4.5. Один Вкус.
Еще одним органом чувств является вкус. В кулинарии различают 5 вкусов: кислый, сладкий, горький, соленый и умами. Умами – это пятый вкус, придуманный совсем недавно. Это вкус морской капусты, соевого соуса и сыра пармезан. Тем не менее, в некоторых восточных странах выделяют 6 вкусов, в том числе «жгучий». Китайская модель мира включала 5 вкусовых элементов: горькое, соленое, кислое, сладкое и горячее. Последнее, возможно - эквивалент умами или «жгучего» (пряного).
Длительная история исследований вкусового анализатора, сколь ни странно, до сих пор поддерживает множество заблуждений — во многих книгах по физиологии повторяется «вкусовая карта» языка, которая, тем не менее, не имеет научного подтверждения. Можно ожидать, что интенсивное развитие современной науки скоро позволит определить специфические характеристики и механизмы работы вкусовых рецепторов, а число признаваемых «базовых» вкусов будет только увеличиваться. В терминологии профессиональных дегустаторов число используемых базовых вкусов существенно больше, но эти термины в своём большинстве относятся скорее к аромату, нежели собственно к вкусу.
Шаманское понятие вкуса несколько шире общепринятого и затрагивает не только систему пищеварения и орган чувств, но и некоторые феномены психо-духовного характера. Вкус – это понятие, опять-таки, интегративное. Это синестезия всех других органов чувств в нечто целостное, голографическое. Об этом говорят, как о вкусе к жизни, о вкусе к ситуации или, в конце концов, как о чувстве вкуса. Очень интересное понятие в обиход современной психологии ввел Кен Уилбер в книге с аналогичным названием – «Один Вкус» (204). Говоря о вкусе с уилберовской точки зрения, мы говорим, опять-таки, о синестезии. Сплавляя все семь первоэлементов в одно, вы получаете новое качество восприятия бытия. В этом состоянии человек раскрывается к переживаниям, описанным в эзотерических трактатах всех великих религий и философских систем. И ключевым чувством здесь выступает чувство Красоты.
С одной стороны, вкус Бытия (как и вкус любой пищи в процедуре дегустации) возможно ощутить только «отстранившись» от этого Бытия. Точно так же, как мы не можем оценить вкус изысканного блюда, если будем сильно голодны, и съедим все, не вникая в нюансы. Для того, что бы осознать вкус еды, нужно, перед тем, как начать есть, настроиться на дегустацию, на оценку этого блюда. Потом, нужно его съесть неспеша, с той скоростью, которая позволит не только утолить голод, но еще и успеть заметить особенности и отличия этого блюда. Необходима некоторая оценочная позиция, а не полная вовлеченность в процесс употребления. Точно так же дело обстоит и с жизнью, Бытием. Для того что бы осознать красоту всего происходящего, нужно найти точку из которой вы будете способны оценить эту красоту. Это и есть, в некотором роде, чувство «вкуса к жизни». Шаманы нарабатывают подобные состояния в течение всей своей жизни. В количественных характеристиках, это измеряется терминами «Безупречности» и «Личной Силы» (в терминологии К. Кастанеды) (83-85).
Очень интересно, что красоту мира в обычной жизни люди замечают мало. Сознание фиксируется на повседневных делах и заботах, магических практиках, духовных путешествиях и т.д. Еще больше внимания уходит на развлечения и игры. Времени и внимания на красоту мира не остается. Между тем, во многих смыслах, восприятие красоты творения, наверное, самое главное, что есть в этой жизни. Никто не говорит, что поиски пропитания и обучающие игры не нужны. Однако думается, что все-таки не это составляет суть именно человеческого бытия. Возможно, что человек тем и отличается от животного, что способен к оценочной позиции по отношению к природе, миру, бытию. И суть этой позиции – в восприятии их красоты.
Еще одним органом чувств является вкус. В кулинарии различают 5 вкусов: кислый, сладкий, горький, соленый и умами. Умами – это пятый вкус, придуманный совсем недавно. Это вкус морской капусты, соевого соуса и сыра пармезан. Тем не менее, в некоторых восточных странах выделяют 6 вкусов, в том числе «жгучий». Китайская модель мира включала 5 вкусовых элементов: горькое, соленое, кислое, сладкое и горячее. Последнее, возможно - эквивалент умами или «жгучего» (пряного).
Длительная история исследований вкусового анализатора, сколь ни странно, до сих пор поддерживает множество заблуждений — во многих книгах по физиологии повторяется «вкусовая карта» языка, которая, тем не менее, не имеет научного подтверждения. Можно ожидать, что интенсивное развитие современной науки скоро позволит определить специфические характеристики и механизмы работы вкусовых рецепторов, а число признаваемых «базовых» вкусов будет только увеличиваться. В терминологии профессиональных дегустаторов число используемых базовых вкусов существенно больше, но эти термины в своём большинстве относятся скорее к аромату, нежели собственно к вкусу.
Шаманское понятие вкуса несколько шире общепринятого и затрагивает не только систему пищеварения и орган чувств, но и некоторые феномены психо-духовного характера. Вкус – это понятие, опять-таки, интегративное. Это синестезия всех других органов чувств в нечто целостное, голографическое. Об этом говорят, как о вкусе к жизни, о вкусе к ситуации или, в конце концов, как о чувстве вкуса. Очень интересное понятие в обиход современной психологии ввел Кен Уилбер в книге с аналогичным названием – «Один Вкус» (204). Говоря о вкусе с уилберовской точки зрения, мы говорим, опять-таки, о синестезии. Сплавляя все семь первоэлементов в одно, вы получаете новое качество восприятия бытия. В этом состоянии человек раскрывается к переживаниям, описанным в эзотерических трактатах всех великих религий и философских систем. И ключевым чувством здесь выступает чувство Красоты.
С одной стороны, вкус Бытия (как и вкус любой пищи в процедуре дегустации) возможно ощутить только «отстранившись» от этого Бытия. Точно так же, как мы не можем оценить вкус изысканного блюда, если будем сильно голодны, и съедим все, не вникая в нюансы. Для того, что бы осознать вкус еды, нужно, перед тем, как начать есть, настроиться на дегустацию, на оценку этого блюда. Потом, нужно его съесть неспеша, с той скоростью, которая позволит не только утолить голод, но еще и успеть заметить особенности и отличия этого блюда. Необходима некоторая оценочная позиция, а не полная вовлеченность в процесс употребления. Точно так же дело обстоит и с жизнью, Бытием. Для того что бы осознать красоту всего происходящего, нужно найти точку из которой вы будете способны оценить эту красоту. Это и есть, в некотором роде, чувство «вкуса к жизни». Шаманы нарабатывают подобные состояния в течение всей своей жизни. В количественных характеристиках, это измеряется терминами «Безупречности» и «Личной Силы» (в терминологии К. Кастанеды) (83-85).
Очень интересно, что красоту мира в обычной жизни люди замечают мало. Сознание фиксируется на повседневных делах и заботах, магических практиках, духовных путешествиях и т.д. Еще больше внимания уходит на развлечения и игры. Времени и внимания на красоту мира не остается. Между тем, во многих смыслах, восприятие красоты творения, наверное, самое главное, что есть в этой жизни. Никто не говорит, что поиски пропитания и обучающие игры не нужны. Однако думается, что все-таки не это составляет суть именно человеческого бытия. Возможно, что человек тем и отличается от животного, что способен к оценочной позиции по отношению к природе, миру, бытию. И суть этой позиции – в восприятии их красоты.