ВТОРЖЕНИЕ ДУХОВ, УГНЕТЕНИЕ ДУШИ И ОДЕРЖИМОСТЬ
Я объединила эти условия по той причине, что все они выражают различные степени проявления по существу одного и того же случая. Одно или несколько духовных существ либо осаждают больного, нарушая его духовное равновесие, либо вторглись в его духовное тело. Одни духи оказываются более цепкими по сравнению с остальными и с ними нужно действовать решительно; другие можно удалить без особых хлопот. Если некоторые приемы изгнания таких духов и представляются чересчур простыми, не забывайте, что, прибегая к ним, вы действуете не как простой человек; напротив, ваша духовная сила многократно увеличивается при поддержке вашей удхи, ваших духов-помощников, животных сил и всех прочих духов, которых вы вначале призвали.
Душевная подавленность может быть вызвана вмешательством чужеродных духов в отлаженную работу духовного тела. Это проявляется в виде общего упадка сил, усталости или недомогания. Человек чувствует себя неважно, но не болеет сильно, как и не ощущает себя полностью здоровым. Угнетение души может проявляться в виде постоянной головной боли или даже сыпи. Упадок сил вызывается присутствием чужеродного духа, нарушающего энергетический ток между духовным телом больного и землей или небом. Дух мог нарушить свободное перемещение сунесу и сульде внутри тела. Подавленность ами может затруднить дыхание, вызывая признаки астматического удушья.
Виновниками душевной подавленности обычно выступают души сунесу, не попавшие в нижний мир или по какой-то причине вернувшиеся оттуда. Во многих случаях это души сунесу тех усопших, кого больной знал прежде. Душевная подавленность может быть следствием наложенного проклятия (что чаще встречается в Монголии и России). Угнетающими духами обычно бывают чотгоры, неприкаянные души сунесу, вредящие по причине ревности. Животный дух — обычно дух зверя, убитого из-за жестокости человека, — может иногда проявиться как чотгор.
К счастью, чотгора, угнетающего больного, выпроводить довольно легко. Для этого воспользуйтесь шаманским опахалом (далбуур); многие чотгоры побегут прочь от шамана, если махать далбууром в сторону больного. Бросившись на больного с ножом и прикрикивая на духа, вы тоже успешно его отпугнете. Привязавшиеся к больному души сунесу могут оказаться менее уступчивыми. Может случиться, что после их изгнания вами они вернутся, как только вы покинете больного. В таком случае изготовьте простой онгон или оберег, призовите природного духа для освящения и оставьте этот предмет больному. Тем самым природный дух будет охранять больного, сколько потребуется. При отказе чужеродного духа уйти или в случае если он принадлежит недавно усопшему человеку, вероятно, вам потребуется предпринять путешествие, чтобы отвести духа в нижний мир. (Подробно об этом я расскажу ниже.)
Вторжение духов по каким-то признакам схоже с угнетением души, но там наблюдается частичное проникновение в духовное тело больного в определенном месте. Как и угнетению, вторжению обычно легко можно положить конец. Ввиду точечности самого вторжения его симптомы проявляются как недомогания определенных частей тела, выражающиеся в виде сыпи, боли, дисфункции, а в тяжелых случаях — в виде опухолей. Если при обследовании у больного выявляется случай вторжения, обычно такой больной испытывает неприятное ощущение в месте вторжения. Вторжение в половые органы может вызвать бесплодие, половое бессилие и иные расстройства половой сферы. Вторжение может быть следствием внезапной физической или психической травмы или присутствия неприкаянного духа, как в случае с душевной подавленностью.
Для изгнания вторгшегося духа нередко достаточным оказывается внезапного толчка, поднесения огня к пораженному месту, размахивания шаманским опахалом или покрикивания. Вторгшиеся духи особо страшатся огня, и укол в пораженное место горящей спичкой выпроводит даже наиболее упрямых непрошеных гостей. Если это не помогает, вытащите упрямца пальцами (будто это заноза), после чего сдуйте его с себя и с больного. Можно также, схватив духа в охапку, прижать его к земле, и тот сквозь нее вернется в нижний мир. Если вам посчастливится быть обладателем шаманского зеркала, вы можете непрошеного духа загнать в зеркало, после чего положить зеркало лицевой стороной на землю, чтобы дух убрался восвояси. Другой прием по изгнанию вторгшегося духа заключается в его высасывании; заручитесь защитой своих духов-помощников, чтобы непрошеный гость случайно не обосновался внутри вас при его высасывании. Вообразите, что он находится перед вашим ртом, а затем с силой выплюньте его на землю.
Я объединила эти условия по той причине, что все они выражают различные степени проявления по существу одного и того же случая. Одно или несколько духовных существ либо осаждают больного, нарушая его духовное равновесие, либо вторглись в его духовное тело. Одни духи оказываются более цепкими по сравнению с остальными и с ними нужно действовать решительно; другие можно удалить без особых хлопот. Если некоторые приемы изгнания таких духов и представляются чересчур простыми, не забывайте, что, прибегая к ним, вы действуете не как простой человек; напротив, ваша духовная сила многократно увеличивается при поддержке вашей удхи, ваших духов-помощников, животных сил и всех прочих духов, которых вы вначале призвали.
Душевная подавленность может быть вызвана вмешательством чужеродных духов в отлаженную работу духовного тела. Это проявляется в виде общего упадка сил, усталости или недомогания. Человек чувствует себя неважно, но не болеет сильно, как и не ощущает себя полностью здоровым. Угнетение души может проявляться в виде постоянной головной боли или даже сыпи. Упадок сил вызывается присутствием чужеродного духа, нарушающего энергетический ток между духовным телом больного и землей или небом. Дух мог нарушить свободное перемещение сунесу и сульде внутри тела. Подавленность ами может затруднить дыхание, вызывая признаки астматического удушья.
Виновниками душевной подавленности обычно выступают души сунесу, не попавшие в нижний мир или по какой-то причине вернувшиеся оттуда. Во многих случаях это души сунесу тех усопших, кого больной знал прежде. Душевная подавленность может быть следствием наложенного проклятия (что чаще встречается в Монголии и России). Угнетающими духами обычно бывают чотгоры, неприкаянные души сунесу, вредящие по причине ревности. Животный дух — обычно дух зверя, убитого из-за жестокости человека, — может иногда проявиться как чотгор.
К счастью, чотгора, угнетающего больного, выпроводить довольно легко. Для этого воспользуйтесь шаманским опахалом (далбуур); многие чотгоры побегут прочь от шамана, если махать далбууром в сторону больного. Бросившись на больного с ножом и прикрикивая на духа, вы тоже успешно его отпугнете. Привязавшиеся к больному души сунесу могут оказаться менее уступчивыми. Может случиться, что после их изгнания вами они вернутся, как только вы покинете больного. В таком случае изготовьте простой онгон или оберег, призовите природного духа для освящения и оставьте этот предмет больному. Тем самым природный дух будет охранять больного, сколько потребуется. При отказе чужеродного духа уйти или в случае если он принадлежит недавно усопшему человеку, вероятно, вам потребуется предпринять путешествие, чтобы отвести духа в нижний мир. (Подробно об этом я расскажу ниже.)
Вторжение духов по каким-то признакам схоже с угнетением души, но там наблюдается частичное проникновение в духовное тело больного в определенном месте. Как и угнетению, вторжению обычно легко можно положить конец. Ввиду точечности самого вторжения его симптомы проявляются как недомогания определенных частей тела, выражающиеся в виде сыпи, боли, дисфункции, а в тяжелых случаях — в виде опухолей. Если при обследовании у больного выявляется случай вторжения, обычно такой больной испытывает неприятное ощущение в месте вторжения. Вторжение в половые органы может вызвать бесплодие, половое бессилие и иные расстройства половой сферы. Вторжение может быть следствием внезапной физической или психической травмы или присутствия неприкаянного духа, как в случае с душевной подавленностью.
Для изгнания вторгшегося духа нередко достаточным оказывается внезапного толчка, поднесения огня к пораженному месту, размахивания шаманским опахалом или покрикивания. Вторгшиеся духи особо страшатся огня, и укол в пораженное место горящей спичкой выпроводит даже наиболее упрямых непрошеных гостей. Если это не помогает, вытащите упрямца пальцами (будто это заноза), после чего сдуйте его с себя и с больного. Можно также, схватив духа в охапку, прижать его к земле, и тот сквозь нее вернется в нижний мир. Если вам посчастливится быть обладателем шаманского зеркала, вы можете непрошеного духа загнать в зеркало, после чего положить зеркало лицевой стороной на землю, чтобы дух убрался восвояси. Другой прием по изгнанию вторгшегося духа заключается в его высасывании; заручитесь защитой своих духов-помощников, чтобы непрошеный гость случайно не обосновался внутри вас при его высасывании. Вообразите, что он находится перед вашим ртом, а затем с силой выплюньте его на землю.