительности это тема для самостоятельного и весьма обширного исследования; здесь мы сможем уделить внимание лишь тем отдельным случаям ассимиляции, свидетельства которых встречаются в магических текстах. Однако важно отдавать себе отчет, что эти процессы были гораздо более всеобъемлющими и распространенными и отнюдь не ограничивались сферой магии[2].
Разумеется, из всех старых богов в исландских источниках наиболее ярко представлен Гальдрафёд (Отец Магии), то есть Один. Его имя входит практически во все поименные перечни старых богов, а различные его хейти (исл. «прозвища») нередко включаются не только в подобные перечисления, но и в названия магических знаков. Например, Йоун Арнасон приводит последовательность из шести гальдраставов, каждому из которых присвоено имя собственное (см. илл. 1)[3].