БОГ ЭБИСУ (АКАХИРАКО)

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 685
#1
БОГ ЭБИСУ (АКАХИРАКО)

Эбису (яп. 恵比須, 夷, 戎 Эбису, яп. 蛭子 Акахирако, яп. 蛭児 Хирадзи) (мужской род) – один из семи богов удачи в синтоизме, бог рыбалки, океана и труда, а также хранитель здоровья маленьких детей. Божество честного труда и торговли, покровитель крестьян. Единственный из Семи богов счастья, который имеет японское происхождение.

Имя Эбису происходит от термина "чужеземец" или "варвар" и, как полагают многие, отсылает нас к тем временам, когда на ранних богов возлагалась надежда помочь обрести прагматические навыки общения с прибывшими из дальних стран.

Также Эбису считается богом утренней зари и защитником детей.

Эбису, Дайкоку и Фукурокудзю также именуют «тремя богами успеха».




Изображение

Эбису изображают как полного улыбчивого старца с бородой, обычно сидящим на камне. Он может носить кимоно или хакама, или сасинуки (яп.指貫) - тип хакама периода Хэйан, суженный в лодыжках, или иногда каригину (яп. 狩衣) - древние охотничьи одежды, которые стали повседневной одеждой для придворных периода Хэйан. На голове он носит высокую остроконечную шапку, сложенную посередине и называемую казаори эбоси (яп. 風折烏帽子), подобную тем, что носили при императорском дворе вельможи. Главными атрибутами Эбису служат рыболовная удочка в правой руке и большой красный лещ или люциан (яп. 鯛 тай «карась»), который болтается на леске или же покоится под левой рукой божества. В Японии эти рыбы символизируют удачу (японский термин омедэ-тай). Иногда можно встретить Эбису, изображенного со складным веером в руках. Смысл этого веера не до конца ясен, но принято считать, что он символизирует исполнение желаний и ассоциируется с принятием решения – в древние времена Император посредством взмаха веера в ту или иную сторону давал ответ на просьбу во время аудиенций.


Происхождение

Так по одной из версий Эбису, или Котосиронуси (яп. 事代主神), является сыном бога Дайкоку, или по-другому Оокунинуси (яп. 大国主命). Во время умиротворения "Центральной Земли тростниковых равнин" у Котосиронуси родилась дочь по имени Химетатараисузухимэ, которая впоследствии стал женой императора Дзимму. Котосиронуси является объектом поклонения в таких японских храмах, как Михо-дзиндзя (Симане) и Мисима-дзиндзя (Сидзуока).

Согласно уже другой легенде, Эбису изначально был реальным человеком, членом правящего класса, страстно увлеченным рыбалкой. Именно этому занятию он и посвящал большую часть своего времени.

Синто – несистематизированная религия, где много вариантов легенд об одном и том же божестве уживаются вместе.

Противоречивой оказывается версия Кодзики и Нихонги, согласно которым Эбису родился от богов-прародителей японского архипелага. Первенец Идзанаги и Идзанами, родился без костей (а в некоторых мифах и без ног и рук) из-за неполного соблюдения свадебного ритуала матерью. При рождении его назвали Хирако, что в переводе с японского значит «головастик». Перед своим трехлетием Хирако был унесен в море на тростниковой лодке, которую после долгих странствий по волнам выбросило на берег Хоккайдо, где он был подобран айном Эбису Сабуро. Преодолевая многие трудности Хирако вырастил себе ноги и руки (а возможно и остальные недостающие части тела) и в три года превратился в бога Эбису. На долю Хирако выпало множество испытаний, которые он достойно преодолел, став позднее богом счастья Эбису. Японцам близок по духу такой трудолюбивый и не теряющий оптимизма персонаж. Эбису причислили к Семи богам счастья и поклоняются ему по сей день.

Поскольку он родился без костей, его иногда ассоциируют с медузами.


Поклонение Эбису

В эпоху Эдо поклонение Эбису было повальным. Тогда массово изготавливались куклы и фигурки Эбису и продавались странствующими кукольниками в сельской местности (в основном это происходило в районе Нисиномия префектуры Хёго). Фигурки и изображения Эбису и в наше время используются в обряде празднования Эбисукō 夷子講, проводимого ежегодно 20 октября (или 9-10 января в некоторых регионах). Во время этого фестиваля всеми торговыми заведениями предоставляются специальные скидки. Эта традиция возникла ещё в начале эпохи Эдо как акт очищения совести торговцев, продающих товары втридорога. А так как Эбису является божеством честной торговли, то устраивая подобные акции, торговцы как бы искупали свою вину перед Эбису за несправедливую ценовую политику.

Крупные редиски (дайкон), вымоченные в уксусе (беттара), предлагаются Эбису в качестве подношений.

В честь бога Эбису ежегодно в двенадцатый день месяца Каннадзуки (месяца без богов) проводится фестиваль. В этот месяц все восемь миллионов ками собираются в храме Идзумо Тайся, и только Эбису, по причине своей глухоты, не слышит приглашений и поэтому продолжает принимать подношения и отвечать на просьбы. Культ Эбису распространён во многих японских святилищах и храмах. Нисиномия Дзиндзя (префектура Хёго) – главный храм поклонения Эбису в Японии.

Есть поверье, что Эбису глуховат. Поэтому прихожане перед и после молитвы хлопают в ладоши или стучат по святилищу, чтобы обратить внимание божества на свои просьбы.

Эбису один из самых популярных японских божеств. Отчасти это связано с тем, что рыба составляет основу рациона японского народа, а Эбису – бог с удочкой в руках.

Сегодня японцы молятся ему не только с просьбой о безопасном мореплавании или удачной рыбалке, но также просят о процветании бизнеса.

В некоторых регионах Японии, таких как Кюсю, Эбису считают и покровителем фермерских хозяйств, а некоторые группы охотников на том же острове именем Эбису называют обезьян.

Часто изображения Эбису встречаются в специальных ресторанах, где подают рыбу фугу.
 

Вверх Снизу