ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ КИЧУА (ЭКВАДОР)
Как и на территории Перу, в традиционных воззрениях эквадорцев сильно влияние мировоззрения культуры инков. Однако есть и свои особенности. Современные индейцы во многом утратили связь со своим традиционным мировоззрением. Шаманы и курандерос, с которыми я общался в Эквадоре, с большим трудом вспоминают, как называются те или иные миры, духи и божества. Даже один из старейших шаманов, в жилах которого течет кровь индейцев кичуа и кофан, Альберто Грефа Кета, долго вспоминал, как на их наречии будут звучать имена богов. А потом сказал: «Все это не так важно. Главное, помнить, что верховный дух – это Король Яге (Rey de Yage)». Потом спустя какое-то время вспомнил, что на языке его предков бога Солнце называли Чига (Chiga), а Землю – Мама Анде (Mama Ande).
Восточные кичуа (Los Quichua del Oriente) – народ численностью около 60 000 человек, обитающий в провинциях Напо (Napo) и Пастаса (Pastaza). Это территории между реками Путумайо (Putumayo) и Сан-Мигель (San Miguel). Центр – в Кантоне Лорето (Loreto Canton), одном из четырех кантонов провинции Орельяна (Orellana Province), Эквадор. Столица – Лорето. Язык кичуа – архаический язык некогда могущественной империи инков. Этнически кичуа состоят из разных племен, объединенных одним языком и национальной самоидентификацией. Кроме того, в сельве Эквадора представители других племен используют язык кичуа как межплеменной язык (некоторые даже не знают испанского, который в Латинской Америке называют кастильяно). Вообще, кечуа (Quechuas, также Runakuna, Kichwas и Ingas) является собирательным термином для обозначения нескольких коренных этнических групп в Южной Америке, которые говорят на языке кечуа с разными диалектами, проживающих в основном в Перу, Эквадоре, Боливии, Чили, Колумбии и Аргентине. Кечуа в Эквадоре называют себя, а также свой язык кичуа (Kichwa-Kichwas или Quichuas). В Колумбии этническая группа, говорящая на кичуа, называет себя ингас (Ingas). Другие кечуаговорящие группы называют себя рукаруна (Runakuna).
На языке кечуа врачеватель-курандеро – ампикамайок, hampi-kamayoq (от hampi, jampi – ‘лекарства, медицина’ и ka-mayoq – ‘хранитель, представитель’). На кичуа врачеватель – hampik, а врачевание, лечение – hampichiy, hampiy.
Местное название шамана у кичуа – ячак (на кичуа – yachak, на кечуа – yachaq), букв. ‘обладающий мудростью’, ячак-яйя (yachak yaya), от слова ячай (yachay) – ‘мудрость, знание’, и аль-ячак (alliyachak; alli – ‘благой, добрый, хороший’). Уаку (waku) – это курандеро, который использует в своей целительской практике растения, камни и амулеты. Щункучик (shunkuchik) – курандеро, «очищающий от страха» (limpia el espanto). В момент сильного внезапного испуга тень человека, по представлениям архаических народов, может вылететь, заблудиться или быть украденной брухо. Называются разные причины испуга. Например, одна из таких причин по представлениям индейцев астекской группы – встреча с Чанеке (Chaneque). Версии о внешнем виде Чанеке разнятся. В целом, согласно представлениям этой группы мексиканских индейцев, чанеки (chaneques) – это маленькие существа, живущие в пещерах, горах и у рек. Одни видят их как маленьких белокурых детей, в то время как другие думают, что это вид карликов темно-коричневого цвета с большой головой. Такие существа встречаются в мексиканском фольклоре повсеместно. Часто индейцы рассказывают, что некоторые путники встречали их в безлюдных местах близ рек. Чанеки очаровывали и увлекали несчастных в свои дома-пещеры. Те, кто все же сумел вернуться после встречи с этими существами, переживали «синдром страха». От чанеки они возвращаются грустные, рассеянные и отсутствующие, обычно не отвечают на стимулы окружающей среды. Вот таких пациентов и лечат курандерос, занимающиеся «очищением от страха». Кроме того, существуют другие причины испуга, требующие лечения. Среди них – страх от встречи с покойником, который вдруг является своим бывшим родственникам или знакомым. Если покойник начинает непрерывно являться наяву и во сне, говорят, что человек «подцепил тень», т. е. призрака. Это сильно пугает человека, к которому является покойник. Для того чтобы избавить его от страха, курандеро отправляется на кладбище, где лежит тело призрака, и совершает там специальные ритуалы. В случае если больной не выздоравливает, знахарь возвращается на кладбище, вызывает покойника, чтобы его «пристыдить» и объяснить, почему ему нужно оставить своих бывших родственников. Испуг может приключиться и от «встречи» с Дьяволом. Так, индейцы рассказывали, что однажды встретили красивую девушку и отправились за ней, а потом она внезапно исчезла. Тогда индейцев стал одолевать страх, а тела их свела судорога – это был «явный признак» встречи с нечистой силой. Другие виды испуга, которые нужно лечить, – состояние страха после того, как человек чуть не захлебнулся в воде, а также состояние страха, когда человек встретил на дороге змею. Все эти случаи требуют вмешательства курандерос, специализирующихся на страхах.
Как и на территории Перу, в традиционных воззрениях эквадорцев сильно влияние мировоззрения культуры инков. Однако есть и свои особенности. Современные индейцы во многом утратили связь со своим традиционным мировоззрением. Шаманы и курандерос, с которыми я общался в Эквадоре, с большим трудом вспоминают, как называются те или иные миры, духи и божества. Даже один из старейших шаманов, в жилах которого течет кровь индейцев кичуа и кофан, Альберто Грефа Кета, долго вспоминал, как на их наречии будут звучать имена богов. А потом сказал: «Все это не так важно. Главное, помнить, что верховный дух – это Король Яге (Rey de Yage)». Потом спустя какое-то время вспомнил, что на языке его предков бога Солнце называли Чига (Chiga), а Землю – Мама Анде (Mama Ande).
Восточные кичуа (Los Quichua del Oriente) – народ численностью около 60 000 человек, обитающий в провинциях Напо (Napo) и Пастаса (Pastaza). Это территории между реками Путумайо (Putumayo) и Сан-Мигель (San Miguel). Центр – в Кантоне Лорето (Loreto Canton), одном из четырех кантонов провинции Орельяна (Orellana Province), Эквадор. Столица – Лорето. Язык кичуа – архаический язык некогда могущественной империи инков. Этнически кичуа состоят из разных племен, объединенных одним языком и национальной самоидентификацией. Кроме того, в сельве Эквадора представители других племен используют язык кичуа как межплеменной язык (некоторые даже не знают испанского, который в Латинской Америке называют кастильяно). Вообще, кечуа (Quechuas, также Runakuna, Kichwas и Ingas) является собирательным термином для обозначения нескольких коренных этнических групп в Южной Америке, которые говорят на языке кечуа с разными диалектами, проживающих в основном в Перу, Эквадоре, Боливии, Чили, Колумбии и Аргентине. Кечуа в Эквадоре называют себя, а также свой язык кичуа (Kichwa-Kichwas или Quichuas). В Колумбии этническая группа, говорящая на кичуа, называет себя ингас (Ingas). Другие кечуаговорящие группы называют себя рукаруна (Runakuna).
На языке кечуа врачеватель-курандеро – ампикамайок, hampi-kamayoq (от hampi, jampi – ‘лекарства, медицина’ и ka-mayoq – ‘хранитель, представитель’). На кичуа врачеватель – hampik, а врачевание, лечение – hampichiy, hampiy.
Местное название шамана у кичуа – ячак (на кичуа – yachak, на кечуа – yachaq), букв. ‘обладающий мудростью’, ячак-яйя (yachak yaya), от слова ячай (yachay) – ‘мудрость, знание’, и аль-ячак (alliyachak; alli – ‘благой, добрый, хороший’). Уаку (waku) – это курандеро, который использует в своей целительской практике растения, камни и амулеты. Щункучик (shunkuchik) – курандеро, «очищающий от страха» (limpia el espanto). В момент сильного внезапного испуга тень человека, по представлениям архаических народов, может вылететь, заблудиться или быть украденной брухо. Называются разные причины испуга. Например, одна из таких причин по представлениям индейцев астекской группы – встреча с Чанеке (Chaneque). Версии о внешнем виде Чанеке разнятся. В целом, согласно представлениям этой группы мексиканских индейцев, чанеки (chaneques) – это маленькие существа, живущие в пещерах, горах и у рек. Одни видят их как маленьких белокурых детей, в то время как другие думают, что это вид карликов темно-коричневого цвета с большой головой. Такие существа встречаются в мексиканском фольклоре повсеместно. Часто индейцы рассказывают, что некоторые путники встречали их в безлюдных местах близ рек. Чанеки очаровывали и увлекали несчастных в свои дома-пещеры. Те, кто все же сумел вернуться после встречи с этими существами, переживали «синдром страха». От чанеки они возвращаются грустные, рассеянные и отсутствующие, обычно не отвечают на стимулы окружающей среды. Вот таких пациентов и лечат курандерос, занимающиеся «очищением от страха». Кроме того, существуют другие причины испуга, требующие лечения. Среди них – страх от встречи с покойником, который вдруг является своим бывшим родственникам или знакомым. Если покойник начинает непрерывно являться наяву и во сне, говорят, что человек «подцепил тень», т. е. призрака. Это сильно пугает человека, к которому является покойник. Для того чтобы избавить его от страха, курандеро отправляется на кладбище, где лежит тело призрака, и совершает там специальные ритуалы. В случае если больной не выздоравливает, знахарь возвращается на кладбище, вызывает покойника, чтобы его «пристыдить» и объяснить, почему ему нужно оставить своих бывших родственников. Испуг может приключиться и от «встречи» с Дьяволом. Так, индейцы рассказывали, что однажды встретили красивую девушку и отправились за ней, а потом она внезапно исчезла. Тогда индейцев стал одолевать страх, а тела их свела судорога – это был «явный признак» встречи с нечистой силой. Другие виды испуга, которые нужно лечить, – состояние страха после того, как человек чуть не захлебнулся в воде, а также состояние страха, когда человек встретил на дороге змею. Все эти случаи требуют вмешательства курандерос, специализирующихся на страхах.