Трактовка Старшего Футарка от Г. Скидбладнир
Руны Старшего Футарка
Было опубликовано уже огромное множество работ различных авторов, изучающих рунологию в самые разные этапы её развития. Имена этих авторов известны каждому, кто серьёзно занимался этим вопросом. Перечислять их тут не имеет никакого смысла, важно лишь отметить огромный территориальный разброс. Это и Европа, и Америка, и центральная Россия, и Украина. И каждый из этих авторов высказывает своё, порой сильно отличающиеся от остальных мнение, основанное на собственном опыте работы с рунами. Некоторые, правда, начинают создавать свои системы, забывая о том, что руны и Северная Традиция – понятия неразделимые. Тогда происходит профанация Традиции, и это еще больше вводит в заблуждение людей ищущих. Я ни в коем случае не выступаю за принятие одного единственно верного трактата о рунах, всегда и во всем будут существовать различные школы и понятия, однако все они должны быть основаны на источниках, а значит быть В ТРАДИЦИИ. По сути, все они, так или иначе, крутятся вокруг самого определённого и чёткого источника – непосредственного перевода, имени самой руны. Также не стоит забывать, что самая первая подобная работа была написана непосредственно в момент, когда Традиция еще не была прервана. Это три рунические поэмы: исландская, норвежская и англосаксонская, обязательные для изучения любого, кто всерьез занялся вопросом. Остальные источники – это рунические камни, остатки рунических надписей и заклятий на различных предметах быта и вооружения, рунические ставы (амулеты).
Однако также не стоит забывать, что как и всякая прерванная Традиция, после своего возрождения она продолжает развиваться. Нельзя говорить о полном и окончательном возрождении Северной Традиции, хотя бы потому, что для этого прошло слишком мало времени, однако в рунологии этот этап, на мой взгляд, уже пройден. И вновь оговорюсь, говоря о развитии, необходимо оставаться в рамках Традиции.
Данная работа представляет собой обзор общего значения рун, максимально основанного на источниках. Трактовка будет даваться в нескольких частях. Сначала описываются те вещи, которые известны нам из источников, потом описание варианты трактовки в мантике и использование в магии с точки зрения автора.
Феху.
Источники.
Богатство — это раздоры родни,
И прилива огонь,
И путь рыбы могильной.
(Исландская руническая поэма)
Богатство вызывает раздор родичей;
волк кормится в лесу.
(Норвежская руническая поэма)
Богатство — утешение всем людям,
но должен человек каждый — щедро им делиться,
если он хочет перед Господом славу обрести.
(Англосаксонская руническая поэма)
Феху переводится как скот. Важно отметить, что скот в Скандинавии в те времена является скорее необходимым минимум для выживания, чем источником богатства. Гораздо больше богатства приносила торговля (пища на экспорт практически никогда не шла) и грабежи.
Описание.
Феху начинает Футарк, и это диктует один из ее аспектов – самый первый этап нового начала, зарождение. Само название руны Фе похоже на звук дыхания ф-ф-е-е-е-е…
Второй аспект (по порядку, не по значимости) исходит из ее прямого значения – Скот. Скот в малом количестве это строгая необходимость, чтобы выжить и прокормить Род. Таким образом, Феху, это самые примитивные потребности человека: питаться, чтобы выжить, стать больше и сильнее. В большем количестве это уже богатство, ведь именно так зарождалась торговля: излишки менялись на дефицитные товары. Однако это не деньги (то есть золото), и разница эта между наличием товара и наличием денег очень большая. Феху также связывают с ванами, богами плодородия.
Трактовка в мантике и использование в магии.
Феху может трактоваться как начало нового этапа, получение минимальных ресурсов, чтобы начать новое дело, связь с ванами.
Также используется в магии. Зачастую используется руническая формула – тройное Феху. В таком случае ресурсы для создания выходят за рамки необходимого минимума. Феху можно использовать в случае, когда в ситуацию нужно внести некоторую новизну, дать небольшой толчок застоявшемуся делу.
Уруз.
Источники
Морось — туч плач,
И таянье наста,
И напасть пастушья.
(Исландская руническая поэма)
Шлак — от плохого железа;
часто северный олень бежит по насту.
(Норвежская руническая поэма)
Тур яр и великорог,
свирепейший зверь, сражается рогами
прославленный скиталец пустошей. Это отважное существо
(Англосаксонская руническая поэма)
Уруз переводится как тур (или медведь). Тур – это вымерший вид лесного быка, древний родственник бизона. Тур, как и медведь, считается главой леса из-за его огромной силы и мощи.
Описание
Уруз – это бык, и аспект у него один – грубая сила. Это сила для роста, сила для развития, сила тяжелая, неповоротливая, но огромная и мощная. Это сила относится больше к аспекту земли и подходит для физических нагрузок, а не для творческих действий.
Трактовка в мантике и использование в магии.
В мантике может трактоваться как начальный этап развития – активный рост. Также может означать большую физическую силу, приземленность, концентрацию в основном на физическом развитии в ущерб духовному.
В магии может использоваться для преодоления физических трудностей любого характера. Однако не стоит забывать, что активизация этого аспекта может затормозить развитие духовное, а в больших количествах и вовсе может послужить проклятием. Также может использоваться для приобретения свойств тура (медведя): ярости, физической мощи, но вместе с тем и «безбашенности», отсутствия обдуманности и невозможность трезво взглянуть на ситуацию.
Туризас.
Источники
Турс — пытка жен,
И житель утёсов,
И Ва́рдруны муж.
(Исландская руническая поэма)
Турс причиняет женщинам муки;
веселыми делает немногих несчастье.
(Норвежская руническая поэма)
Шип (терн?) — жестоко остр, тану каждому
схватившемуся — он зло, безмерно суров
к человеку любому, что на нем отдыхает.
(Англосаксонская руническая поэма)
Туризас переводится как турс, или шип. Турсы в Северной Традиции – это великаны, силы, противостоящие богам и людям. Представители трех племен – хрим-турсы, дети муспеля и йотуны, они самые древние существа на планете, олицетворяют разрушительную силу природы «до начала времен», то есть до прихода богов. Что интересно, огонь и лед являются как силой разрушения, так и созидания, ведь именно из двух потоков был создан Мир.
Описание
При описании руны я исходил из двух ее переводов: турс и шип (однако это не значит, что эти два значения являются разными трактовками одной руны; они неразрывно связаны между собой и являются лишь различным подходом к одному вопросу).
Про турсов уже все было сказано выше: это препятствие, разрушительные силы природы, обращенные против людей. Не стоит путать эту силу с Хагалазом, который разрушает всё, оставляя лишь Пустоту.
Второе значение руны – шип. Шип – это проникновение, но само по себе оно не несет никакой нагрузки. Если уколоть шипом человека, у него лишь немного поболит место укола, если же намазать шип ядом – человек умрет.
Трактовка в мантике и использование в магии.
В мантике эта руна может означать непосредственно связь с турсами. Также она может означать возникновение препятствия, проблемы, нарушение планов. Выражение «подложить свинью» относится именно к этой руне. При этом чаще всего проблемы, вызванные именно в определённом деле, не связаны с общим положением дел (если, конечно, это определенное дело не является единственным).
В магии эта руна используется в основном как «шип». Туризас делает «отверстие», в которое можно «положить» что-то. Из-за своего свойства проникать, пробивать, Туризас очень часто используется в проклятиях. Об этом нам говорит древний текст «режу я руны, Турс и еще три». Важно понимать, что сам по себе Туризас не оружие, он может создать лишь небольшое препятствие, но при грамотной комбинации рун, Туризас может обладать огромной силой.
Ансуз.
Источники.
Ас — древний Гаут,
И Асгарда конунг,
И Валгаллы вождь.
(Исландская руническая поэма)
Устье реки — большинства путешествий путь;
как ножны мечу.
(Норвежская руническая поэма)
Бог (Ас) — источник (князь) всей речи,
опора мудрости и утешение мудрецам,
и каждому эрлу — благо и надежда.
(Англосаксонская руническая поэма)
Ансуз переводится как ас или уста. Асы представляют один из двух родов божеств Северной Традиции. Конкретнее, Ансуз связывают с Одином в аспекте божества мудрости, поэзии, гальдра. Уста в данном случае употребляются в значении красноречия, ораторского искусства.
Описание
Принимая во внимания оба варианта перевода руны, можно сделать вывод, что Ансуз тесно связан с искусством грамотно выражать свои мысли и эмоции красноречием и поэзией. А также с наличием этих мыслей, то есть с вдохновением и мудростью. С этим прямую связь имеет также искусство гальдра (способ колдовства с помощью заговоров и песен). Более глобально, Ансуз – это олицетворение силы асов, сил порядка, противостоящих турсам.
Трактовка в мантике и использование в магии.
В мантике Ансуз может трактоваться как божественное одобрение того или иного дела. Также это различные успехи в творческих и духовных делах. Может означать конкретно связь с Одином или асами в целом.
В магии Ансуз используется для получения вдохновения, мудрости, усиление творческих и умственных способностей. Также используется, чтобы вызвать покровительство (или связь) асов или Одина в определенном деле (опять связанным со значением руны).
Райдо.
Источники
Езда верховая — седалищу счастье,
И скорое странствие,
И лошади труд.
(Исландская руническая поэма)
Верховая езда, говорят, лошадей измучивает;
Регинн сковал меч наилучший.
(Норвежская руническая поэма)
Верховая езда в чертоге воину каждому
сладка, и тяжка для того, кто сидя на
коне могучем, в многомильном пути.
(Англосаксонская руническая поэма)
Райдо переводится как верховая езда. Важно помнить, что езда верхом в древние времена была единственным способом более-менее быстро и комфортно добраться до места по суше.
Описание
Райдо переводится как верховая езда, однако это не сама идея движения, как можно подумать. Райдо – это именно путешествие от одной точки к другой, причем путешествие во всех смыслах этого слова. Переход от работы домой такой же Райдо, как и шаманское путешествие. Также не стоит путать значение коня и верховой езды. Райдо не связан с лошадью, лишь с самим процессом путешествия (проще говоря, если бы у древнего скандинава был самолет, руна вполне могла бы называться авиаперелёт).
Трактовка в мантике и использование в магии.
В мантике Райдо означает путешествие, дорогу, переход от одной точки к другой, путь.
В магии чаще всего используется для удачного или неудачного путешествия. Сама по себе руна приносит удачу и защиту в пути.
Кано.
Источники
Воспалённая рана — погибель младенца,
И битвы следы,
И дом плоти гниющей.
(Исландская руническая поэма)
Язва — детская погибель;
беда делает людей бледными.
(Норвежская руническая поэма)
Факел всем живым существам известен огнем
яркий и ясный — горит чаще всего
там, где этелинги отдыхают дома.
(Англосаксонская руническая поэма)
Кано переводится как факел или язва. На первый взгляд, между этим понятиями нет ничего общего, однако если разобраться, то можно увидеть, что их функции одинаковы.
Описание
Кано – это факел, вспышка света, показывающая истинное состояние. Функция Кано – проявлять, показывать истину, озарять своим светом. Такова и функция огня, что косвенно наводит нас на размышления о неоднозначной фигуре божества Локи. Также важно, что при дневном свете зажигать факел бессмысленно, он нужен лишь во Тьме. По сути функции язвы те же: раскрывать, проявлять.
Трактовка в мантике и использование в магии.
В мантике Кано означает озарение, прояснение, понимание, нахождение цели.
В магии Кано чаще всего используется для раскрытия чего-либо, на подобии действия язвы. В таком действии Кано несколько похоже на действие Туризас, только Туризас делает отверстие, а Кано раскрывает. Сама по себе язва принесёт лишь незначительное неудобство, и Кано, как орудие, само по себе не слишком эффективно. Однако на подобии Туризаса, при грамотной комбинации рун, Кано может быть использовано очень эффективно. Также Кано используется для нахождения чего-либо, понимания определенных вопросов, открытия тайн.
Руны Старшего Футарка
Было опубликовано уже огромное множество работ различных авторов, изучающих рунологию в самые разные этапы её развития. Имена этих авторов известны каждому, кто серьёзно занимался этим вопросом. Перечислять их тут не имеет никакого смысла, важно лишь отметить огромный территориальный разброс. Это и Европа, и Америка, и центральная Россия, и Украина. И каждый из этих авторов высказывает своё, порой сильно отличающиеся от остальных мнение, основанное на собственном опыте работы с рунами. Некоторые, правда, начинают создавать свои системы, забывая о том, что руны и Северная Традиция – понятия неразделимые. Тогда происходит профанация Традиции, и это еще больше вводит в заблуждение людей ищущих. Я ни в коем случае не выступаю за принятие одного единственно верного трактата о рунах, всегда и во всем будут существовать различные школы и понятия, однако все они должны быть основаны на источниках, а значит быть В ТРАДИЦИИ. По сути, все они, так или иначе, крутятся вокруг самого определённого и чёткого источника – непосредственного перевода, имени самой руны. Также не стоит забывать, что самая первая подобная работа была написана непосредственно в момент, когда Традиция еще не была прервана. Это три рунические поэмы: исландская, норвежская и англосаксонская, обязательные для изучения любого, кто всерьез занялся вопросом. Остальные источники – это рунические камни, остатки рунических надписей и заклятий на различных предметах быта и вооружения, рунические ставы (амулеты).
Однако также не стоит забывать, что как и всякая прерванная Традиция, после своего возрождения она продолжает развиваться. Нельзя говорить о полном и окончательном возрождении Северной Традиции, хотя бы потому, что для этого прошло слишком мало времени, однако в рунологии этот этап, на мой взгляд, уже пройден. И вновь оговорюсь, говоря о развитии, необходимо оставаться в рамках Традиции.
Данная работа представляет собой обзор общего значения рун, максимально основанного на источниках. Трактовка будет даваться в нескольких частях. Сначала описываются те вещи, которые известны нам из источников, потом описание варианты трактовки в мантике и использование в магии с точки зрения автора.
Феху.
Источники.
Богатство — это раздоры родни,
И прилива огонь,
И путь рыбы могильной.
(Исландская руническая поэма)
Богатство вызывает раздор родичей;
волк кормится в лесу.
(Норвежская руническая поэма)
Богатство — утешение всем людям,
но должен человек каждый — щедро им делиться,
если он хочет перед Господом славу обрести.
(Англосаксонская руническая поэма)
Феху переводится как скот. Важно отметить, что скот в Скандинавии в те времена является скорее необходимым минимум для выживания, чем источником богатства. Гораздо больше богатства приносила торговля (пища на экспорт практически никогда не шла) и грабежи.
Описание.
Феху начинает Футарк, и это диктует один из ее аспектов – самый первый этап нового начала, зарождение. Само название руны Фе похоже на звук дыхания ф-ф-е-е-е-е…
Второй аспект (по порядку, не по значимости) исходит из ее прямого значения – Скот. Скот в малом количестве это строгая необходимость, чтобы выжить и прокормить Род. Таким образом, Феху, это самые примитивные потребности человека: питаться, чтобы выжить, стать больше и сильнее. В большем количестве это уже богатство, ведь именно так зарождалась торговля: излишки менялись на дефицитные товары. Однако это не деньги (то есть золото), и разница эта между наличием товара и наличием денег очень большая. Феху также связывают с ванами, богами плодородия.
Трактовка в мантике и использование в магии.
Феху может трактоваться как начало нового этапа, получение минимальных ресурсов, чтобы начать новое дело, связь с ванами.
Также используется в магии. Зачастую используется руническая формула – тройное Феху. В таком случае ресурсы для создания выходят за рамки необходимого минимума. Феху можно использовать в случае, когда в ситуацию нужно внести некоторую новизну, дать небольшой толчок застоявшемуся делу.
Уруз.
Источники
Морось — туч плач,
И таянье наста,
И напасть пастушья.
(Исландская руническая поэма)
Шлак — от плохого железа;
часто северный олень бежит по насту.
(Норвежская руническая поэма)
Тур яр и великорог,
свирепейший зверь, сражается рогами
прославленный скиталец пустошей. Это отважное существо
(Англосаксонская руническая поэма)
Уруз переводится как тур (или медведь). Тур – это вымерший вид лесного быка, древний родственник бизона. Тур, как и медведь, считается главой леса из-за его огромной силы и мощи.
Описание
Уруз – это бык, и аспект у него один – грубая сила. Это сила для роста, сила для развития, сила тяжелая, неповоротливая, но огромная и мощная. Это сила относится больше к аспекту земли и подходит для физических нагрузок, а не для творческих действий.
Трактовка в мантике и использование в магии.
В мантике может трактоваться как начальный этап развития – активный рост. Также может означать большую физическую силу, приземленность, концентрацию в основном на физическом развитии в ущерб духовному.
В магии может использоваться для преодоления физических трудностей любого характера. Однако не стоит забывать, что активизация этого аспекта может затормозить развитие духовное, а в больших количествах и вовсе может послужить проклятием. Также может использоваться для приобретения свойств тура (медведя): ярости, физической мощи, но вместе с тем и «безбашенности», отсутствия обдуманности и невозможность трезво взглянуть на ситуацию.
Туризас.
Источники
Турс — пытка жен,
И житель утёсов,
И Ва́рдруны муж.
(Исландская руническая поэма)
Турс причиняет женщинам муки;
веселыми делает немногих несчастье.
(Норвежская руническая поэма)
Шип (терн?) — жестоко остр, тану каждому
схватившемуся — он зло, безмерно суров
к человеку любому, что на нем отдыхает.
(Англосаксонская руническая поэма)
Туризас переводится как турс, или шип. Турсы в Северной Традиции – это великаны, силы, противостоящие богам и людям. Представители трех племен – хрим-турсы, дети муспеля и йотуны, они самые древние существа на планете, олицетворяют разрушительную силу природы «до начала времен», то есть до прихода богов. Что интересно, огонь и лед являются как силой разрушения, так и созидания, ведь именно из двух потоков был создан Мир.
Описание
При описании руны я исходил из двух ее переводов: турс и шип (однако это не значит, что эти два значения являются разными трактовками одной руны; они неразрывно связаны между собой и являются лишь различным подходом к одному вопросу).
Про турсов уже все было сказано выше: это препятствие, разрушительные силы природы, обращенные против людей. Не стоит путать эту силу с Хагалазом, который разрушает всё, оставляя лишь Пустоту.
Второе значение руны – шип. Шип – это проникновение, но само по себе оно не несет никакой нагрузки. Если уколоть шипом человека, у него лишь немного поболит место укола, если же намазать шип ядом – человек умрет.
Трактовка в мантике и использование в магии.
В мантике эта руна может означать непосредственно связь с турсами. Также она может означать возникновение препятствия, проблемы, нарушение планов. Выражение «подложить свинью» относится именно к этой руне. При этом чаще всего проблемы, вызванные именно в определённом деле, не связаны с общим положением дел (если, конечно, это определенное дело не является единственным).
В магии эта руна используется в основном как «шип». Туризас делает «отверстие», в которое можно «положить» что-то. Из-за своего свойства проникать, пробивать, Туризас очень часто используется в проклятиях. Об этом нам говорит древний текст «режу я руны, Турс и еще три». Важно понимать, что сам по себе Туризас не оружие, он может создать лишь небольшое препятствие, но при грамотной комбинации рун, Туризас может обладать огромной силой.
Ансуз.
Источники.
Ас — древний Гаут,
И Асгарда конунг,
И Валгаллы вождь.
(Исландская руническая поэма)
Устье реки — большинства путешествий путь;
как ножны мечу.
(Норвежская руническая поэма)
Бог (Ас) — источник (князь) всей речи,
опора мудрости и утешение мудрецам,
и каждому эрлу — благо и надежда.
(Англосаксонская руническая поэма)
Ансуз переводится как ас или уста. Асы представляют один из двух родов божеств Северной Традиции. Конкретнее, Ансуз связывают с Одином в аспекте божества мудрости, поэзии, гальдра. Уста в данном случае употребляются в значении красноречия, ораторского искусства.
Описание
Принимая во внимания оба варианта перевода руны, можно сделать вывод, что Ансуз тесно связан с искусством грамотно выражать свои мысли и эмоции красноречием и поэзией. А также с наличием этих мыслей, то есть с вдохновением и мудростью. С этим прямую связь имеет также искусство гальдра (способ колдовства с помощью заговоров и песен). Более глобально, Ансуз – это олицетворение силы асов, сил порядка, противостоящих турсам.
Трактовка в мантике и использование в магии.
В мантике Ансуз может трактоваться как божественное одобрение того или иного дела. Также это различные успехи в творческих и духовных делах. Может означать конкретно связь с Одином или асами в целом.
В магии Ансуз используется для получения вдохновения, мудрости, усиление творческих и умственных способностей. Также используется, чтобы вызвать покровительство (или связь) асов или Одина в определенном деле (опять связанным со значением руны).
Райдо.
Источники
Езда верховая — седалищу счастье,
И скорое странствие,
И лошади труд.
(Исландская руническая поэма)
Верховая езда, говорят, лошадей измучивает;
Регинн сковал меч наилучший.
(Норвежская руническая поэма)
Верховая езда в чертоге воину каждому
сладка, и тяжка для того, кто сидя на
коне могучем, в многомильном пути.
(Англосаксонская руническая поэма)
Райдо переводится как верховая езда. Важно помнить, что езда верхом в древние времена была единственным способом более-менее быстро и комфортно добраться до места по суше.
Описание
Райдо переводится как верховая езда, однако это не сама идея движения, как можно подумать. Райдо – это именно путешествие от одной точки к другой, причем путешествие во всех смыслах этого слова. Переход от работы домой такой же Райдо, как и шаманское путешествие. Также не стоит путать значение коня и верховой езды. Райдо не связан с лошадью, лишь с самим процессом путешествия (проще говоря, если бы у древнего скандинава был самолет, руна вполне могла бы называться авиаперелёт).
Трактовка в мантике и использование в магии.
В мантике Райдо означает путешествие, дорогу, переход от одной точки к другой, путь.
В магии чаще всего используется для удачного или неудачного путешествия. Сама по себе руна приносит удачу и защиту в пути.
Кано.
Источники
Воспалённая рана — погибель младенца,
И битвы следы,
И дом плоти гниющей.
(Исландская руническая поэма)
Язва — детская погибель;
беда делает людей бледными.
(Норвежская руническая поэма)
Факел всем живым существам известен огнем
яркий и ясный — горит чаще всего
там, где этелинги отдыхают дома.
(Англосаксонская руническая поэма)
Кано переводится как факел или язва. На первый взгляд, между этим понятиями нет ничего общего, однако если разобраться, то можно увидеть, что их функции одинаковы.
Описание
Кано – это факел, вспышка света, показывающая истинное состояние. Функция Кано – проявлять, показывать истину, озарять своим светом. Такова и функция огня, что косвенно наводит нас на размышления о неоднозначной фигуре божества Локи. Также важно, что при дневном свете зажигать факел бессмысленно, он нужен лишь во Тьме. По сути функции язвы те же: раскрывать, проявлять.
Трактовка в мантике и использование в магии.
В мантике Кано означает озарение, прояснение, понимание, нахождение цели.
В магии Кано чаще всего используется для раскрытия чего-либо, на подобии действия язвы. В таком действии Кано несколько похоже на действие Туризас, только Туризас делает отверстие, а Кано раскрывает. Сама по себе язва принесёт лишь незначительное неудобство, и Кано, как орудие, само по себе не слишком эффективно. Однако на подобии Туризаса, при грамотной комбинации рун, Кано может быть использовано очень эффективно. Также Кано используется для нахождения чего-либо, понимания определенных вопросов, открытия тайн.