БОГ ВОЙПЕЛЬ

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
1 518
#1
БОГ ВОЙПЕЛЬ

Во́йпель (др.-перм. Войпель) — божество в мифологии коми. Упоминается в Послании Митрополита Симона на Пермь Великую в 1501 году, который призывает паству «Войпелю-болвану не молиться и тризн ему не творить». Имя переводится, скорее всего, как «северный ветер» или «Владыка Севера».

Половой диморфизм

Идол Войпеля описывается как изображение четырёхликой женщины. Его половая принадлежность вызывает у исследователей вопросы: одной стороны, из фольклора народов коми следует, что Войпель — божество женского рода, однако его имя происходит от словосочетания «лесной дед, дедушка» — «вöр пöльö». Кроме того, ещё в начале XIX века у коми-пермяков существовало утраченное ныне слово «айпэл» в значении «мужчина».

Вероятнее всего, именно Войпеля изображают многочисленные литые предметы пермского звериного стиля со множеством женских лиц.


Характер

Сын верховного божества коми Ена. Войпель был могущественным божеством, который благосклонно относился к людям. К нему обращались с просьбой, чтобы он оберег от болезней и порчи, а также отвел оружие врагов от народа коми или конкретного человека. Этим он сильно отличался от сестры Йомы, богини Подземного мира, в русских сказках соответствующей Бабе-Яге.

Считалось, что Войпель не любит шума, поэтому охотникам стоило не шуметь на охоте, иначе их мог замести снежный вихрь. Согласно этому поверью во время колошения хлебов нельзя было громко полоскать бельё, детям — свистеть в свистульки, иначе северный ветер мог заморозить посевы.

В горах горный дух Шуа — ипостась Войпеля — мог превратить шумного путника в камень или замести его снежным вихрем.

Жилище Войпеля расположено в Уральских горах, на второй по величине вершине Урала, именуемой «Гнездо ветров» или Тельпос-из (1 694 м).


Поклонение Войпелю

Ритуальные капища находились на вершинах холмов. Идол Войпеля стоял около священной берёзы в окружении изображений других богов, среди которых образ Войпеля был самым высоким. Около идола стоял котёл для жертвоприношений, в который складывали принесённые в жертву меха и выменянное у соседей серебро. Среди приношений Войпелю были камушки и речные раковины, которые также можно рассматривать как символ уха. В праздники ему жертвовали скот.

Охотники стреляли в священное дерево или столб, находившийся рядом с идолом, для обеспечения хорошего промысла.
 

Вверх Снизу