Стивен ФлауэрсГальдрабок. Глава 5. Руны и магические знаки
К XVI веку древнее учение о рунах пришло в упадок вследствие накопившихся искажений. Но, как свидетельствует история магии, опытные чародеи по-прежнему могли вполне осмысленно использовать даже искаженные формы рун. Нас здесь интересует, в первую очередь, то, в каком виде сохранялись в исландской традиции основные методы рунической магии (во многом отличные от магических приемов, заимствованных из традиции средиземноморской). Две основных графических особенности магии этого рода — использование рун или руноподобных знаков и использование магических знаков (galdramyndir), в руническом происхождении которых полной уверенности нет. Еще одна яркая отличительная черта — сама методика применения этой магии, практически тождественная тем магическим приемам, которые бытовали в языческую эпоху.
Сами руны в Исландии по-прежнему использовались как одна из форм письменности, о чем свидетельствуют, например, рунические надписи внутри и вокруг некоторых магических сигилов, приведенных в приложении А. Но гораздо чаще употреблялись не руны в чистом виде, а рунические шифры — так называемые villuletur или villurúnir («обманные руны»), призванные не сообщить какую-либо информацию напрямую, а, наоборот, замаскировать и спрятать ее от посторонних глаз. Кроме того, маги могли составлять графические формулы из определенного количества руноподобных фигур, причем само количество этих фигур намекало на то, что за ними скрывается рунический ряд. Например, в примечаниях к рецептам №№12—19 описано несколько методов, по которым для изготовления магических «ставов» использовались одновременно и нумерологические системы, и рунические формы как таковые. Судя по всему, маги стремились создавать достаточно сложные знаки, состоящие из большого числа фигур (например, из двадцати четырех, шестнадцати или восьми, как в указанных формулах из «Гальдрабока»).
Еще одна особенность, по-видимому унаследованная от древней рунической магии, — сама терминология, служившая для описания этих фигур и способов их использования. Чаще всего такие фигуры назывались «ставами» (исл. stafir, ед. ч. stafur), что буквально означает «жердь». Это объясняется тем, что в древности сами руны именовались «жердями», поскольку в талисманических целях их нередко вырезали на деревянных палках и посохах. О таком способе изображения рун в магических целях свидетельствует употребление исландских глаголов reisa («процарапывать») и rista («вырезать»). Они встречаются не только в контекстах, подразумевающих, собственно, резьбу (например, по дереву), но и применительно к письму на пергаменте или бумаге при помощи пера и чернил. Так или иначе, старая магическая терминология, связанная с рунами, сохранялась долго.
К XVI веку древнее учение о рунах пришло в упадок вследствие накопившихся искажений. Но, как свидетельствует история магии, опытные чародеи по-прежнему могли вполне осмысленно использовать даже искаженные формы рун. Нас здесь интересует, в первую очередь, то, в каком виде сохранялись в исландской традиции основные методы рунической магии (во многом отличные от магических приемов, заимствованных из традиции средиземноморской). Две основных графических особенности магии этого рода — использование рун или руноподобных знаков и использование магических знаков (galdramyndir), в руническом происхождении которых полной уверенности нет. Еще одна яркая отличительная черта — сама методика применения этой магии, практически тождественная тем магическим приемам, которые бытовали в языческую эпоху.
Сами руны в Исландии по-прежнему использовались как одна из форм письменности, о чем свидетельствуют, например, рунические надписи внутри и вокруг некоторых магических сигилов, приведенных в приложении А. Но гораздо чаще употреблялись не руны в чистом виде, а рунические шифры — так называемые villuletur или villurúnir («обманные руны»), призванные не сообщить какую-либо информацию напрямую, а, наоборот, замаскировать и спрятать ее от посторонних глаз. Кроме того, маги могли составлять графические формулы из определенного количества руноподобных фигур, причем само количество этих фигур намекало на то, что за ними скрывается рунический ряд. Например, в примечаниях к рецептам №№12—19 описано несколько методов, по которым для изготовления магических «ставов» использовались одновременно и нумерологические системы, и рунические формы как таковые. Судя по всему, маги стремились создавать достаточно сложные знаки, состоящие из большого числа фигур (например, из двадцати четырех, шестнадцати или восьми, как в указанных формулах из «Гальдрабока»).
Еще одна особенность, по-видимому унаследованная от древней рунической магии, — сама терминология, служившая для описания этих фигур и способов их использования. Чаще всего такие фигуры назывались «ставами» (исл. stafir, ед. ч. stafur), что буквально означает «жердь». Это объясняется тем, что в древности сами руны именовались «жердями», поскольку в талисманических целях их нередко вырезали на деревянных палках и посохах. О таком способе изображения рун в магических целях свидетельствует употребление исландских глаголов reisa («процарапывать») и rista («вырезать»). Они встречаются не только в контекстах, подразумевающих, собственно, резьбу (например, по дереву), но и применительно к письму на пергаменте или бумаге при помощи пера и чернил. Так или иначе, старая магическая терминология, связанная с рунами, сохранялась долго.