ДЕМОНЫ И ДУХИ В ТУВИНСКОЙ МИФОЛОГИИ
Деление Вселенной на три большие области, стоящие друг над другом, известно с древнейших времен всем народам Сибири. Земля с её обитателями всегда принимается за некую отправную точку — светлый Средний мир или, по-тувински, Ортаа оран. Помимо животных и человека, согласно мистической философии шаманов, в этой области Вселенной обитают невидимые глазу духи — ээзи, составляющие суть различных природных объектов и явлений: духи воды, огня, земли, камня, ветра, дерева и т.д. Также каждая из этих сил может быть рассмотрена персонифицировано: дух конкретного озера, а не воды вообще; дух определенной горы, а не любого камня. Между человеком и духом издревле установлены особые взаимоотношения: люди почитают окружающую природу, не берут от нее больше, чем нужно, а духи одаривают их богатым уловом, удачной охотой, попутным ветром. В благодарность люди оставляют для них в особых местах лучшую пищу и табак, завязывают на ветвях деревьев разноцветные ленточки — чалама.
Известно множество легенд о том, как человек случайно или целенаправленно выполняет особые действия и вызывает тем самым духа, который соглашается помогать ему, если тот обещает не разглашать полученную тайну. Нередко при этом дух и человек вступают в супружеские отношения и даже имеют детей от такого брака. Рано или поздно человек нарушает договор и лишается помощи потусторонней силы.
Одним из порождений зла в Среднем мире является бук (бук-тар). Он возникает в результате совершенных человеком злодеяний, проявлений жестокости, воровства, распространения клеветы. Это чёрная сила, сгусток негативной энергии, которая может присутствовать на месте преступления незримо или в виде самых различных животных: собаки, козы, суслика, птицы, пчелы. Считается, что человек, который задумал причинить кому-то вред, уже носит бука в самом себе. Тувинцы про него говорят: «Багай кара куштер сине берген кижи» — «Поселилась в человеке чёрная сила». В ряде случаев буком становится сам человек или животное, по отношению к которому была совершена несправедливость. При этом он становится движим местью и сурово наказывает своего обидчика. Шаманы считают, что от бука, поселившегося в солнечном сплетении, происходят болезни печени, желудка, алкоголизм. Изгоняют бука с помощью особого обряда с жертвоприношением барана или козы:
Бук, племя твое отдельно и кости твои чужие,
Бук, ты сюда пришел, заблудившись в дороге.
Ведь у тебя есть дети, внуки и правнуки.
Ведь у тебя есть аал и край, они вдалеке.
Слушай меня, бук провожу тебя до родных,
Они живут богато и у них есть пища разная.
Прошу тебя не отказаться. Прошу быть послушным...
Помимо бука есть и другие «бродячие» сущности негативного характера — азалары и четкерлеры, связанные с душами мертвых.
Аза (азалары) несколько напоминают чертей в славянской демонологии. Считается, что в аза превращается душа человека после смерти, если не было сделано соответствующих обрядов, регламентируемых традицией. Азалары живут в заброшенных кошарах, на кладбищах, в пустующих домах и на перекрёстках дорог. Появляются в вечерние сумерки, особенно в конце осени. Имеют разный облик: страшного человека с перекошенным лицом, существа, покрытого шерстью, животного с кривыми рогами, длинными ушами и коровьей головой. Иногда азалары выглядят как серый вихрь или белое облако пыли (аза куу — «серый черт»), в другом случае — как красный вихрь (кызыл казыргы). Могут перевоплощаться в различных животных, странных на вид: безрогую козу, маленького филина с огромным клювом, синюю или красную собаку, волка с большими ушами. Умеют летать по воздуху.
Поскольку азалары — это блуждающие души умерших людей, они могут нанести вред живым, особенно своим бывшим родственникам. Если после чьей-либо смерти люди начинают болеть или даже умирают один за другим, считается, что на них влияет аза, призывает к себе. В этом случае делают обряд замены — жертвоприношение домашнего скота — или заключают с аза договор: он оставляет живых в покое, а за это сам может забрать, например, пять баранов.
Деление Вселенной на три большие области, стоящие друг над другом, известно с древнейших времен всем народам Сибири. Земля с её обитателями всегда принимается за некую отправную точку — светлый Средний мир или, по-тувински, Ортаа оран. Помимо животных и человека, согласно мистической философии шаманов, в этой области Вселенной обитают невидимые глазу духи — ээзи, составляющие суть различных природных объектов и явлений: духи воды, огня, земли, камня, ветра, дерева и т.д. Также каждая из этих сил может быть рассмотрена персонифицировано: дух конкретного озера, а не воды вообще; дух определенной горы, а не любого камня. Между человеком и духом издревле установлены особые взаимоотношения: люди почитают окружающую природу, не берут от нее больше, чем нужно, а духи одаривают их богатым уловом, удачной охотой, попутным ветром. В благодарность люди оставляют для них в особых местах лучшую пищу и табак, завязывают на ветвях деревьев разноцветные ленточки — чалама.
Известно множество легенд о том, как человек случайно или целенаправленно выполняет особые действия и вызывает тем самым духа, который соглашается помогать ему, если тот обещает не разглашать полученную тайну. Нередко при этом дух и человек вступают в супружеские отношения и даже имеют детей от такого брака. Рано или поздно человек нарушает договор и лишается помощи потусторонней силы.
Одним из порождений зла в Среднем мире является бук (бук-тар). Он возникает в результате совершенных человеком злодеяний, проявлений жестокости, воровства, распространения клеветы. Это чёрная сила, сгусток негативной энергии, которая может присутствовать на месте преступления незримо или в виде самых различных животных: собаки, козы, суслика, птицы, пчелы. Считается, что человек, который задумал причинить кому-то вред, уже носит бука в самом себе. Тувинцы про него говорят: «Багай кара куштер сине берген кижи» — «Поселилась в человеке чёрная сила». В ряде случаев буком становится сам человек или животное, по отношению к которому была совершена несправедливость. При этом он становится движим местью и сурово наказывает своего обидчика. Шаманы считают, что от бука, поселившегося в солнечном сплетении, происходят болезни печени, желудка, алкоголизм. Изгоняют бука с помощью особого обряда с жертвоприношением барана или козы:
Бук, племя твое отдельно и кости твои чужие,
Бук, ты сюда пришел, заблудившись в дороге.
Ведь у тебя есть дети, внуки и правнуки.
Ведь у тебя есть аал и край, они вдалеке.
Слушай меня, бук провожу тебя до родных,
Они живут богато и у них есть пища разная.
Прошу тебя не отказаться. Прошу быть послушным...
Помимо бука есть и другие «бродячие» сущности негативного характера — азалары и четкерлеры, связанные с душами мертвых.
Аза (азалары) несколько напоминают чертей в славянской демонологии. Считается, что в аза превращается душа человека после смерти, если не было сделано соответствующих обрядов, регламентируемых традицией. Азалары живут в заброшенных кошарах, на кладбищах, в пустующих домах и на перекрёстках дорог. Появляются в вечерние сумерки, особенно в конце осени. Имеют разный облик: страшного человека с перекошенным лицом, существа, покрытого шерстью, животного с кривыми рогами, длинными ушами и коровьей головой. Иногда азалары выглядят как серый вихрь или белое облако пыли (аза куу — «серый черт»), в другом случае — как красный вихрь (кызыл казыргы). Могут перевоплощаться в различных животных, странных на вид: безрогую козу, маленького филина с огромным клювом, синюю или красную собаку, волка с большими ушами. Умеют летать по воздуху.
Поскольку азалары — это блуждающие души умерших людей, они могут нанести вред живым, особенно своим бывшим родственникам. Если после чьей-либо смерти люди начинают болеть или даже умирают один за другим, считается, что на них влияет аза, призывает к себе. В этом случае делают обряд замены — жертвоприношение домашнего скота — или заключают с аза договор: он оставляет живых в покое, а за это сам может забрать, например, пять баранов.