ТАЙНА КОЛЫБЕЛИ
В течение многих лет я ездила в этнографические экспедиции по Сибири, и мне посчастливилось собрать заговоры, колыбельные песни, ритуалы, сохранившиеся в глубинке. Это были поездки по морозному северу и степному югу, и каждый раз открывалась новая страница в традиционной культуре.
Вот что интересно: практически у всех народов особое место занимает период младенчества и раннего детства, поскольку именно в это время закладываются основные черты личности, особенности душевного и духовного развития. И очень важную роль здесь играют колыбельные.
В начале двухтысячных мне удалось записать несколько колыбельных песен северных народов. Сначала мы просто беседовали о культуре и традициях. Затем состоялась встреча с верховным шаманом ханты, который провел ритуал обращения к богам, чтобы они разрешили передать эти песни.
Были собраны в один пучок кусочек ягеля, пух полярной куропатки, шерсть оленя, веточки пихты, какие-то травы — все это поджигалось с соответствующими песнопениями. Мне повезло: дым пошел столбом, а значит, хантыйские боги дали свое согласие на передачу тайных знаний. Однако я записала колыбельные только тех людей, которые уже умерли.
На вопрос: «Почему?» — хантыйки ответили, что исполнение колыбельной постороннему человеку может изменить всю последующую жизнь того, кому предназначается песня. До сих пор колыбельная является у ханты «штучной»: при рождении малыша бабушка и мать придумывают ему персональную песню, которая «встраивает» нового члена общества в систему семьи, рода, объясняя младенцу его цели и задачи, которые он должен реализовать в течение жизни.
В течение многих лет я ездила в этнографические экспедиции по Сибири, и мне посчастливилось собрать заговоры, колыбельные песни, ритуалы, сохранившиеся в глубинке. Это были поездки по морозному северу и степному югу, и каждый раз открывалась новая страница в традиционной культуре.
Вот что интересно: практически у всех народов особое место занимает период младенчества и раннего детства, поскольку именно в это время закладываются основные черты личности, особенности душевного и духовного развития. И очень важную роль здесь играют колыбельные.
В начале двухтысячных мне удалось записать несколько колыбельных песен северных народов. Сначала мы просто беседовали о культуре и традициях. Затем состоялась встреча с верховным шаманом ханты, который провел ритуал обращения к богам, чтобы они разрешили передать эти песни.
Были собраны в один пучок кусочек ягеля, пух полярной куропатки, шерсть оленя, веточки пихты, какие-то травы — все это поджигалось с соответствующими песнопениями. Мне повезло: дым пошел столбом, а значит, хантыйские боги дали свое согласие на передачу тайных знаний. Однако я записала колыбельные только тех людей, которые уже умерли.
На вопрос: «Почему?» — хантыйки ответили, что исполнение колыбельной постороннему человеку может изменить всю последующую жизнь того, кому предназначается песня. До сих пор колыбельная является у ханты «штучной»: при рождении малыша бабушка и мать придумывают ему персональную песню, которая «встраивает» нового члена общества в систему семьи, рода, объясняя младенцу его цели и задачи, которые он должен реализовать в течение жизни.