ВОЛШЕБНЫЕ ОБЕРТОНЫ

Тамрико

Легендарный
Регистрация
23.08.2018
Сообщения
4 319
#1
Что такое оберотоны?

Обертоны – это призвуки, входящие в спектр любого звука. Та составляющая звука, которая имеет самую низкую частоту, называется основным тоном. Все обертоны звучат выше основного тона. Их частоты располагаются в естественном гармоническом порядке.

Теория помогает удовлетворить исследовательское любопытство. Однако практика незаменима: чтобы разобраться в том, что такое обертоны, надо их слушать или петь. Гармонические обертоны перезаряжают наши аккумуляторы жизненной энергии. Для этого достаточно просто слушать игру на определенных музыкальных инструментах, воспроизводящих широкий диапазон обертонов. А можно воспользоваться самым простым и доступным нам инструментом – нашим собственным голосом.

Звуки, лишенные гармонических обертонов, - пустые, тусклые и холодные. В природе они почти не встречаются; их можно получить только с помощью электронной аппаратуры. Если записать звуки различных музыкальных инструментов – фортепиано, флейты, гитары – а затем через специальное оборудование очистить их от всех естественных гармонических обертонов, мы больше не сможем отличать их друг от друга: все инструменты будут звучать одинаково. На заре компьютерной звукозаписи получалась музыка, не имевшая ничего общего с оригинальным звучанием; электронная музыка звучала холодно и плоско. Но в наши дни и электронные инструменты, и запись музыки дают прекрасный звук, богатый обертонами. Некоторые современные музыканты исполняют превосходную электронную музыку, например, немецкий композитор и музыкант Санделан.

Старайтесь прослушивать обертональную музыку на оборудовании, воспроизводящем весь спектр частот от 20 до 22 000 Гц. Важную роль в восприятии играет резонанс, зависящий от формы помещения, материала его стен и свободы от загромождений мебели.

Музыка с обертонами способна воздействовать на состояние мозга, на его ритмы. После концертов обертонального пения многие слушатели отмечали кардинальное изменение сознания, продолжавшееся от получаса до нескольких дней.

Каждый музыкальный инструмент издает звуки, содержащие целый комплекс обертонов. Но существуют особые инструменты, производящие при правильной игре на них очень красивые и отчетливо слышимые ряды обертонов. В звуках этих инструментов можно расслышать четыре или пять, а иногда и шесть гармоник. Из западных инструментов красивые обертоны производят скрипка, альт, виолончель и контрабас, а также различные типы флейт.

Индийская тамбура – трехструнный инструмент, на котором аккомпанируют ситару, издает красивые несложные обертоны. Австралийский инструмент диджериду с его мощными гармониками приобретает широкую известность на Западе. Варган и поющие тибетские чаши: чистота гармоник поющей чаши определяется правильностью ее формы и составом сплава, из которого она изготовлена. Чем толще стенки чаши, тем отчетливее слышатся унтертоны; чем они тоньше и чем меньше чаша, тем явственнее слышны обертоны. Хорошие поющие чаши издают чистый, насыщенный и долгий звук.

Человеческий голос тоже содержит гармоники. Опытный мастер обертонального пения может производить невероятное количество обертонов (более 30), которые будут звучать громче и отчетливее основного тона. При этом возникает впечатление, будто поет не один человек, а двое, иногда и трое!

2. Благотворные эффекты обертонального пения

Некоторые полезные эффекты обертонального пения объясняются очень просто: независимо от того, поем ли мы один единственный слог «ом» или производим сложные ряды гармоник, темп дыхания при горловом пении замедляется. В результате замедляются и другие физиологические и психические процессы, благодаря чему тело и мозг расслабляются и отдыхают. С этим эффектом дыхательных упражнений хорошо знакомы те, кто занимался йогой.

Высокие частоты обертонов в буквальном смысле настраивают энергии тела и мозга на более высокий уровень. Исследования профессора Томатиса и других ученых показали, что в высоких частотах (от 10 000 до 23 000 Гц) таится огромная мощь. Мы можем даже не осознавать, что воспринимаем эти высокие вибрации, но мозг все равно будет подзаряжаться от них.

Кроме того, гармонические обертоны оказывают непосредственное воздействие на «энергетическое тело», на нашу ауру и энергетические центры (чакры). Пациенты в большинстве случаев ясно ощущают результаты, испытывая прилив сил и общее улучшение самочувствия. Целебную энергию обертонов можно использовать самостоятельно. Достаточно петь техникой горлового пения гласные звуки столько, сколько вам будет угодно. Если вы почувствуете, что какая-то область требует особого внимания, задержитесь на ней подольше. Это безопасный, щадящий метод энергетического врачевания. Лучге всего выполнять это упражнение в гармоничной обстановке: в уютной комнате или на свежем воздухе, в окружении приятных красок или в сумерках. Конечный результат нередко определяется именно сочетанием факторов.

3. Техника обертонального пения

Техника и приемы обертонального пения, по существу, довольно просты. Но для того чтобы добиться чистого звука, требуется долгая и упорная тренировка.

Поначалу упражнения желательно выполнять в небольшом помещении с хорошей акустикой, например в ванной комнате с кафельными стенами. Так вам будет легче услышать и распознать обертоны в собственном голосе. Обязательно упражняйтесь перед зеркалом, наблюдая за выражением лица и формой рта при артикуляции: благодаря этому первый опыт почти наверняка будет удачным. Если у вас заболит горло, немедленно сделайте перерыв. Торопиться совершенно некуда.

Лучше начинать с самых простых упражнений: например, пойте звуки «О-А-И» и обратно на долгом управляемом выдохе. Вслушивайтесь в эти звуки и старайтесь ощутить их, следя за тем, какую форму принимают язык и ротовая полость. Особое внимание уделяйте положению и форме языка: уплощается он или округляется, вытягивается или поднимается к нёбу. Когда вы поете звук «И-И-И», язык становится плоским и широким, кончик его упирается в нижние зубы, а губы растягиваются вширь. А при звуке «О-О-О» язык должен опускаться, а губы складываться колечком. Слушайте 1-ю дорожку записи и повторяйте упражнение по образцу.

На этом этапе очень полезны дыхательные упражнения. Вдыхайте через нос как можно глубже, но старайтесь при этом не напрягаться. Выдыхайте очень медленно, выпуская воздух через неплотно сомкнутые губы. Чувствуйте, как все ваше тело расслабляется, как напряжение выходит из него вместе с воздухом.

Освоив это упражнение, приступайте к следующему: на каждом таком выдохе – таком же медленном и ровном – тяните звук «М-М-М» на любой удобной для вас высоте. Чтобы добиться ровного и точного звучания, придется немного попрактиковаться, но в конце концов у вас все получится. Не забывайте, что при интонировании ни в коем случае нельзя напрягаться.

Затем можно сменить простой звук «М-М-М» на священный слог «ОМ» или, точнее, «А-О-У-М-М-М-М». Вначале, на звуке «А», рот широко открыт, затем губы медленно округляются на звуке «О-О-О», вытягиваются в трубочку на «У-У-У» и, наконец, смыкаются на протяжном «М-М-М». единственное, о чем следует помнить, - не тяните «А-О-У» слишком долго, иначе вам не хватит воздуха на «М-М-М».

Поупражняйтесь так пару дней и переходите к следующему этапу: начинайте варьировать положение и форму языка во время пения «А-О-У-М». На гласных звуках этого слога язык может занимать любое положение и принимать любую форму, то становясь совсем плоским и опускаясь вниз, то вытягиваясь и прижимаясь к нёбу. Рано или поздно вы нащупаете опытным путем правильное положение языка и в первый раз слышите обертоны в собственном голосе. Поначалу они, вероятно, будут не особенно отчетливыми, но немного практики – и вы научитесь производить ясно различимые гармоники.

Как можно лучше расслабив губы и мышцы нижней челюсти, приоткройте рот так, чтобы между зубами образовалась узкая щель. Начинайте тянуть какой-нибудь звук удобной для вас высоты и меняйте при этом положение и форму языка: поднимайте и опускайте его, округляйте, вытягивайте, разглаживайте, выдвигайте вперед и оттягивайте назад и так далее. Довольно скоро поверх основного тона зазвучат прекрасные обертоны. Попробуйте петь в разных регистрах – низком, среднем и высоком; в каком-то из них результаты будут лучше, в каком-то – хуже. Таким образом вы в конце концов подберете наиболее подходящую для вас высоту тона.

Следующее упражнение служит для отработки более высоких обертонов. Пойте звук «У-У-У» (мягкий «У» как бы с оттенком «Э»), плавно переходящий в «И» (скругленный «И», ближе к «Ы»). Уменьшите объем ротовой полости, оставив для воздуха лишь узкий проход. Спинка языка должна располагаться близко к нёбу, кончик языка – упираться в нижние зубы. Губы должны быть округлены, как при произнесении звука «О». Слушайте 2-ю дорожку и повторяйте упражнение по образцу.

Следующее упражнение соединяет в себе два предыдущих и служит для отработки более длинных обертональных рядов. Отмечайте каждый момент, когда вам приходится изменить форму рта и положение языка для перехода к очередным обертонам. Слушайте 3-ю дорожку и повторяйте упражнение по образцу.

Последнее упражнение начинается так же, как и предыдущие, но включает в себя смену основных тонов. Выберите тон, который подходит вам больше всего. Петь следует на той высоте, которая не требует лишнего напряжения. Слушайте 4-ю дорожку и повторяйте упражнение по образцу.

Теперь все зависит только от вас: не переставайте упражняться, и со временем вы в полной мере испытаете благотворное воздействие обертонального пения. Чтобы добиться лучших результатов, обязательно выдерживайте паузы между тонами.
 

Вверх Снизу