АЛТАЙСКАЯ ВЕРА
«Азия – колыбель религий.
А душа и сердце Азии – Алтай»
(Из наследия Рерихов)
Основой алтайской веры является сознательная духовность человека, его прямое личное общение с Небом, не ограниченное строгими канонами, сложными обрядами и «профессиональными» посредниками. Это прежде всего вера в добро, в светлое начало жизни, в существование Высших сил, определяющих справедливые законы жизни, единые для всего живого, для всей Вселенной. В конечном счете это вера человека в силу собственного Духа и свое предназначение в земной жизни, это любовь к миру, другим людям и стремление к красоте и гармонии во всем.
Сила этой веры в том, что она связана с родной Природой, со своим народом. Алтай (Кан-Алтай) в переводе означает «мой сокровенный Бог». ( В алтайской древности «Кан»– мужское имя Всевышнего (отсюда «хан», «каан», «каган» – наместник бога на земле), а женское имя – «Бох». Мировосприятие Билика всюду отмечает единство мужского и женского начала. Воинственный тюркский дух на протяжении многих веков покорял народы и страны, создавал великие империи, но, в конце концов, так и не смог одолеть западный дух рационализма и материального расчета. Женская душа России, православный Бог стали наследниками Алтайского духа. Русские религиозные философы хорошо чувствовали проблему соотношения мужского и женского в российском Духе. Об этом пишет, например, Н.Бердяев в своих, очень актуально звучащих, статьях, посвященных психологии русского народа; он отмечает «разобщенность мужественного и женственного начала в недрах русской стихии и русского духа» и тонко различает «вечно-женственное» и «вечно-бабье» в русской душе. –Н.Бердяев.Судьба России. Москва, 1918.) Бог для алтайца проявляется в образе Природы, которой он живет и частью которой является. Алтайская вера возникла на основе естественного народного мировоззрения и, не будучи связана застывшими догмами, развивалась и продолжает развиваться на основе народной мудрости и с учетом изменяющихся исторических условий. В каждую эпоху она отражала доступное сознанию человека и основанное на его опыте понимание духовных законов «тонкого мира». Эти представления подвижны, они изменялись с течением времени и отражались в мифах, легендах, обычаях.
В настоящее время у алтайской веры нет общепринятого названия. Сами алтайцы называют свою веру по-разному: тенгрианство («тэнгре дьанг» - вера в божественное голубое Небо), «ак дьанг» - белая вера, бурканизм, шаманизм и др. Несмотря на общую духовную основу, эта вера многообразна с точки зрения представлений о Всевышнем, выбора культов тех или иных духов, особенностей обрядов и т.д. В отличие от других религиозных систем и верований здесь ярко выражена свобода воли человека, его самостоятельность и ответственность перед вечными законами жизни, Природой, другими людьми.
Верующий алтаец – это, скорее, Сын Неба, чем «раб божий» (у мусульман – «абдаллах»). Принято считать, что «у каждого человека свой Бог», «каждый человек святой», поскольку его судьба и предназначение определены Небом. Поэтому в алтайской вере нет понятия греха в том смысле, как оно понимается в традиционных религиях, нет нравоучений, вытекающих из норм особой религиозной морали, не обещается рай в загробной жизни, ибо познать счастье и искупить последствия своих дел человеку предстоит в земной жизни.
Систему верований алтайцев вряд ли можно назвать религией в привычном смысле этого слова, она вообще не поддается формальной научной классификации. В ней причудливо и удивительно органично переплетены единобожие, язычество, пантеизм, магия, шаманизм и даже элементы тотемизма. Эта вера чуждается какой-либо канонизации и поэтому сохранила свою самобытность, несмотря на сильное давление буддизма (ламаизма) и христианства.
Насколько можно судить по истории, алтайская вера никогда не опускалась до политических манипуляций, не прислуживала власти, наоборот, были времена, когда вожди великих тюркских империй черпали в ней свою духовную силу.
«Азия – колыбель религий.
А душа и сердце Азии – Алтай»
(Из наследия Рерихов)
Основой алтайской веры является сознательная духовность человека, его прямое личное общение с Небом, не ограниченное строгими канонами, сложными обрядами и «профессиональными» посредниками. Это прежде всего вера в добро, в светлое начало жизни, в существование Высших сил, определяющих справедливые законы жизни, единые для всего живого, для всей Вселенной. В конечном счете это вера человека в силу собственного Духа и свое предназначение в земной жизни, это любовь к миру, другим людям и стремление к красоте и гармонии во всем.
Сила этой веры в том, что она связана с родной Природой, со своим народом. Алтай (Кан-Алтай) в переводе означает «мой сокровенный Бог». ( В алтайской древности «Кан»– мужское имя Всевышнего (отсюда «хан», «каан», «каган» – наместник бога на земле), а женское имя – «Бох». Мировосприятие Билика всюду отмечает единство мужского и женского начала. Воинственный тюркский дух на протяжении многих веков покорял народы и страны, создавал великие империи, но, в конце концов, так и не смог одолеть западный дух рационализма и материального расчета. Женская душа России, православный Бог стали наследниками Алтайского духа. Русские религиозные философы хорошо чувствовали проблему соотношения мужского и женского в российском Духе. Об этом пишет, например, Н.Бердяев в своих, очень актуально звучащих, статьях, посвященных психологии русского народа; он отмечает «разобщенность мужественного и женственного начала в недрах русской стихии и русского духа» и тонко различает «вечно-женственное» и «вечно-бабье» в русской душе. –Н.Бердяев.Судьба России. Москва, 1918.) Бог для алтайца проявляется в образе Природы, которой он живет и частью которой является. Алтайская вера возникла на основе естественного народного мировоззрения и, не будучи связана застывшими догмами, развивалась и продолжает развиваться на основе народной мудрости и с учетом изменяющихся исторических условий. В каждую эпоху она отражала доступное сознанию человека и основанное на его опыте понимание духовных законов «тонкого мира». Эти представления подвижны, они изменялись с течением времени и отражались в мифах, легендах, обычаях.
В настоящее время у алтайской веры нет общепринятого названия. Сами алтайцы называют свою веру по-разному: тенгрианство («тэнгре дьанг» - вера в божественное голубое Небо), «ак дьанг» - белая вера, бурканизм, шаманизм и др. Несмотря на общую духовную основу, эта вера многообразна с точки зрения представлений о Всевышнем, выбора культов тех или иных духов, особенностей обрядов и т.д. В отличие от других религиозных систем и верований здесь ярко выражена свобода воли человека, его самостоятельность и ответственность перед вечными законами жизни, Природой, другими людьми.
Верующий алтаец – это, скорее, Сын Неба, чем «раб божий» (у мусульман – «абдаллах»). Принято считать, что «у каждого человека свой Бог», «каждый человек святой», поскольку его судьба и предназначение определены Небом. Поэтому в алтайской вере нет понятия греха в том смысле, как оно понимается в традиционных религиях, нет нравоучений, вытекающих из норм особой религиозной морали, не обещается рай в загробной жизни, ибо познать счастье и искупить последствия своих дел человеку предстоит в земной жизни.
Систему верований алтайцев вряд ли можно назвать религией в привычном смысле этого слова, она вообще не поддается формальной научной классификации. В ней причудливо и удивительно органично переплетены единобожие, язычество, пантеизм, магия, шаманизм и даже элементы тотемизма. Эта вера чуждается какой-либо канонизации и поэтому сохранила свою самобытность, несмотря на сильное давление буддизма (ламаизма) и христианства.
Насколько можно судить по истории, алтайская вера никогда не опускалась до политических манипуляций, не прислуживала власти, наоборот, были времена, когда вожди великих тюркских империй черпали в ней свою духовную силу.