ШАМАНСКИЕ РИТУАЛЫ (ОБРЯДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТУВИНЦЕВ)
Шаман, по представлениям шаманистов, являлся посредником между миром людей и "миром духов", защищающим интересы людей. Основная форма культовой деятельности шамана получила в этнографической литературе название "камлание" (от тюркского кам - шаман). У тувинских шаманов существовало несколько основных форм камлания, различавшихся, в частности, набором необходимых атрибутов. Здесь усматриваются локальные варианты, наличие которых было связано в первую очередь со сложным этническим составом населения дореволюционной Тувы. Набор атрибутов, которыми пользовался тот или иной шаман, обусловливался, кроме того, статусом шамана.
При всех различиях в атрибутике и родословных у тувинских шаманов с древности существовал целый ряд установлений, обрядов и обычаев, обязательно соблюдавшихся при камлании. Так, например, хотя тувинский шаман мог камлать в любое время суток, именно поздний вечер и ночь считались наиболее благоприятным для камлания временем. В старинной песне поется:
Хамнаар хамы чуве
Кара дуне хамнаар чуве.
Тот, кому суждено камлать,
Тот камлает черной ночью.
К помощи шаманов тувинцы прибегали в прошлом по самым разнообразным поводам, но чаще всего в случае болезни. Рассмотрим обязательные элементы шаманского камлания, составлявшие своеобразный сценарий обряда .
Выбор шамана делал сам больной. Из аала больного отправлялся нарочный с запасным конем, предназначенным для шамана. Приняв приглашение, шаман прятал за пазуху зеркало кузун,гу, к которому никому не позволялось притрагиваться, и садился на запасного коня. Нарочный вез снаряжение, необходимое для камлания: костюм прикреплял к седлу, а бубен вешал себе за спину.
Прежде чем приступить к камланию, любой шаман, независимо от статуса, устраивал сан, салыры - зажигание курильницы. Приготовление курильницы состояло в следующем: на плоском камне рассыпали золу и горячие угли, туда же клали горсть сушеного можжевельника (артыш). Если курильница сразу начинала дымить, значит, она оживала. Тогда добавляли еще немного муки, тараа (очищенного от шелухи и поджаренного проса), масла и сала.
Сначала шаман окуривал бубен, затем свою обувь, поднимая поочередно ноги, - считалось, что курильница очишает атрибуты шамана перед камланием и придает ему силу в предстоящей схватке со злыми духами. (В литературе отмечены и другие случаи применения курильницы в обрядовых действиях тувинцев).
Завершив приготовления, шаман бил колотушкой в бубен и делал вокруг курильницы по солнцу три оборота правой, потом левой ногой. Под звук бубна он кричал то кукушкой, то вороном, что являлось как бы сигналом к началу камлания, наконец обращался к ээреням (духам) и вел с ними неслышный для окружающих разговор.
Шаман, по представлениям шаманистов, являлся посредником между миром людей и "миром духов", защищающим интересы людей. Основная форма культовой деятельности шамана получила в этнографической литературе название "камлание" (от тюркского кам - шаман). У тувинских шаманов существовало несколько основных форм камлания, различавшихся, в частности, набором необходимых атрибутов. Здесь усматриваются локальные варианты, наличие которых было связано в первую очередь со сложным этническим составом населения дореволюционной Тувы. Набор атрибутов, которыми пользовался тот или иной шаман, обусловливался, кроме того, статусом шамана.
При всех различиях в атрибутике и родословных у тувинских шаманов с древности существовал целый ряд установлений, обрядов и обычаев, обязательно соблюдавшихся при камлании. Так, например, хотя тувинский шаман мог камлать в любое время суток, именно поздний вечер и ночь считались наиболее благоприятным для камлания временем. В старинной песне поется:
Хамнаар хамы чуве
Кара дуне хамнаар чуве.
Тот, кому суждено камлать,
Тот камлает черной ночью.
К помощи шаманов тувинцы прибегали в прошлом по самым разнообразным поводам, но чаще всего в случае болезни. Рассмотрим обязательные элементы шаманского камлания, составлявшие своеобразный сценарий обряда .
Выбор шамана делал сам больной. Из аала больного отправлялся нарочный с запасным конем, предназначенным для шамана. Приняв приглашение, шаман прятал за пазуху зеркало кузун,гу, к которому никому не позволялось притрагиваться, и садился на запасного коня. Нарочный вез снаряжение, необходимое для камлания: костюм прикреплял к седлу, а бубен вешал себе за спину.
Прежде чем приступить к камланию, любой шаман, независимо от статуса, устраивал сан, салыры - зажигание курильницы. Приготовление курильницы состояло в следующем: на плоском камне рассыпали золу и горячие угли, туда же клали горсть сушеного можжевельника (артыш). Если курильница сразу начинала дымить, значит, она оживала. Тогда добавляли еще немного муки, тараа (очищенного от шелухи и поджаренного проса), масла и сала.
Сначала шаман окуривал бубен, затем свою обувь, поднимая поочередно ноги, - считалось, что курильница очишает атрибуты шамана перед камланием и придает ему силу в предстоящей схватке со злыми духами. (В литературе отмечены и другие случаи применения курильницы в обрядовых действиях тувинцев).
Завершив приготовления, шаман бил колотушкой в бубен и делал вокруг курильницы по солнцу три оборота правой, потом левой ногой. Под звук бубна он кричал то кукушкой, то вороном, что являлось как бы сигналом к началу камлания, наконец обращался к ээреням (духам) и вел с ними неслышный для окружающих разговор.