ПСИХИЧЕСКИЕ ВЛЕЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШАМАНИЗМА

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 728
#1
ПСИХИЧЕСКИЕ ВЛЕЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШАМАНИЗМА

Посмотрим на важную сторону психической подоплеки возникновения шаманизма. Существует очень интересная мысль о связи шаманизма с теми психическими влечениями человека, которые он упорно и безуспешно пытался подавить. В среде некоторых племен тибето-бирманской семьи, шаманизм возник позже, чем та религия, суть которой заключалась в культе Всевышнего Небесного Существа (Мё), которой приносили жертвы, читали молитвы.

Необходимость шаманизма возникла в связи с ужасным размножением демонов, а Первый Шаман вошел в миф как победитель демонов. Отсюда можно сделать такое утверждение. Душа человека всегда и с древнейших времен подвержена определенным влечениям, стремлениям, в их числе и тем, которые человек старается вытеснить из сознания, подавить, забыть. Эти влечения со временем выражаются в виде устрашающих, агрессивных и непредсказуемых существ, которые жестоко преследуют человека.

Как противовес в культуре практически всех народов возникают мифы о создании и упорядочении мира – мифы, в которых чужой и враждебный человеку хаос уступал местом упорядоченном миру. И в этом мире существуют законы и существа, которым подчинены не только люди, но и злые силы, а значит человек в этом мире не одинокий, он имеет мощных опекунов. Их следовало знать, должным образом чествовать, приносить им жертвы путем строго установленных ритуальных актов. Закономерным образом появляются и исполнители, субъекты осуществления этих актов – жрецы, колдуны. В определенной степени это помогало. Но неуничтожимые влечения снова и снова прорывались в сознание, воплощаясь в существующих уже в рамках упорядоченного мира образах многочисленных, мощных и враждебных человеку демонов, с разрушительным влиянием которых не могла справиться традиционная религия.

И вот для того, чтобы снова ослабить влияние этих деструктивных сил и возникает шаманизм. В мифологиях не только племен тибето-бирманской семьи, но и малых народов Сибири, Центральной Азии факт возникновения шаманизма объяснялся волей богов, которые создали и послали на землю шаманов для защиты людей от демонов.

Получается, что на определенном этапе культурного развития традиционные методы возникновения космогонической мифологии как самозащиты человека от осознания себя беззащитной песчинкой в море непонятного и устрашающего хаоса уже не срабатывают. Боги слишком далеки и часто равнодушны к людям, они “чрезмерно скупы, чрезмерно глухи и не слышат “. Личность нуждается в надежной защите. Вот тогда и возникает потребность в появлении такого существа, которое жило бы рядом с людьми, понимало бы их потребности, надежды и слабости, и в то же время имело могущество преодолеть злые космические силы, постоянно и ежесекундно было бы доброжелательным посредником между богами и людьми. Тогда и выходят на культурную арену шаманы и шаманизм.

Шаман, по сути, делает то, что в древности делали мифические предки – проникает на небо, контактирует с богами, выпрашивая у них милости для людей, и возвращается домой. Поскольку в мифологии очень многих народов через нарушение людьми установленных богами табу эту способность было потеряно и человек уже не мог непосредственно общаться с богами, эту миссию берут на себя шаманы. Поэтому ощущение потери бога человеком и стремление вновь восстановить его попечительскую функцию привело и к изменению в мифологии, и к изменению в социальной структуре социума (появление шаманов как отдельной социальной группы), и к возникновению новых форм переживания и познания действительности (шаманский экстаз, порожденные им новые формы чувственности, новые эмоциональные детерминанты).
 

Вверх Снизу