УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Malfrida

Администратор
Регистрация
21.08.2018
Сообщения
9 051
#1
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


USSVBG.jpg




Праздник Успение Пресвятой Богородицы День Третьего Спаса предваряло Успение (28 августа). Успение Пресвятой Богородицы - это один из величайших христианских праздников. Для современного человека подобное воззрение кажется странным: ведь это день смерти Богородицы, почему же тогда его принято праздновать? А вспомните смысл праздника Пасхи: после Воскресения Христа считается, что нет больше смерти, не властна она больше над людьми, и смерть теперь - это всего лишь сон, за которым следует жизнь вечная. Дева Мария просто уснула недолгим сном, а затем вошла в жизнь вечную. Так что Успение Богородицы по всем церковным канонам рассматривается как праздник, хотя особо набожные люди (особенно старушки) все же считают его днем траура и надевают темные одежды. Праздник Успения Пресвятой Богородицы был весьма почитаем на Руси, ведь Божью Матерь русский народ издревле почитал своей заступницей. К тому же праздник этот выпадает на благодатную осеннюю пору, когда заканчиваются аграрные работы, а также поспевает все «слетье» и начинаются заготовки лесных, огородных и садовых продуктов на зиму: «На Успение огурцы соли, на Сергия (8 октября) капусту руби». О народной любви к празднику говорит и множество данных ему народом имен: «Большая Пречистая», «Первая Пречистая», «Госпожин день», «Госпожинки». Названиями дня также были: «жнивка» (в этот день обычно жали), «дожинки» (в честь последнего сжатого снопа - иногда так назывался и сам обряд окончания жатвы), «сапожинки» (обряд окончания жатвы), «выжанки» (взаимодействие и взаимопомощь с соседями в процессе жатвы). Проводы лета На день Успения Богородицы приходились проводы лета, окончание уборки урожая (жатвы) и окончание сева озимых. Крестьяне всегда старались успеть закончить эти работы до праздника: «Успение кончает дожинки». Стоит отметить, что жатву обычно проводило женское население деревень - жницы. Работа эта не была сверхтрудной, но требовала выносливости: из-за неудобной позы очень скоро начинала ныть спина. Чтобы уменьшить неприятные ощущения, жницы затыкали за пояс спорынью. Окончание жатвы - сапожинки - сопровождалось особыми обрядами, призванными вернуть земле силу, которую она потратила на то, чтобы дать людям урожай. Небольшое количество (примерно с горсть) колосьев оставляли несрезанными и из них «завивали бороду», то есть перевязывали лентой, приговаривая: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!». Затем колосья, не развязывая, свивали в венок, сгибали к земле и присыпали землей. Под стебли с поклонами и приговором: «Батюшка, Илья-борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!» - клали хлеб и соль. После чего жницы перекатывались по ниве, приговаривая: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено». Считалось, что таким образом земля возвратит женщинам силу, потраченную на уборку урожая. Интересные обряды касались и последнего снопа («дожинка»). Колосья на последний сноп всегда жали в полном молчании. В некоторых местах его так и называли: сноп-молчанушка. Считалось, если какая-то из жниц не выдержит и заговорит, то «жених у нее будет слепой». Последний сжатый сноп слыл «именинником»: его украшали нарядными ситцевыми платками и ставили в передний угол избы, под иконы. Там он стоял до Покрова или до Нового года, после чего его делили по числу имеющейся в хозяйстве животины и каждой доставалась своя часть этого корма. По окончании работ женщины заводили яичницу-пожинальницу. А затем селяне вскладчину устраивали веселый праздник, отмечали и Успение, и конец лета, а вместе с ним и конец летних работ. Обязательно варили медовуху и пиво, пекли пироги из новой муки, готовили мясные блюда. Непременными были хороводы и «жатвенные» песни. «Жала я с утра до ноченьки Пшеницу да овес, Только девке хлеба белого Поесть не удалось». Или: «Слава Богу, На нашей нивке, Сегодня дожинки! Слава Богу!» Или: «Иваново поле, Веселит оно, стоя. Жнеи молодые, Серпы золотые. Весело они жали, Серпочки мелькали». Если какая-то семья не успевала дожать к сроку, то более спорые односельчане приходили к ним на помощь, за единственную плату - угощенье. Такая помощь носила название «выжанок» (или «поденщины»). К этому же времени сельчане старались приурочить сев озимых («досевки»): «До Успенья пахать - лишнюю копну нажать»; «Пречистая Матерь засевает, а Покров покрывает»; «Озимь сей за три дня до Успенья и три - после». В Сибирском регионе с Успения начинали охотиться на медведей и «шишковать», то есть собирать кедровые орехи. С Успения девушки начинали присматривать себе женихов, так как с Покрова наступало время свадеб. Кто из девушек не успевал найти себе мил-дружка на Успение, той незамужней приходилось коротать зиму: «С Успенщины не успеешь присмотреть - зиму тебе в девках просидеть!». Сватов обычно начинали засылать через две недели после Успения. Приметы дня Подмечали, что в этот день ласточки продолжают свой отлет на юг, а у лягушек «зарастает рот», поэтому они перестают квакать. Считают, что именно с этого дня начинается молодое бабье лето (до 11 сентября), зато солнце - засыпает («засыпается»), то есть, начинает всходить все позже и позже. Если на Успение в небе появится радуга, то ожидали долгую и теплую осень. В этот день проходили проводы лета. Это последний летний день: «Успение провожай - осень встречай»; вечером в избах впервые зажигали огонь и ужинали при свете. Именно с этого дня начинались осенние посиделки, ведь все основные сельскохозяйственные работы уже были сделаны, теперь можно было заняться шитьем и ткачеством. Богородице в этот день пелись особые величальные песни.
 

Вверх Снизу