УПАДАНА

T

taa

Гости
#1
УПАДАНА

Упадана.jpg
Упадана (санскр., пали upädäna, «брать ч.-л. себе», «присваивать») — в буддизме механизм «присвоения», «привязанности», «пристрастия», когда субъект не просто воспринимает объект, но отождествляется с ним, как бы делая его своим. Будда Шакьямуни, к-рый видел в У. не только причину внутренней зависимости человека от своих «присвоений», но и основание самого кармического детерминизма как закабаления в сансаре, говорит о непривязанности как осн. условии освобождения (нирвана): «Люди отдаются привязанности, находятся во власти привязанности, видят удовольствие в привязанности. И этим людям, отдавшимся привязанности, видящим удовольствие в привязанности, трудно понять, что такое причинная связанность и взаимозависимое происхождение, особенно же трудно понять им, что значит угасание всех санскар, отказ от всего, что способствует перерождению, уничтожение жажды, уничтожение страсти, подавление чувств, нирвана» (Винаяпитака, «Маггавагга»; пер. В. Вертоградовой; см. Санскара). Термин У. используется Буддой не только в своем общеязыковом значении привязанности, но и в более определенном технич. смысле. Напр., в таком сочетании, как упадана-скандха, У. означает силу, к-рая удерживает вместе группы элементов индивидуального существования: скандхи держатся на привязанности к «я», к эгоцентрированному взгляду на мир. В схеме взаимозависимого возникновения (см. Пратитья самутпада) У. обусловлена жаждой (тришна) и, в свою очередь, обусловливает становление (бхава), к-рое и запускает в действие механизм перерождения, обусловливая рождение, старость и смерть. Т.о., У. является связующим звеном между настоящим и будущим существованиями. Как и другие звенья пратитья самутпады, У. есть одновременно и результат и причина: с одной стороны, привязанность в данном существовании наследует привязанности прошлых жизней, с др. — создает предпосылки для возобновления привязанности в будущем. Будда называет У. «топливом» сансарного существования: «Так же как огонь горит, когда имеется топливо (У.), и не горит, когда его нет, я, Ваччха, я провозглашаю перерождение для того, кто располагает топливом, а не для того, у кого нет топлива... Когда существо оставило свое тело, но еще не переродилось в другом теле, я говорю, что оно отапливается жаждой» (Самъютта-никая IV.399).

Выделяется четыре типа У: 1) пристрастие к чувственным удовольствиям (кама-упадана), включающее похоть, страсть, зависимость, омрачение и т.п.; 2) привязанность к мнениям, или ложным взглядам (диттхи-упадана); 3) привязанность к правилам и ритуалам (силаббата-упадана), т.е. вера в то, что лишь с их помощью можно достичь религ. очищения; 4) привязанность к ложным мнениям о «я» (аттавада-упадана). Более поздние буд. авторы отмечали, что освобождение от четырех разновидностей У. дает не полное освобождение от перерождений (состояние архата), а духовный плод, определяемый как анагами: адепт больше не возвращается в сферу чувственного опыта {кама-дхату), но продолжает перерождаться в рупа-дхату или арупа-дхату (см. Дхату). Поэтому в рубрику кама-упадана они добавляют бхава-упадана — привязанность к перерождению.

Для понимания У. важно подчеркнуть, что Будда настаивает на необходимости избегать привязанности не только к чувственным удовольствиям, ложным взглядам (диттхи) и ложным практикам (крайнему аскетизму), но и к «правильным» взглядам и «правильным» практикам, поскольку считает свое учение (Дхарму) не догмой, а инструментом — плотом, к-рый используют для переправы, а потом оставляют (см. Упая каушалья).

В йогачаре У. связывается с созреванием и ростом «семян» сознания (читты) и является их кармическим основанием. Напр., в «Самдхинирмочана-сутре» (V.2) различаются две разновидности У.: 1) присвоение телесных чувственных органов с соответствующими их объектами; 2) присвоение потенциальных диспозиций (васана) к пролиферации (прапанча) конвенционального использования ментальных построений (образов), имен и концепций {викальпа, нома, нимитта).
 

Вверх Снизу