ТОЛПЕРИ - ДУХ ВЕТРА УДМУРТОВ

Iden

Модератор
Команда форума
Регистрация
30.11.2019
Сообщения
3 704
#1
ТОЛПЕРИ - ДУХ ВЕТРА УДМУРТОВ

Тӧлпери — злой дух ветра (букв.: тӧл — ветер, пери — злой дух). По словам И.Н. Смирнова закамские удмурты считают, что «Тылпэри [тӧлпери] или Дау-пэри имеют человекообразную природу: они живут под землей в роскошных домах и похищают себе в жены земных женщин. Они отличаются громадной силой, но человек может, напившись особого питья, бороться с Тыл-пэри и даже побеждать их. О приближении Тыл-пэри свидетельствуют черные тучи».

По словам современных информаторов, тӧлпери — то, прежде всего, смерч, и в то же время Тӧлпери — дух ветра, его олицетворение. Как отмечает А.И. Емельянов, «в ветряных смерчах двигается бес (тӧл пери, тӧл мурт)». Таким образом, можно предположить, что по верованиям закамских удмуртов, смерчи вызваны движением Тӧлпери, его полетом. В одной из сказок он характеризуется как «дас кык бурдо Тӧлпери» — «двенадцатикрылый Тӧлпери»: «Дас кык бурдо тӧлпериез ӧтем. Тӧлпери капкаез резь-куаж тӥяса пырем но кыксэ ик вож нуныосты вылаз пуктыса нуэм. Куинь уй но куинь нунал лобе ини со» — «Позвал двенадцатикрылого Тӧлпери. Он с треском разбил ворота и, войдя, унес на себе обеих младенцев. Вот уже три дня и три ночи он летит».

Таким образом, они способны с большой скоростью перемещаться в пространстве, создавая сильный ветер, смерч. Тӧлпери (смерч) способен подхватить человека и унести с собой (что вполне реально). В одной из сказок закамских удмуртов таким способом он похищает девушек, которые становятся его женами:

«У одного царя были три дочери. Пошли они раз погулять на поляну. Вдруг налетела сильная туча и старшая дочь пропала. Пришли две девушки домой и говорят отцу: "Нашу старшую сестру утащил Тыл-пэри". На другой день сестры опять пошли на ту же поляну; опять налетел вихрь и тыл-пэри похитил среднюю купеческую дочь. Младшая пришла одна к отцу и сказала ему, что сестру унесло вихрем. Проходит неcколько времени, младшая дочь купца идет одна искать сестер, но тыл-пэри уносит и ее».

«Столкновение» со смерчем могло привести к болезни «пери шуккем» («пери стукнул»), т.е. к параличу. Поэтому встречу со смерчем (тӧлпери) старались всячески избежать. Но если такая встреча была неизбежной, необходимо было бросить в воронку ветра нож или какой-нибудь другой острый железный предмет. Считали, что Тӧлпери испугается острых предметов и не причинит человеку вреда. При надвигающемся вихре следовало обратиться к нему со словами «Тӥре-пуртэ киям, салябае уртсам» — «Топор и нож в руке, сабля на боку». Предзнаменованием несчастий и болезней считалось, если ветер сносил и ронял на землю шапку. Кроме того, считали, что по ветру распространяются некоторые болезни и колдовские чары. Поэтому при надвигающемся сильном ветре старались зайти в дом и закрыть двери, окна, дымоход.

Если человек все же «столкнется» с Тӧлпери (Тӧлпери кадылӥз ке), то необходимо принести жертву или выполнить ряд магических действий: «Педло потыса тӧлпери кадылӥз ке, сизьым нынал чоже кадылэм интӥяз сылал тӧллы кисьтыны кулэ. Со беревеськалод» — «Если, выйдя на улицу, столкнешься с тӧлпери, то надо в течение семи дней на месте столкновения кидать соль на ветер. Тогда выздоровеешь». В д.Каймашабаш считали, что если шумит в ушах, в голове, то происходит это от того, что человек столкнулся с Тӧлпери (Тӧлпери шоры учырам). В этом случае надо принести в жертву утку.

Ветер играл важную роль в жизни земледельца. Сильный ветер с осадками мог навредить посевам, сгубить выращенный урожай, принести ущерб постройкам и т.д. Поэтому с целью умилостивления Тӧлпери закамские удмурты проводили в честь него жертвоприношения. В д.Кипчак Куединского района после посевной на берегу р.Буй жрецы жертвовали для Тӧлпери утку. В д.Гожан того же района, «когда бывали сильные ветры (тӧлпери) в жертву приносили чуж чуньы [каурого жеребенка]. Резали на хлебном поле». Жертвоприношения уток с целью умилостивления Тӧлпери проводили также в с.Большой Гондыр Куединского района, в дд. Тынбахтино Калтасинского и Уразгильды Татышлинского районов. В д.Большой Качак Калтасинского района для Тӧлпери на хлебном поле жертвовали овцу.

Типологически близок к Тӧлпери чувашский Ҫавра ҫил — дух вихря. Как и у удмуртов, у чувашей — это вихрь и одновременно находящийся внутри вихря дух: «Если в поле разыграется ҫавра ҫил (вихрь), то внутри обязательно находится Ҫавра ҫил (дух)». Кстати, удмурты иногда тоже называли Тӧлпери Силь/ӟильпэри (от башк. ‘ветер’). Этим словом обозначали как самого духа, так и смерч, сильный ветер. Подобный персонаж имелся также в башкирской мифологии — ел әйәhе. Местом его обитания являлись горные вершины и пещеры, передвигался он внутри пыльного вихря.

Также были поверья о царе ветров дейеу-пәрей — всесокрушающем вихре. По сведениям И.Н. Смирнова, закамским удмуртам был известен мифологический персонаж Дау-пери. Вероятно, здесь имеется ввиду Даулпери, т.е. злой дух ураганных ветров.
 

Вверх Снизу