Учение о внутренних органах Чжан-Фу
Характеристика и понятие органа в китайской медицине значительно отличается от представления, укоренившегося в европейской науке. Орган в восточном понимании - это не только и не столько анатомическая структура, но в основном функции, та работа, которую орган выполняет, его роль в цельном организме, его связи и влияния на другие органы и системы.
В понятие органа входит и соответствующий меридиан. Древнекитайскими медиками были выделены две категории главных органов - чжан и фу, остальные были отнесены к добавочным. Название последней категории органов по-русски имеет оттенок второстепенности, однако в понятии китайской медицины этого вовсе нет. Это скорее особые, или как их еще называют - постоянные органы. В соответствии с этими представлениями в организме человека существует пять органов чжан и пять органов фу.
ОРГАНЫ ЧЖАН (буквальное значение - "плотные") имеют характер инь и плотную структуру, являются накопительными и соответствуют пяти первоэлементам:
- печень - дереву, так как выполняет в организме функции перемещения, выделения, роста и становления;
- сердце - огню, так как действует как нагреватель в организме;
- легкие - металлу, так как имеют свойства расширения и очищения (выведения); свойства металла - ясность и чистота; кроме того, функции металла - растворение и расширение;
- селезенка - земле, так как является источником возникновения и имеет функцию начала превращения;
- почки - воде, так как регулируют воду в организме; имеется добавочный условный орган перикард.
Эти органы получили свое название накопительных благодаря тому, что они наполняются субстанцией чин, функциональным началом ци, кровью (сюэ) и жидкостями организма (цзинь-ё), накапливая их.
ОРГАНЫ ФУ (буквальное значение - "полые") имеют характер ян и полое строение и соответствуют таким первоэлементам:
- желчный пузырь - дереву;
- тонкая кишка - огню;
- желудок - земле;
- толстая кишка - металлу;
- мочевой пузырь - воде;
- имеется добавочный условный орган три обогревателя.
Пять полых органов служат приему, перевариванию, абсорбции и выделению продуктов питания, а также частично - распространению питательных веществ в организме. Главная задача плотных органов - накопление, главная функция полых органов -передача дальше. В книге "Су вэнь" написано: "Пять плотных органов накапливают чин, ци и не дают им утекать. Они вполне могут быть поэтому полными, но не должны находиться в состоянии переполнения. Полые органы передают дальше питательные вещества, не накапливая их; поэтому они могут находиться в состоянии избытка, но не должны быть полными".
Инь-органы нечувствительны к боли. Боль - это функция органов ян. Но так как в инь есть ян и инь, а в ян есть и инь и ян, то каждый орган имеет определенную часть ян и часть инь. Если имеет место боль, то это состояние относится к ян-части данного органа. Ян-органы могут подвергаться сильным влияниям со стороны сознания, эмоций и подсознательных ян-влияний.
Плотные и полые органы, помимо анатомического представительства, имеют свои специфические, физиологические и соответствующие психические функции. Исходя из учения инь-ян и концепции у син, все внутренние органы человека неразрывно связаны между собой, взаимодействуют и стимулируют, а также противодействуют и подавляют друг друга.
К категории добавочных или постоянных органов, кроме вышеупомянутых перикарда и трех обогревателей, отнесены также головной, спинной и костный мозг, кости, мышцы, матка и диафрагма. Так как функции их постоянны и не подвержены значительным и быстрым изменениям, они этим резко отличаются от плотных и полых органов. Однако при этом надо учитывать, что постоянные органы своими физиологическими функциями находятся в тесной и неразрывной связи со всеми остальными органами, равно как и могут подвергаться патологическим влияниям и изменениям. Постоянные органы находятся в связи с чудесными меридианами (см. ниже в главе "Учение о меридианах - цзин-ло".
Надо еще оговорить, что понятие ''диафрагма" в китайской медицине обозначает грань, разделяющую верхний обогреватель от среднего. Диафрагма находится во взаимосвязи с легкими, желудком, печенью и желчным пузырем.
Характеристика и понятие органа в китайской медицине значительно отличается от представления, укоренившегося в европейской науке. Орган в восточном понимании - это не только и не столько анатомическая структура, но в основном функции, та работа, которую орган выполняет, его роль в цельном организме, его связи и влияния на другие органы и системы.
В понятие органа входит и соответствующий меридиан. Древнекитайскими медиками были выделены две категории главных органов - чжан и фу, остальные были отнесены к добавочным. Название последней категории органов по-русски имеет оттенок второстепенности, однако в понятии китайской медицины этого вовсе нет. Это скорее особые, или как их еще называют - постоянные органы. В соответствии с этими представлениями в организме человека существует пять органов чжан и пять органов фу.
ОРГАНЫ ЧЖАН (буквальное значение - "плотные") имеют характер инь и плотную структуру, являются накопительными и соответствуют пяти первоэлементам:
- печень - дереву, так как выполняет в организме функции перемещения, выделения, роста и становления;
- сердце - огню, так как действует как нагреватель в организме;
- легкие - металлу, так как имеют свойства расширения и очищения (выведения); свойства металла - ясность и чистота; кроме того, функции металла - растворение и расширение;
- селезенка - земле, так как является источником возникновения и имеет функцию начала превращения;
- почки - воде, так как регулируют воду в организме; имеется добавочный условный орган перикард.
Эти органы получили свое название накопительных благодаря тому, что они наполняются субстанцией чин, функциональным началом ци, кровью (сюэ) и жидкостями организма (цзинь-ё), накапливая их.
ОРГАНЫ ФУ (буквальное значение - "полые") имеют характер ян и полое строение и соответствуют таким первоэлементам:
- желчный пузырь - дереву;
- тонкая кишка - огню;
- желудок - земле;
- толстая кишка - металлу;
- мочевой пузырь - воде;
- имеется добавочный условный орган три обогревателя.
Пять полых органов служат приему, перевариванию, абсорбции и выделению продуктов питания, а также частично - распространению питательных веществ в организме. Главная задача плотных органов - накопление, главная функция полых органов -передача дальше. В книге "Су вэнь" написано: "Пять плотных органов накапливают чин, ци и не дают им утекать. Они вполне могут быть поэтому полными, но не должны находиться в состоянии переполнения. Полые органы передают дальше питательные вещества, не накапливая их; поэтому они могут находиться в состоянии избытка, но не должны быть полными".
Инь-органы нечувствительны к боли. Боль - это функция органов ян. Но так как в инь есть ян и инь, а в ян есть и инь и ян, то каждый орган имеет определенную часть ян и часть инь. Если имеет место боль, то это состояние относится к ян-части данного органа. Ян-органы могут подвергаться сильным влияниям со стороны сознания, эмоций и подсознательных ян-влияний.
Плотные и полые органы, помимо анатомического представительства, имеют свои специфические, физиологические и соответствующие психические функции. Исходя из учения инь-ян и концепции у син, все внутренние органы человека неразрывно связаны между собой, взаимодействуют и стимулируют, а также противодействуют и подавляют друг друга.
К категории добавочных или постоянных органов, кроме вышеупомянутых перикарда и трех обогревателей, отнесены также головной, спинной и костный мозг, кости, мышцы, матка и диафрагма. Так как функции их постоянны и не подвержены значительным и быстрым изменениям, они этим резко отличаются от плотных и полых органов. Однако при этом надо учитывать, что постоянные органы своими физиологическими функциями находятся в тесной и неразрывной связи со всеми остальными органами, равно как и могут подвергаться патологическим влияниям и изменениям. Постоянные органы находятся в связи с чудесными меридианами (см. ниже в главе "Учение о меридианах - цзин-ло".
Надо еще оговорить, что понятие ''диафрагма" в китайской медицине обозначает грань, разделяющую верхний обогреватель от среднего. Диафрагма находится во взаимосвязи с легкими, желудком, печенью и желчным пузырем.