СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА (ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ЕЛЕНА)

Malfrida

Администратор
Регистрация
21.08.2018
Сообщения
9 051
#1
СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА (ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ЕЛЕНА)

Без Вия.jpg



Равноапостольная великая княгиня Ольга родилась в Псковской земле, ее родословная восходит к Гостомыслу, тому славному мужу, который начальствовал в Великом Новгороде до тех пор, пока, по его же совету, он не был призван на княжение всей Земли русской. Принадлежала Ольга к роду князей Изборских, одной из сильных и славных княжеских династий. Родилась она в языческой семье и называлась варяжским именем Хельга (в русском произношении Ольга, Вольга). Женское имя Ольга соответствует мужскому имени Олег, что значит «святой». Хотя языческое понимание святости совершенно отлично от христианского, но и оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость.

Родители блаженной Ольги сумели внушить своей дочери правила честной и разумной жизни, которых придерживались сами, несмотря на свое идолопоклонство. Уже в юности ей были присущи глубокий ум и исключительная в языческой среде нравственная чистота. Многомудрой, мудрейшей в роде называют святую Ольгу древние авторы, и именно чистота была той доброй почвой, на которой принесли столь богатый плод семена христианской веры.

Интересна история замужества достопочтенной княгини. Однажды князь Игорь, потомок Рюриков, достигнув юношеского возраста; занимался охотой. Случилось ему во время охоты по окрестностям Новгорода зайти в пределы Пскова. Выслеживая зверя около веси Выбутской, он увидел на другой стороне реки место, удобное для лова, но не мог попасть туда за неимением лодки. Спустя немного времени он заметил какого-то юношу, плывшего в лодке и, призвав его к берегу, велел перевести на другую сторону реки. Когда они плыли, Игорь, внимательно всматриваясь в лицо гребца, увидел, что это девица,— то была блаженная Ольга. Красота Ольги уязвила самое сердце Игоря, и он начал прельщать ее словами, склоняя к нечистому плотскому смешению. Однако целомудренная дева, уразумев помыслы юноши, разжигаемого похотью, пресекла беседу мудрым увещеванием: «Зачем смущаешься, князь, замышляя дело неисполнимое? Слова твои обнаруживают бесстыдное желание надругаться надо мною, чего да не будет! Прошу тебя: послушайся меня и подави в себе эти нелепые и позорные помышления, коих нужно стыдиться. Вспомни и подумай, что ты князь, а князю для людей должно быть светлым примером добрых дел — ты же теперь близок к беззаконию. Если сам ты, побежденный нечистой похотью, будешь совершать злодеяния, то как же ты будешь удерживать от них других и судить справедливо своих подданных? Оставь такое бесстыдное вожделение, которого гнушаются честные люди; они могут возненавидеть тебя за это, хотя ты и князь, и предать позорному осмеянию. Да и то знай, что хотя я и одна здесь и бессильна по сравнению с тобой, ты все-таки не одолеешь меня. Но если бы ты даже и мог одолеть меня, то глубина этой реки мне и будет защитой: лучше уж умереть в чистоте, похоронив себя в сих водах, чем быть поруганным моему девству».

Такие увещевания образумили Игоря, пробудив в нем чувство стыда Он молчал, не находя слов для ответа. Так они переплыли реку — и расстались.

Протекло немного времени. Князь Олег, утвердив престол княжения в Киеве и посадив своих наместников в прочих подчинившихся ему городах, стал искать невесту для молодого князя. Собрали толпы красивых девиц, чтобы среди них найти достойную княжеского чертога, но ни одна из них не полюбилась Игорю, ибо в сердце его давно уже был сделан выбор невесты: он велел вызвать ту, которая некогда перевезла его через реку в час ловли. Князь Олег с великой честью исполнил поручение преемника, Игорь вступил в брак с Ольгой в 903 году.

После смерти князя Олега Игорь стал править в Киеве единовластно. В эти годы вера Христова становится значительной духовной силой в пределах Руси. Об этом свидетельствует сохранившийся текст договора Игоря с греками, который включен летописцем Нестором в «Повесть временных лет».

По традиции, договор должен был утверждаться обеими религиозными общинами Киева: «Русь крещеная», то есть христиане, приводились к присяге в соборном храме святого пророка Божия Илии, а «Русь некрещеная», язычники, клялись на оружии в святилище Перуна Громовержца. И то, что христиане поставлены в документе на первое место, говорит об их преимущественном духовном значении. Сам князь Игорь не сумел, однако, преодолеть косности обычая и остался язычником, поэтому и договор скрепил по языческому образцу — клятвой на мечах. Он отверг благодать Крещения и был наказан за неверие. Год спустя, в 945 году, восставшие язычники убили его в Древлянской земле, разорвав между двух деревьев. Но дни язычества были уже сочтены.

После смерти Игоря бремя государственного служения возложила на себя вдова Игоря — великая княгиня Киевская Ольга. Начало самостоятельного правления Ольги связано в летописях с рассказом о грозном возмездии древлянам, убийцам Игоря. Клявшиеся на мечах и веровавшие «только в свой меч», они нашли свое отмщение в огне.

Исполнительницей огненной кары Господь избрал неутешную Ольгу, оплакивавшую вместе с трехлетним сыном Святославом своего мужа; плакали и все жители Киева. Древляне же составили дерзкий замысел: они хотели взять Ольгу в жены своему князю Малу, а наследника тайно умертвить. Таким образом они думали увеличить власть своего князя. К Ольге прислали гонцов, которые просили ее сделаться женою их князя; а в случае отказа им было велено угрозами понуждать женщину.

Посланные мужи водным путем достигли Киева и пристали к берегу. Услышав о прибытии посольства, княгиня Ольга позвала гонцов-древлян к себе и спросила их: «С добрым ли намерением прибыли вы, честные гости?» — «С добрым намерением», — отвечали они. «Скажите же,— продолжила она,— зачем именно вы прибыли к нам?» Мужи отвечали: «Нас послала к тебе Древлянская земля с такими словами: «Не гневайся, что мы убили твоего мужа, ибо он, как волк, расхищал и грабил. А наши князья добрые правители. Нынешний же князь наш без сравнения лучше Игоря: молодой и красивый, он к тому же кроток, любвеобилен и милостив ко всем. Пойди же за нашего князя — ты будешь нам госпожою и обладательницею Древлянской земли».

Княгиня Ольга, скрывая свою печаль и болезнь сердечную по мужу, ответила посольству с притворной радостью: «Мне угодны слова ваши, ведь мужа мне уже не воскресить, а оставаться вдовою так печально: будучи женщиной, я не в состоянии управлять столь большим княжеством; сын же мой еще малый отрок. Итак, я с охотой пойду за вашего молодого князя; к тому же я и сама еще не стара. Теперь идите, отдохните в ладьях ваших; утром же я позову вас на почетный пир, который устрою, чтобы всем стала известна причина прибытия вашего и мое согласие на ваше предложение; а затем я пойду к князю вашему. Утром вы прибудете на пир так же, как прибыли в Киев, то есть в ладьях, которые понесут мои слуги на головах, — пусть все увидят вашу знатность, которой я почитаю вас пред людьми».

С радостью древляне удалились в свои ладьи. Княгиня же, желая отомстить за убийство своего мужа, раздумывала в то время, какою бы смертью погубить их. Она приказала той же ночью выкопать глубокую яму во дворе при загородном дворце княжеском, где находилась палата, приготовленная для пира.

Наутро княгиня послала честных мужей звать сватов на пир. Посадив их в маленькие лодочки по одному, киевляне понесли их, надутых пустой гордостью. Как только принесли их на двор княжий, Ольга, смотревшая из палаты, приказала бросить древлян в глубокую яму. Затем, подошедши к яме, она спросила: «Угодна ли вам такая честь?» Они кричали: «О, горе нам! Мы убили Игоря, а теперь сами получили еще более злую смерть». И приказала Ольга засыпать их живыми в той яме.

Сделав это, княгиня немедленно послала своего гонца к древлянам со словами: «Если вы действительно хотите, чтобы я пошла за вашего князя, то присылайте за мной посольство более многочисленное и более знатное, чем первое; пусть оно с честью ведет меня к князю вашему; присылайте же послов как можно скорее, пока меня не удержали киевляне».

Древляне с великой поспешностью послали к Ольге пятьдесят знатнейших мужей, старейшин земли Древлянской. Когда они пришли в Киев, Ольга велела приготовить для них баню. Когда древляне начали мыться, то сейчас же нарочно приставленные слуги крепко снаружи заложили затворенные двери, обложили баню соломой с хворостом и подожгли; так с баней сгорели старейшины древлянские вместе со слугами.

И снова Ольга отправила к древлянам гонца, извещая о скором своем прибытии для бракосочетания с князем Малом. На сей раз, она приказала приготовить меда и всякого питья на том месте, где был убит ее муж, чтобы сотворить прежде второго своего брака тризну по первому мужу, то есть поминальный пир по обычаю языческому. Древляне на радостях все приготовили в изобилии. Княгиня же Ольга, по обещанию своему, отправилась к древлянам со многим войском, точно приготовлялась к войне, а не для бракосочетания.

Когда Ольга приблизилась к стольному городу древлян Искоростеню, последние выступили ей навстречу в праздничных одеждах и приняли ее с ликованием. Ольга же, прежде всего, пошла на могилу своего мужа и сильно плакала о нем. Совершив затем, по обычаю языческому, поминальную тризну, она повелела насыпать над могилой большой курган. «Я уже не скорблю о первом своем муже, — сказала княгиня, — совершив над могилой его то, что должно было совершить. Наступило время с весельем готовиться ко второму браку с князем вашим». Древляне же спрашивали Ольгу о пропавших послах своих. «Они идут вслед за нами по другому пути со всем моим богатством», — отвечала она. После этого Ольга, сняв печальные одежды, облачилась в брачные одеяния и приняла радостный вид. Она повелела древлянам есть, пить и веселиться. А своим людям приказала, чтобы те прислуживали им, ели вместе, но не упивались.

Когда же древляне напились, княгиня велела верным слугам избивать их, и убитых пало до пяти тысяч и более. Так Ольга, смешав веселье древлян с кровью и отомстив этим за убийство любимого мужа, возвратилась в Киев.

На другой год Ольга собрала войско и пошла на древлян с сыном своим Святославом, и его привлекая к отмщению за смерть отца. Древляне вышли им навстречу с немалою воинскою силою; сойдясь вместе, обе стороны ожесточенно бились, пока киевляне не одолели древлян, коих и гнали до самого стольного города Искоростеня, предавая смерти.

Древляне затворились в городе, Ольга же целый год неотступно осаждала его. Видя же, что трудно взять город приступом, она придумала такую хитрость. «Зачем, безумные, хотите уморить себя голодом, не желая мне покориться? Ведь все остальные города ваши мне выразили покорность: жители их уплачивают дань и живут спокойно в городах и селах, обрабатывая свои нивы»,— сказала она. «Мы хотели бы тоже,— отвечали затворившиеся,— покориться тебе, да боимся, как бы ты не стала снова мстить за князя своего». Ольга же отправила к ним посла со словами: «Я же неоднократно мстила и на старейшинах и на прочих людях ваших; и теперь желаю не мести, но требую от вас дани и покорности». Древляне согласились уплачивать ей дань, какую она захочет. Ольга предложила им: «Я знаю, что вы сейчас обнищали от войны и не можете уплатить мне дани ни медом, ни воском, ни кожами, ни другими годными для торговли вещами. Да я и сама не хочу отягощать вас большой данью; дайте мне какую-нибудь малую дань в знак вашей покорности, хотя бы по три голубя и по три воробья от каждого дома». Древлянам дань эта настолько показалась ничтожной, что они даже насмехались над женским разумом Ольги. Однако же поспешили собрать от каждого дома по три голубя и воробья и послали ей с поклоном.

Ольга сказала пришедшим к ней из города мужам: «Вот вы теперь покорились мне и сыну моему. Живите же в мире, завтра я отступлю от города вашего и отправлюсь домой». С этими словами она распрощалась. Все жители города сильно обрадовались, услышав о словах княгини. Она же раздала птиц своим воинам с приказанием, чтобы поздним вечером к каждому голубю и к каждому воробью привязан был лоскут, пропитанный серой, который следовало зажечь, и пустить всех птиц на воздух вместе. Воины исполнили это приказание.

И птицы полетели в город, из которого были взяты: каждый голубь влетел в свое гнездо и каждый воробей под свою стреху. Тотчас город загорелся во многих местах, и Ольга приказала своему войску окружить город со всех сторон и начать приступ. Население города, спасаясь от огня, выбегало из-за стен и попадало в руки неприятеля. Так взят был Искоростень.

Много людей из древлян погибло от меча, другие же с женами и детьми сгорели в огне, а иные утонули в реке, протекавшей под городом; в это же время погиб и князь древлянский. На оставшихся в живых Ольга наложила тяжкую дань. Так княгиня отомстила древлянам за убийство своего мужа, подчинила себе всю древлянскую землю и со славою и торжеством возвратилась в Киев.

Подвластными ей областями Русской земли Ольга управляла не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. Великая княгиня объезжала свои пределы с целью упорядочения гражданской и хозяйственной жизни народа, и летописи полны свидетельств с ее неустанных «хождениях».

Добившись укрепления власти Киевского стола и ослабив влияние мешавших собиранию Руси мелких князей, Ольга централизовала государственное управление с помощью системы погостов, которые, являясь финансово-административными и судебными центрами, представляли собой прочную опору великокняжеской власти на местах. Позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам воздвигались первые храмы; со времени Крещения Руси при святом Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями. (Лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ слово «погост» получило значение «кладбище»).

Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Города застраивались и укреплялись, обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), ощетинивались валами, частоколами. Сама княгиня, зная, сколь враждебно относились многие к идее укрепления княжеской власти и объединения Руси, жила постоянно «на горе», над Днепром, за надежными забралами киевского Вышгорода (Верхнего города), окруженная верной дружиной.

Две трети собранной дани, по свидетельству летописцев, она отдавала в распоряжение Киевского вече, третья часть шла «к Ользе, на Вышгород» — на нужды ратного строения.






ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России. Богатырские заставы на юге сторожили мирные нивы киевлян от народов Дикого Поля. Чужеземцы спешили в Гардарику, страну городов, как называли они Русь, с товарами и рукодельями. Шведы, датчане и немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Зарубежные связи Киева ширились. Это способствовало развитию каменного строительства в городе, начало которому положила княгиня Ольга. Первые каменные здания Киева — Городской дворец и загородный терем Ольги — лишь в нашем веке были разысканы археологами.

Во всех делах управления великая княгиня Ольга обнаруживала дальновидность и мудрость. Для врагов была она страшна, для своих — правительница милостивая и благочестивая, как судья праведный и никого не обидящий. Она воздавала каждому соразмерно достоинству его поступков. Милосердная по душе, она была щедра к нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца быстро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла.

Все дела ее, несмотря на пребывание княгини в язычестве, были угодны Богу, как достойные благодати христианской. Со всем этим Ольга соединяла целомудренную жизнь: она не хотела выходить вторично замуж, желая сохранить сыну княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела княжения, а сама, устранившись от молвы и попечений, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения.

Наступило время, когда Господь решил просветить славянские народы светом веры и привести в познание истины, наставив на путь спасения. Начатки этого просвещения Господь благоизволил явить в немощном женском сосуде, то есть через блаженную Ольгу. Ибо, как прежде, проповедниками Своего Воскресения Он соделал жен-мироносиц, и Свой Крест Честной, на котором Его распяли, явил миру из недр земных женою-царицею Еленою (память 21 мая/3 июня), так и теперь возжелал насадить веру святую дивной женою, новой Еленой — княгиней Ольгой.

Господь избрал ее как «честный сосуд» для Пресвятого Имени Своего, — да пронесет она его в земле Русской. Он возжег в сердце ее зарю невидимой благодати Своей, отверз ее умные очи к познанию Истинного Бога, Которого она еще не знала. Ольга уже уразумела обольщение и заблуждение языческого нечестия, убедившись, как в истине самоочевидной, в том, что чтимые безумными людьми идолы — не боги, но бездушное произведение рук человеческих; поэтому она не только не почитала их, но и гнушалась ими. Как купец ищет многоценный жемчуг, так и Ольга от всей души искала правого Богопочитания.

История не сохранила имен первых христианских наставников святой Ольги, вероятно, потому, что обращение блаженной княгини ко Христу связывали с Божественным вразумлением. Один из древних текстов говорит об этом так: «О дивство! Сама не ведуще Писания, ни закона христианского и учителя, о благочестии, не слыша, а нравом благочестия усердно поучашася и веру христианскую от всея души возлюби. О неизреченнаго Промысла Божия! Не от человек блаженная научашася истине, но свыше учителя имея Божию Премудрость».

К Христу святая Ольга шла через поиски истины, ища удовлетворения для своего пытливого ума; древний автор называет ее «Богоизбранной рачительницей премудрости».

Так, преподобный Нестор-летописец повествует. «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».

По усмотрению Божию княгиня Ольга услышала от некоторых людей, что один есть Бог Истинный, Творец неба, земли и всего создания, в Которого веруют греки; кроме же Его нет иного бога. Такими людьми скорее всего были варяги-христиане, которых много находилось среди дружины князя Игоря. И Ольга обратила на них внимание. Со своей стороны и сами варяги мечтали сделать ее своей сторонницей, видя, что она была женщина с умом именно государственным.

Стремясь к истинному Богопознанию и от природы не будучи ленивой, Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы собственными глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в учении об Истинном Боге.

К этому времени Русь возросла в великую державу. Княгиня завершила внутреннее устроение земель. Лишь два европейских государства могли в те годы соперничать с Русью в значении и мощи: на востоке Европы — древняя Византийская империя, на западе — королевство Саксов. Опыт обеих империй, обязанных своим возвышением духу христианского учения, показывал ясно, что путь к будущему величию лежит не только через военные, но преимущественно через духовные завоевания и достижения.

Отношение Византии к Руси было сложным. В глазах великой империи Русь являлась не первым и не единственным «варварским» народом, плененным ее красотой, богатством и духовными сокровищами, одним из многих. Отбиться, откупиться от него, а по возможности и превратить в послушного слугу — такие измышления превалировали долгое время. Но Русская земля, готовая принять Православие, исповедуемое Греческой Церковью, вовсе не намерена была склонить свою голову под иго.

Она хотела отстоять свою независимость и установить теснейший союз с Византией, но такой, в котором заняла бы главенствующее положение. Не знала тогда великая империя, что Русь своего добьется! Ибо Промысел Божий именно Руси (возможно, за сокровенную искренность любви) определить стать исторической преемницей Византии, унаследовать ее духовные богатства, политическое могущество и величие.

С естественным желанием побывать в Византии великая княгиня Ольга соединила и серьезные государственные интересы. Признание Руси, повышение ее «статуса» в иерархии союзников Византии, а следовательно, повышение престижа в глазах остального мира — вот что было особенно важно для мудрейшей из княгинь. Но достичь того можно было только принятием христианства, ибо в те времена доверие между европейскими государствами устанавливалось на основе религиозной общности.

Взяв с собою особо знатных мужей и купцов, великая княгиня Ольга отправилась с большим флотом в Царьград. Это было мирное хождение, сочетавшее задачи религиозного паломничества и дипломатической миссии. Но политические соображения требовали, чтобы оно стало одновременно и проявлением военного могущества Руси на Черном море. И результат был достигнут. Появление флота княгини Ольги на Босфоре создало необходимые предпосылки для развития дружеского русско-византийского диалога.

С великой честью была принята русская княгиня императором Константином VII Багрянородным (905-959гг.) и Патриархом Феофилактом, которым она вручила многие дары, достойные таких лиц. Для высокой русской гостьи были не только соблюдены дипломатические приемы, но и сделаны особые отступления от них. Так, вопреки обычным правилам двора княгиню Ольгу принимали не вместе с послами из других государств, а отдельно от них.

В то же время императору удалось отразить в церемониалах торжественного приема и то «расстояние», которое отделяло русскую княгиню от повелителя Византии: она больше месяца жила на корабле в Суду — гавани Константинополя, прежде чем ее пригласили прийти во дворец. Шли долгие и утомительные переговоры о том, с какими почестями должно принять русскую княгиню. При этом большое значение церемониалу придавала сама Ольга, добивавшаяся признания Русских земель и себя лично как их правительницы.

В Константинополе Ольга поучалась вере христианской. Ежедневно она присутствовала на богослужении в лучших храмах: Святой Софии, Влахернской Богоматери и других. Южная столица поразила ее богатством культовых зданий и собранных в них святынь, разнообразием красок, великолепием архитектуры.

Сердце мудрой Ольги открылось святому Православию, и она приняла решение стать христианкой. По свидетельству летописи, Таинство крещения совершил над нею патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был сам император Константин Багрянородный. Ей было наречено в Крещении имя Елены в честь святой равноапостольной Елены. В назидательном слове, сказанном по совершении обряда, патриарх рек: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». Он наставил ее в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне. «Она же,— говорит преподобный Нестор Летописец,— склонила голову и стояла, словно губа напаяемая, внимая учению, и, поклонившись патриарху, промолвила: «Молитвами твоими, Владыко, да сохранена буду от сетей вражеских».

После этого новокрещеная княгиня еще раз посетила патриарха и поведала ему свою скорбь: «Люди мои и сын мой язычники…». Патриарх ободрил, утешил ее и благословил. Затем блаженная Ольга приняла от него Честной Крест, святые иконы, книги и прочие потребные для Богослужения вещи, а также пресвитеров и клириков. И удалилась она из Константинополя к себе домой с великой радостью.

Такого ненавистника русских, каким был император Константин Багрянородный, непросто было заставить сделаться крестным отцом достопочтенной княгини. В летописи сохранились рассказы о том, как решительно и на равных разговаривала Ольга с суровым правителем, удивляя греков духовной зрелостью и государственной мудростью, показывая, что русскому народу как раз под силу воспринять и умножить лучшие плоды византийской духовности и культуры. Так святой Ольге удалось мирным путем завоевать Царьград, чего до нее не смог сделать ни один полководец. Великая княгиня достигла чрезвычайно важных результатов. При крещении в столице Византии она получила благословение на апостольскую миссию в своей земле. Кроме того, она получила от императора титул «дочери», что поставило Русь в самый высокий ранг дипломатической иерархии государств.

По свидетельству летописцев, Константин Багрянородный вынужден был признать, что русская княгиня его «переклюкала» (перехитрила) в своем сочинении «О церемониях византийского двора», дошедшем до нас в единственном списке, он оставил подробное описание церемоний, сопровождавших пребывание святой Ольги в Константинополе.

Император описывает торжественный прием в знаменитой палате Магнавре, переговоры в более узком кругу во внутренних покоях дворца, парадный обед в зале Юстиниана, где промыслительно встретились за одним столом четыре «государственных дамы»: бабушка и мать святого равноапостольного Владимира (святая Ольга и ее спутница Малуша) с бабушкой и матерью его будущей супруги Анны (императрица Елена и ее невестка Феофано). Во время одного из приемов русской княгине было поднесено золотое, украшенное каменьями блюдо. Святая Ольга пожертвовала его в ризницу Софийского собора.

В начале XIII века его описал русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград; во блюде же Ольжине камень драгий, на том же камени написан Христос».

Что касается непосредственно дипломатического исхода переговоров, у княгини Ольги были основания остаться недовольной ими. Добившись успеха в вопросах о торговле в пределах империи и заручившись подтверждением мирного договора, с Византией, заключенного Игорем в 944 году, она не смогла, однако, склонить императора к двум главным для Руси соглашениям: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при князе Аскольде православной митрополии в Киеве. Уязвило ее и утомительное держание в византийской гавани. Когда позже Константин Багрянородный пришлет к ней послов с просьбой об обещанной военной помощи, она резко ответит ему: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе воинов в помощь». Тем самым она ясно дала понять Византии, что империя имеет дело с могучим и независимым государством, международный престиж которого крещением Ольги был возвышен на виду у всего света!

Вернувшись из Константинополя в Киев, новая Елена — княгиня Ольга — начала христианскую проповедь. Многое зависело от того, обратится ли ко Христу ее сын Святослав, который должен был вот-вот принять бразды правления в свои руки. Святослав, однако, всецело отдавшийся военным предприятиям, не хотел и слышать о принятии крещения, но креститься тем не менее никому не возбранял и уж тем более не преследовал приверженцев иной веры. Во всяком случае поначалу.

Часто говорила блаженная Ольга князю Святославу: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь духом. Если и ты Его познаешь, и ты радоваться будешь». Но он отвечал матери так: «Что скажет обо мне дружина моя, если изменю вере отцов? Она надо мною ругаться будет». Тяжки были такие речи для сердца Ольги, и она справедливо заметила сыну: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Святослав на эти слова, как сказано в летописи, «гневался на мать».

Не только боязнь насмешек со стороны дружинников удерживала его, но и собственное «желание жить по языческим обычаям». Войны, пиры, забавы, похоть сердца и плоти — вот что владело душой Святослава. Во всем этом отчаянно храбрый русич хотел найти полноту жизни. Но мать знала, что подлинной радости эти забавы его душе не принесут. «Да будет воля Божия; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце тоже желание обратиться к Богу, что даровал и мне»,— часто говорила она и с верой молилась день и ночь о сыне и народе своем, чтобы просветил их Господь, какими ведает судьбами.






Будучи не в силах умягчить сердце Святослава, она старалась посеять семена христианства в трех своих малолетних внуках: Ярополке, Олеге и Владимире,— коих оставил ей отец-воитель. Святое семя сие в свое время принесло благоприятный плод, укоренившись в сердце юного Владимира.



Став христианкой, княгиня Ольга ревностно предавалась подвигам христианского благовестия среди язычников и церковного строительства, «требища бесовская сокруши и начата жити во Христе Иисусе».

Для увековечения памяти первых русских исповедников она воздвигла Никольский храм над могилой Аскольда и заложила деревянный собор над могилой Аира во имя Святой Софии Премудрости Божией, освященный 11 мая 960 года. Этот день впоследствии отмечался в православии как особенный церковный праздник. В месяцеслове пергаменного Апостола 1307 года под 11 мая записано: «В тот день освящение Святой Софии в Киеве в лето 6460». Дата памяти, по мнению церковных историков, указана по так называемому «антиохийскому», а не по общепринятому константинопольскому летоисчислению и соответствует 960 году от Рождества Христова.

Недаром русская княгиня получила в крещении имя святой равноапостольной Елены, обретшей Честное Древо Христова в Иерусалиме. Главной святыней новосозданного Софийского храма стал Святой восьмиконечный Крест, принесенный новой Еленой из Царьграда и полученный ею в благословение от константинопольского патриарха. Крест, по преданию, был вырезан из цельного куска Животворящего Древа Господня. На нем была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня». Крест и другие христианские святыни благодатью, от них исходящей, содействовали просвещению Русской земли.

Софийский собор, простояв полвека, сгорел в 1017 году. Ярослав Мудрый на этом месте построил позже (предположительно в 1050 году) церковь святой Ирины, а святыни Софийского храма перенес в каменный храм того же имени — доныне стоящую Софию Киевскую, заложенную в 1017 году и освященную около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». В период Люблинской унии, объединившей в 1569 году Польшу и Литву в единое государство, Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая судьба его неизвестна.

С проповедью святой веры княгиня Ольга посетила Великий Новгород и другие города. При этом она сокрушала идолов и ставила на их месте честные кресты, для уверения язычников соделывались также многие знамения и чудеса.

Придя на родину, в Выбутскую весь, блаженная Ольга и здесь простерла слово проповеди христианской к близким ей людям. Во время пребывания в сей стороне она достигла берега реки Великой, текущей с юга на север, и остановилась против того места, где в реку Великую впадает река Пскова (в те времена там рос дремучий лес). Внезапно она увидела, как с неба сходят три пресветлых луча. Заметили их и спутники ее. Видение сие предсказывало благодать Божию. Обратившись к сопровождавшим ее лицам, блаженная Ольга молвила пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте, озаряемом тремя сиятельными лучами, возникнет церковь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы и создастся великий и славный город, изобилующий всем». После этих слов княгиня велела поставить на том месте крест. И доныне там существует молитвенный храм.

Обойдя многие города Земли русской, проповедница Христова возвратилась в Киев. И здесь для Бога явила благие дела. Вспомнив о видении на реке Пскове, она послала много золота и серебра на строительство церкви во имя Святой Троицы, повелела населять то место людьми. В короткое время там разросся город Псков, названный так от реки Псковы.

Молитвы и труды святой равноапостольной Ольги принесли богатые плоды: христианство на Руси стало быстро распространяться и укрепляться. Но ему противодействовало язычество, утвердившееся как господствующая (государственная) религия. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по слову Соломона, «возненавидели Премудрость», как и святую княгиню Ольгу, воздвигавшую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на князя Святослава, решительно отклонявшего уговоры матери принять христианство.

В поисках поддержки святая Ольга обращает взоры на запад. Никакого противоречия здесь нет. Святая Ольга, принадлежавшая еще к нераздельной Церкви, вряд ли имела возможность вникать в богословские тонкости греческого и латинского вероучения.

Под 959 годом немецкий хронист, именуемый «продолжителем Региона», записывает: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Отгон I, будущий основатель Священной Римской империи, охотно откликнулся на просьбу Ольги, но повел дело не спеша, с чисто немецкой основательностью. Лишь на Рождество следующего, 960, года епископом русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце. Но он вскоре умер (15 марта 961 года). На его место пришел Адальберт Трирский, которого Оттон, «щедро снабдив всем нужным», отправил в Россию. Трудно сказать, что случилось бы, не промедли король так долго, но когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». Хуже того, на обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности».

Оказалось, что за прошедшие два года, как и предвидела Ольга, в Киеве совершился окончательный переворот в пользу сторонников язычества, и, не став ни православной, ни католической, Русь вообще раздумала принимать христианство. Языческая реакция проявилась настолько сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся с Ольгой в Царьграде, По приказу Святослава был убит племянник святой Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Разумеется, здесь не обошлось и без византийской тайной дипломатии: настроенные против Ольги и встревоженные возможностью усиления Руси за счет союза с Отгоном, греки предпочли поддержать язычников.

Провал миссии Адальберта имел огромное значение для будущего Русской Православной Церкви, избежавшей папского пленения. Святой Ольге оставалось смириться с происшедшим и полностью уйти в дела личного благочестия, предоставив бразды правления язычнику Святославу. Но с ней по-прежнему считались и к ее государственной мудрости неизменно обращались во всех трудных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, а он большую часть времени проводил в походах и войнах; управление государством поручалось княгине-матери. О крещении Руси тем не менее не могло быть и речи, и это, конечно, огорчало святую Ольгу, считавшую Христово благовестив главным делом своей жизни.

Великая княгиня кротко переносила все скорби и огорчения, старалась помогать сыну в государственных и военных заботах, руководила им в героических замыслах. Победы русского войска были для нее утешением, особенно разгром Хазарского каганата в 965 году. Следующий мощный удар был нанесен по мусульманской Волжской Булгарии, потом пришла очередь Болгарии Дунайской. Восемьдесят городов на Дунае было взято киевскими дружинами. Одно беспокоило Ольгу: как бы, увлекшись войной на Балканах, Святослав не забыл о Киеве.

Весной 969 года. Киев осадили печенеги: «И нельзя было вывести коня надоить, стояли печенеги на Лыбеди». Русское войско было далеко, на Дунае. Послав к сыну гонцов, святая Ольга сама возглавила оборону столицы. Святослав, получив известие, вскоре прискакал в Киев, «приветствовал мать свою и детей и сокрушался, что случилось с ними от печенегов». Но, разгромив кочевников, воинствующий князь вновь стал говорить матери: «Не любо мне сидеть в Киеве. Хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей».

Святослав мечтал о создании огромной державы от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь, Болгарию, Сербию, Причерноморье и Приазовье и простерла свои пределы до самого Царьграда. Мудрая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев, Святослава ждала неудача. Но сын не слушал предостережений матери. Блаженная же Ольга со слезами говорила ему: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети твои еще малы, я уже стара, да и больна. Я ожидаю скоро кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в Которого верую. Теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе сожалею. О том, что хотя я и много тебя учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в Истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрег этим. И знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена, а тогда иди куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мои пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое грешное тело: не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны, но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву за приношение Богу за мою душу и роздал нищим милостыню». Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры.

По истечении трех дней княгиня Ольга впала в крайнее изнеможение. Причастившись Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего, она все время пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, Которую всегда по Боге имела себе Помощницею, призывала она и всех святых.

С особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти Земли русской. Прозревая будущее, она неоднократно во дни жизни своей пророчески предсказывала, что Бог обязательно просветит русичей и многие из них будут великие святые. И еще молитва была на устах преславной, когда честная душа ее разрешилась от тела. «И тако поживши и добре славяще Бога в Троице, Отца и Сына и Святаго Духа, ночи в близи веры, сконча житие свое с миром о Христе Иисусе, Господе нашем». Так она переселилась от земных к небесным и сподобилась войти в чертог Бессмертного Царя — Христа Бога; первая святая из Земли русской, она была причтена к лику святых.

Преставилась святая равноапостольная Ольга, во святом крещении Елена, в одиннадцатый день июля месяца 969 года, всех лет жизни ее было около девяноста «И плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди». Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то гордой владычице, крестившейся от патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианского фанатизма. Но перед смертью, вновь обретя прежнюю твердость и решимость, она запретила совершать над ней языческие тризны и завещала открыто похоронить ее по православному обряду. Пресвитер Григорий, который был с нею в 957 году в Константинополе, в точности выполнил ее завещание.

По преставлении святой Ольги сбылось ее пророчество и о злой кончине храброго сына, и о добром просвещении Господнем Земли русской. Замечательный полководец Святослав Игоревич был убит не в славном походе, а в коварной засаде печенегов в 972 году. Князь печенежский отсек ему голову и из черепа сделал себе чашу, оковав ее золотом и написав следующее: «Имущий чужого, губит свое». Во время пира с вельможами своими князь пил из этой чаши.

Спустя девятнадцать лет после кончины княгини Ольги внук ее, князь Владимир, принял Святое крещение и обратил во святую веру Землю Русскую.

Бог прославил святую труженицу православия, «начальницу веры» в Русской земле чудесами и нетлением мощей. Иаков Мних через сто лет после ее смерти писал в своей «Памяти и похвале Владимиру»: «Бог прослави тело рабы Своей Елены, и есть в гробе тело ее честное, и неразрушимое пребывает и до сих дней. Блаженная княгиня Ольга прославила Бога всеми делами своими добрыми, и Бог прославил ее».

При святом князе Владимире, по некоторым данным в 1007 году, мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы (на содержание его князь Владимир давал девятую часть от своих имений) и положены в специальном саркофаге, в каких принято было класть мощи святых на православном Востоке. «И ино чудо слышите о ней: гроб камен мал в церкви Святыя Богородицы, ту церковь создал блаженный князь Владимир, и есть гроб блаженныя Ольги. И на верху гроба оконце сотворено — да видети тело блаженным Ольги лежаще Цело».

Но не всем было явлено чудо нетления мощей равноапостольной княгини: «Иже с верою придет, отворится оконце, и видит честное тело лежаще цело, яко спя, почивает. А другим, иже не с верою приходят, не отворится оконце гробное, и не видит тела того честного, но только гроб». Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих. Была она, по словам преподобного Нестора Летописца, «предтекущая христианской земли, аки денница пред солнцем и аки заря пред светом».

Святой равноапостольный князь Владимир, вознося свое благодарение Богу в день Крещения Руси, обратился к бабке своей со знаменательными словами: «Благословите тя хотят сынове русский...». Русский народ чтит святую равноапостольную Ольгу как основоположницу христианства на Руси, обращаясь к ней словами преподобного Нестора: «Радуйся, русское познание Бога, начало нашего с Ним примирения».





Равноапостольной княгине Ольге молятся о защите и заступлении от врагов и нападения, о замужестве, о женитьбе, о мире в семье, о помощи в воспитании детей, о сохранении детей и наставлении их в Христианской вере, о крепости душевной, об исцелении от многих заболеваний.

Тропарь равноапостольной Ольги

глас 1.

Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяческих, и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольго приснославная.

Кондак равноапостольной Ольги

глас 4.

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Ольгу богомудрую, да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление.

Молитва святой равноапостольной княгине Ольге.

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице! К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребываеши светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечном Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.




Заговор на счастливое замужество

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Встану я, раба Божия (имя), на полунощной заре, на первой звезде, на красный угол перекрестясь Святым Крестом, молитвой Господней помолясь (в этом месте прочитайте «Отче наш»), и пойду на большую всенощную службу. Пойду на восточную сторону, на первую утреннюю зарю, на первый солнечный свет, на восточный рассвет.
Пойду через горы высокие, через моря глубокие, пойду через луга широкие, выйду к Алатырь-камню. За Алатырь-камнем лестница на святые Божии небеса ведет. Поднимусь с молитвой и верой на седьмое Божие небо. Со мной идут молитва и пост, Святой Крест, вера и любовь, надежда и труд, милосердие и милостыня, и София — премудрость Божия. На святых Божиих небесах светлый храм стоит. В храме том Господь Троица сидит на злат Престоле, одесную Матерь Божия Покров, ошую Архангел Михаил со ангелами и все святые.
Подойду к храмовым вратам, крестом покрещусь, молитвой укреплюсь. Подойду к престолу Господню, подойду поближе, поклонюсь пониже. Господь Святая Троица Книгу жизни читает. В Книге той вписаны праведные и грешные, блаженные и нищие, женатые и холостые, старцы и молитвенники, купцы и ремесленники. Господь Святая Троица, помоги мне, грешной Твоей рабе (имя), молитвенный щит для девицы (имя) намолить, семь желаний в щит вложить. Господь Творец, Ты создал небо и землю, и Святую Купель. При рождении девице (имя) имя нарекли, при крещении крестом укрепили, ангела-хранителя в помощь дали. Ты, Господи, помоги, молитвенный щит девицы (имя) сотвори. Господи Искупитель и Спаситель. Иисус Христос, помоги, жизненный крест девицы (имя) укрепи. Грехи рода прости, ангела-хранителя девицы (имя) направь, семейную жизнь в реку жизни введи.
Господь, Дух Святой, Утешитель, молитвы Укрепитель, помоги, девицу (имя) на пути жизненном утверди.
Матушка Владычица, Пресвятая Богородица Покров, помоги, девице (имя) половину ее пошли, заступника и защитника на земле, крепкую опору в семье.
Матушка Владычица, Пресвятая Богородица, Царице Неба и земли, Покров своей над девицей держи, браком ее покрой, детками душу успокой.
Матушка Заступница, Покровом своим закрой девицу (имя) от злых дел колдуна, от виритника, от колдовки, от еретика, от ворожеи, от гадалки, от беды, от глада, от потопа, от напрасной смерти, от сиротства, от вдовства, от измен, от бедного стола. Михаил Архангел, помоги мне, Божией рабе (имя), молитвенный щит девицы (имя) огненным мечом укрепи.
Михаил Архангел, огненным мечом очисти жизненный путь девицы (имя) от врага видимого и невидимого, от завистника, от завистницы, от слова клеветы, от слова лжи, от слова обмана, от тумана, от дурмана. Княгиня Ольга, помоги мне, Божией рабе (имя), молитвенный щит девицы (имя) открой. Ты, княгиня Ольга, мудра, ты княгиня Ольга, хитра, Духом Святым наделена, Господа познала, на Русь Крест Божий принесла. Помоги, святая Ольга, молитвенный щит девице (имя) утверди. Супруга девице (имя) пошли, крещеного, в Бога верующего, работящего, рода княжеского, иль боярского, иль купеческого. Не злобливого, не ленивого, не пьющего, не ругащего, не злющего, а душою доброго, головою — умного, с руками золотыми. Для жены — щедрого, для чужих — скупого, деток любящего, жену на руках носящего.
От храма Божиего со святых небес до дома с Божией милостью вернусь, милостыней укреплюсь, сорок милостыней хлебом и монетой подам, дочери девице (имя) путь к семье открою. Молитвенный щит девице (имя) намолю, семейную жизнь заложу. Всех праведных рода моего в помощь зову, всех Богу верных, всех православных, молитвенников и постников. Усопших за упокой помяну, живым о здравии подам.
Дело мое и слово мое во имя Господне, Молитвенный щит девицы (имя) на сорок замков, сорока ключами замкну. Ключ в Алтаре за престолом Божиим схороню. Аминь делу и слову моему. Аминь. Аминь. Аминь».
• Наговорите на подготовленные нити заговор «На судьбу, на нити». Затем нити сплетите в косичку.
Заговор на судьбу, на нити
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Я, раба Божия (имя),
дочь (имя) под сердцем носила,
Бога о чаде (имя) молила,
пуповину отрезала,
судьбу дочери (имя) загадала.
Матерь Божию молила,
судьбу дочери (имя)
Матери под Покров вручила.
Михаила Архангела
в помощь призывала,
защиту дочери (имя)
с крестом давала.
Святая Ольга в помощь приходила,
щит молитвенный
для девицы (имя) открыла.
Три нити в щит кладу,
три нити в одну плету.
Как девица две косы
в одну сплетает,
судьбу мужу вручает,
так и я, раба Божия (имя),
мать девицы (имя),
три нити в одну плету.
В косу вплетаю любовь и молитву,
Божию защиту, счастье и семью,
богатство и процветание,
деток и предков.
С девицей (имя), Божией рабой,
по жизни идут
радость и ее судьба,
любовь и Божий Крест,
молитвенный щит
и счастливый венец.
Дело и слово во имя Господне.
Аминь. Аминь. Аминь».
• Вложите внутрь щита лист с просьбами и иголки.
• Склейте щит. Нити пропустите по краю, концы завяжите петлей.
• Возьмите в руки замок и закройте его над щитом.
• Прочитайте заговор на замыкание молитвенного щита.

Заговор «Замыкание Молитвенного щита»
«Господи, помоги!
Святая Ольга в помощь приди!
Ты двери Руси для Бога открыла,
ты Бога в сердце своем утвердила.
Святая Ольга, помоги,
Щит молитвенный девицы (имя) замкни.
Замкни на сорок замков,
на сорок ключей
счастье жизни девицы (имя),
замкни щит от беды и ворожбы,
от приворота и отворота,
от глада и потопа,
от врага и измены,
от змеи подколодной,
от тоски зеленой,
от холодной постели,
от одиночества, от вдовства,
от колдовства, от развода,
от разлуки, от безбрачия венца.
Замкни судьбу девицы (имя)
от колдуна, от колдуньи,
от еретика, от еретицы,
от гадалки, от карт цыганки.
Щит и брачный венец
с девицей (имя) к судьбе ведут.
Аминь. Аминь. Аминь».
• Замок после обряда киньте в проточную воду, а ключ отнесите в храм и положите у иконы Пресвятой Богородицы «Покров».
• Храните Молитвенный щит в Божнице.
• После выполнения обряда закажите в храме акафист Святой Троице, Пресвятой Богородице Покров, Михаилу Архангелу, великой княгине Ольге.











http://www.magia-taro.com/t5791-topic
 

Вверх Снизу