ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕФОРМА ВЛАДИМИРА

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 704
#1
ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕФОРМА ВЛАДИМИРА

Киевская Русь почти два столетия была языческим государством. Князьям требовалось для поддержания порядка, власти подкрепить государственность религиозно-идеологическими убеждениями. Христианство уже было государственной религией в Византии почти шесть веков. Болгария почитала Христа больше столетия. Это была религия продуманного классового общества, где присутствовал главный тезис, что рабы должны повиноваться господам. После принятия христианства, государственная власть должна была стать еще более сильной и влиятельной. Но в таком подходе скрывалась великая опасность. Византийцы придерживались мнения, что народ, который получил новую веру от греческого духовенства, становился вассалом цезаря Византии, правящий высшей духовной и светской властью.

Князь Святослав, отец Владимира, отлично понимал такую опасность, отказывался категорически принимать христианство. А мать его, княгиня Ольга, принявшая новую веру еще в Х веке, склоняла сына сделать это. Но действительно нужно было как- то упорядочить древнюю религию, обновить первобытную языческую религию, избавиться от локальных изменений, культов, привести с соответствие с новыми государственными требованиями. Как раз с этими целями были связаны события в 980-м году. В этот период престол Киевской Руси занял князь Владимир, руководимый своим дядюшкой Добрыней. Не исключено, что идея разработки языческой реформы князя Владимира была разработана эти же самым Добрыней, который был сказителем, гусляром, учредителем культа Перуна в самом Новгороде.
 

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 704
#2
Княжеская гридница стояла непосредственно возле новой «кумирницы». Не исключено, что летописные и былинные сведения о чудесных пирах Владимира, являются прямым отзвуком этих же ритуальных трапез. Подобные трапезы следовали за приношением жертв богам. Западные славяне на пирах старались обсуждать государственные дела, принимать важные решения. В былинах так и сказано, что пиры и беседы с князем всегда приносили новые известия для начала действий. Ритуальные же пиры в честь Перуна, иных богов могли выступать расширенным заседанием боярской думы. В былинах совершенно выветривался языческий элемент. В летописях же пиры Владимира представлялись как христианское нищелюбие и благотворительность.

Реформа языческих культов Владимира была принята сразу же после захвата власти в Киеве. Эта реформа подчеркивала суверенность русского молодого государства в отношении к христианской Византии. Также она по-своему укрепляла политическое положение Владимира, который был еще и главным военачальником государства, поскольку во главе божественного пантеона стал бог воинских успехов и грозы. Первая языческая религиозная реформа Владимира отодвигала на несколько шагов наемных дружинников и варяг. Они отчасти были христианами. Владимир же строго относился к классу наемников после того, как они начали бесчинствовать после водворения мира. Князь выгнал их из Руси. Созданный русский новый пантеон богов был противопоставлен скандинавскому язычеству и византийскому христианству. Реформа в значительной мере расширила религиозно-идеологическое воздействие глубокими историческими корнями, многогранностью нового пантеона.
 

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 704
#3
Реформа язычества 980 года

Практически два века на Киевской Руси господствовало язычество. Государство нуждалось в общей идеи и религии, которая бы объединила киевских князей. Так, христианство должно было способствовать тому, что государственность укрепится. Византийцы же думали, что если народ получит веру от греческого духовенства, он станет вассалом византийским. И правящие в то время князь Владимир и Святослав осознавали это, поэтому на Руси так категорично относились к принятию христианства. Но княгиня Ольга всеми силами пыталась склонить Владимира принять новую веру.

Народ Руси очень вырос, когда ему открылась возможность посещать заморские страны, где было принято христианство и мусульманство. Они наблюдали за различными обрядами, расспрашивали о сущности той или иной религии. И это очень развивало их, а также открывало новый мир, в котором соперничали мировые религии и мелкие секты.

В 980 году Владимир, за которым стояли его дяди, взошел на киевский престол. И, скорее всего, реформа язычества была запланирована до его восшествия. При Владимире пантеон выражался в противопоставлении христианства и язычества. Благодаря созданию этого пантеона у русских волхвов появилась возможность вступать в споры с христианами.

В пантеоне князя Владимира главенствующим божеством был Перун. Его именем клялись дружинники, бояре и сам князь. Остальные небесные божества занимали среднюю позицию. А боги плодородия занимали в пантеоне последнее место. В 980 году пантеон был дружинно-княжеский. Богам молились бояре и воины, они приносили жертвы, чтобы добиться успехов на войне и новых побед.

Владимир стал последним князем, при котором существовало язычество. Поэтом народ его назвал «Владимир Ясно Солнце». Но так как Владимир был воспитан своей бабушкой по отцу Ольгой, которая была первой крещеной на Руси, то принципы христианства были заложены во Владимире с юных лет. В летописях Владимира называли Святым и говорили, что крещение Руси произошло благодаря ему. Действительно, принятие на Руси христианства закрепило древнерусское государство. На Руси появилась письменность. Связи древнерусского государства крепли и становились шире. Стали заключаться браки между династиями. Авторитет Руси после принятия в ней христианства значительно вырос.

Но после принятия христианства все языческие боги погибли, были забыты и переименованы. Конечно, многое то, что относилось к языческим богам, сохранилось, но имена были заменены христианскими персонажами. Некоторых языческих богов нарекли бесами. Несмотря на то, что язычество на Руси перестало существовать, вера в духов и демонов природы осталась жить в человеке, хоть и за такое длительное время в язычестве произошло очень много значительных изменений. Можно сказать, что и сегодня отголоски язычества сохранились в обществе. Мы верим суевериям, гадаем, празднуем языческие праздники.
 

Вверх Снизу